Корреспондент «Культуромании» побывала в Омске на выставке «Прибытие поезда. Станция «Омск». Арт-поезд с произведениями находится на месте недействующего метро.
Корреспондент «Культуромании» побывала в Омске на выставке «Прибытие поезда. Станция «Омск». Арт-поезд с произведениями находится на месте недействующего метро.
Экспозиция «Прибытие поезда. Станция «Омск» открылась во второй половине июня. Она посвящена 130-летию Транссибирской магистрали и является составной частью проекта, посвященного перезапуску омской подземки.
Ее «рельсы» проложены на единственной построенной станции омского метрополитена. Недействующая подземка – а строить метро начали в 1992 году – уже десятилетиями раздражает местных жителей. Строительство было окончательно законсервировано в 2014-м. Единственную законченную станцию метро используют как подземный переход.
Омский областной музей изобразительных искусств (ООМИИ) имени М.А. Врубеля, веря в исцеляющую силу современного искусства, решил перезапустить заброшенную подземку и изменить отношение горожан к вызывающему негативные ассоциации месту. В 2018 году сотрудники музея подали заявку на конкурс Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музей. Сила места».
Путь к получению гранта, а омский музей имени Врубеля его получил, был труден. Была и защита проекта, и обучение в «Сколково», и времени это заняло много, пока учреждение не получило 15 млн рублей на два года: с 21 ноября 2019-го по 20 ноября 2021-го.
Идея поддержки культурно-городских проектов состояла в том, чтобы изменить жизнь в городе, помочь людям найти новые смыслы, говорит директор программ благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Фодина.
– Проект по «перезапуску» омской подземки получил очень высокие оценки экспертов, эта тема показалась актуальной, важной. То, как ее представила команда, оказалось очень интересным подходом, который, мне кажется, оценен по заслугам и первые результаты этого проекта мы можем наблюдать сейчас, – отмечает собеседница «Культуромании».
Говорить с городом языком современного искусства
Ребята – а экспозицию делали именно молодые люди – решили рассказать об индустриальном облике Омска и железных дорогах, о значении Транссибирской магистрали, которая меняла город на протяжении более ста лет.
– Началось все с обучения Иры Гавриленко (худрук «Проекта М», заведующая оргсектором ООМИИ им. М. А. Врубеля – Ред.) в проекте «Сколково». В тот же период я как-то сидела в баре с экс-директором «Центра современной драматургии – Омск» и рассказывала ей о галерее двух грузинских молодых художниц, которые устроили ее в переходе метро. Так и появилась идея «перезапустить» омскую подземку, – делится она. – Когда стало ясно, что Фонд Потанина поддержал нашу идею, я стала выходить на сообщества, искать художников. Нам нужны были те, кто будет работать с теми же муралами (огромное изображение, которое нанесено на стену здания – Ред.).
Всего над выставкой работали десять художников и граффитистов. Некоторые из них не из Омска, а из других городов России. Например, Антония Лев из Москвы, Максим Реванш из Екатеринбурга, Янина Болдырева из Новосибирска.
На экспозиции представлены не заранее привезенные работы. Выставка создавалась художниками с нуля, они творили прямо на стенах метроперехода, а местные жители могли наблюдать за этим процессом. Как, например, за росписью стен Яниной Болдыревой. Ее роспись называется «Поворотный момент». Источником вдохновения для девушки послужили снимки Леона Буланже, который фотографировал строительство железной дороги в Омске в конце XIX века.
Елена Треуголка объясняет, что как такового центра у экспозиции нет.
– Здесь очень сложная архитектура перехода. Поэтому нашу выставку можно читать в любом направлении, – отмечает она.
И читать, и смотреть на «Прибытие поезда. Станция «Омск» можно много чего: например, на потолке прибиты рельсы, в изгибе перехода отражает множество солнечных зайчиков огромный зеркальный шар.
Корреспонденту «Культуромании» больше приглянулось полотно «Преемственность» Натальи Денисовой. Оно посвящено художнику-футуристу Давиду Бурлюку, который путешествовал по Сибири в 1918-1920 годах по железной дороге. В марте 1919-го основатель русского футуризма находился в Омске, где ему удалось за короткое время взбудоражить культурное пространство эксцентричными выходками и экспериментами. Недолгий визит сильно повлиял и на местных художников, и на местных писателей.
Заведующая оргсектором ООМИИ им. М. А. Врубеля, художественный руководитель «Проекта М» Ирина Гавриленко рассказывает, что приезд Бурлюка в Омск – пример того, как даже один человек может изменить жизнь города.
– Представьте себе, приехал поезд. Из него вышел человек и изменил облик города. В юбилей Западно-Сибирской части Транссиба «Проект М» хочет представить вам тех людей, которые приехали в наш город благодаря этому чуду цивилизации. Герои нашей выставки – это архитекторы, которые меняли облик города. Это скульпторы, которые нашли здесь любовь всей своей жизни. Это фотографы, с помощью которых мы сейчас видим прошлое города Омска. Это поэты и художники, которые взрывали общественное сознание. Все эти люди когда-то вышли на платформу станции Омск и до сих пор вокруг нас, – рассказывает она «Культуромании». – Одна из идей проекта была в том, чтобы дать новый импульс местным художникам, поэтому мы специально приглашали художников из других городов.
Выставка начала работу с народного перформанса: в первые дни ее работы студенты притащили огромный болт, склеенный из картона. Подобное раздражение людей понять можно, столько лет этот переход был черной эмоциональной дырой. Елена Треуголка вспоминает, как одна молодая мама с ребенком ходила неделю и каждый раз рассказывала малышу, как здесь все плохо. Но гораздо больше людей проявляет интерес, спрашивает, останавливается и рассматривает произведения, читает тексты и благодарит организаторов.
– Когда первую выставку открыли, люди не понимали, что это. К нам подходили и спрашивали: что это такое, почему здесь лежит женщина в полиэтилене? У нас и правда лежала красивая девушка, закрытая прозрачным полиэтиленом. Зато потом, когда мы стали убирать экспонаты, к нам стали подходить с требованием вернуть девушку, – вспоминает уже Ирина Гавриленко. – Сейчас люди довольны. На открытии выставки я вела сторис в Инстаграме, и никогда у меня не было такого количества просмотров.
Оксана Фодина уверена, что этот проект – точка роста для города. Благотворительный Фонд Владимира Потанина доволен результатами своего культурного инвестирования.
Теперь надо, чтобы арт-поезд не потерял скорости или не оказался в тупике. Выставка «Прибытие поезда. Станция «Омск» продлится четыре месяца, затем начнет работу новая экспозиция. Что будет дальше – не очень понятно.
Ирина Гавриленко мечтает о том, чтобы проект вышел в формат арт-резиденций, и ей вроде бы уже удалось заручиться поддержкой местного минкульта. Планирует она и подавать заявку в Президентский фонд культурных инициатив.
– Изначально проект планировался на два года. Но пандемия повлияла на планы, Фонд добавил денег и нам продлили проект. Но это время скоро закончится, мы же хотим, чтобы это место жило. Чтобы не получилось так, закончился грант и место опустело, – говорит она.
Елена Сердечнова
Автор фото Дарья Никитина, предоставлено для публикации руководителем проекта Ириной Гавриленко