Креативные индустрии сейчас переживают не лучшие времена. Из-за коронавирусной инфекции доходы в этом сегменте просто рухнули. Этому способствовала затянувшаяся самоизоляция, отмена офлайн-мероприятий и общий экономический спад в стране.
По мнению генерального директора Российского музыкального союза, композитора, главного дирижера Академического большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева Александра Клевицкого, пандемия ясно показала, что авторы — одна из самых уязвимых категорий людей.
— Концертные залы закрылись, приостановились доходы от живого исполнения, а большинство онлайн-выступлений проводилось бесплатно. Это здорово с точки зрения продвижения культуры, но мы должны думать и о том, как можно капитализировать интеллектуальный труд при помощи цифровых технологий, — говорит композитор.
И в попытках этой капитализации приходится возвращаться к старой теме — цифровому сбору вознаграждений авторам за использование их произведений на цифровых площадках. Поэтому неудивительно, что именно он занял центральное место в онлайн-дискуссии.
Музыкальные деятели России, Белоруссии, Казахстана и Армении пришли к выводу, что основные проблемы, с которыми сталкиваются композиторы и исполнители классической музыки сегодня, — это несовершенная законодательная база и отсутствие подходящей цифровой инфраструктуры. В конечном итоге, подобное выливается в то, что интересы академических музыкантов в цифровой среде практически не защищаются, и сами они сильно теряют в доходах.
Так, по словам композитора Ивана Бурляева, он не получает прибыли от своих альбомов, размещенных на нескольких крупных онлайн-площадках.
— Из-за законодательных пробелов Российское авторское общество (РАО) не может заниматься выплатами с «цифры». Пока нам остается только радоваться успехам западных коллег. Например, я состою также во французском авторском обществе La Sacem, которое рапортует о постоянном увеличении доли цифровых поступлений — в том числе, с Netflix. В России таких позитивных историй я пока не вижу, — поделился г-н Бурляев.
А что на постсоветском пространстве?
Не лучше, а порой и хуже обстоят дела и в странах, входящих в Евразийский экономический союз. Например, в Армении, несмотря на все усилия Армянского авторского общества «Армавтор», пиратство и уклонение большого числа пользователей от выплаты вознаграждений авторам остаются главной проблемой.
В 2019 году, по данным общества по коллективному управлению правами, сборы за цифровое использование музыки составили всего 10% от возможного. Так что проблема использования музыки в интернете остается одной из самых болезненных для авторов этой страны.
Композитор, дирижер, президент авторского совета «Армавтор» Ерванд Ерзнкян считает, что в Армении отсутствует полноценный инструментарий для перехода в «цифру».
— С одной стороны, у нас сильно «хромает» законодательство, с другой — мы имеем очень скудный инструментарий для того, чтобы активно влиться в цифровую среду, — говорит композитор.
С похожими проблемами сталкиваются и авторы из Казахстана. Председатель союза композиторов этой республики Балнур Кыдырбек считает, что ее страна отстает от других в плане защиты интеллектуальной собственности.
— Под цифровизацией в нашей стране подразумевают только переход материального в цифровое в сферах экономики, здравоохранения, образования. Музыка сюда не входит, — говорит она.
Не в лучшем положении находятся и авторы из Белоруссии. Они испытывают затруднения, продвигая свои музыкальные произведения. Председатель правления Белорусского общества авторов, исполнителей и иных правообладателей Сергей Кухто призывает помочь им.
— Мы поддерживаем любые цифровые решения и национальные реестры, созданные для этих целей. На территории постсоветского пространства отличной базой для такой инфраструктуры может стать ЕАКОП, а технологическим локомотивом послужит Россия, — говорит он.
Создать инфраструктуру
Действительно, в России есть технологическая база, которая позволит создать развитую инфраструктуру музыкального рынка. Какие-то сервисы уже внедряются на территории стран Евразийского союза. Например, плеер для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов FONMIX, и программный комплекс Hypergraph, позволяющий собирать отчетность по использованию контента.
В то же время в России не хватает нишевых сервисов для классической, этнической и другой жанровой музыки. По мнению директора по развитию ООО «Национальный Цифровой Агрегатор» Александра Боровкова, нужно совместно с коллегами по ЕАКОП продумать решения, как технологические, так и юридические, которые бы позволили поставлять локальный контент из стран Евразийского экономического союза.
Но самая главная проблема пока — отсутствие в России, в отличие от западных стран, работающего механизма, который позволяет получать вознаграждение за цифровое использование музыки.
— На уровне Евразийского пространства мы тесно контактируем со многими авторскими обществами бывших советских республик и готовы осуществлять необходимую поддержку, в том числе законодательную, просветительскую, коммуникационную для решения разных вопросов, острых тем, которые будут подниматься творческим сообществом, — отметила она.
Для этого поступило предложение собрать конкретные кейсы и пожелания представителей отрасли, создать инициативную группу и наладить постоянное взаимодействие между представителями творческих объединений на постсоветском пространстве. Эта работа поможет проанализировать ситуацию в целом, а также принять решения о последующих законодательных и прочих инициативах в зависимости от выявленных «болевых» точек музыкального рынка.
В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что краеугольным камнем совместной работы по восстановлению и дальнейшему развитию музыкальной индустрии должно стать разрешение ситуации с правами авторов в интернете.
Елена Сердечнова