Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП

Креативные индустрии

Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП
3 Августа 2020, 17:24
Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) провела онлайн-встречу «Композиторы онлайн». Мероприятие было посвящено проблемам продвижения классической и национальной музыки в цифровом пространстве.

Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) провела вторую онлайн-встречу «Композиторы онлайн». Мероприятие было посвящено проблемам продвижения классической и национальной музыки в цифровом пространстве. Музыканты из России, Белоруссии, Казахстана и Армении рассказывали об очень важных вещах: как академическим музыкантам, исполнителям и авторам «вписаться» в цифровое настоящее и будущее.

Креативные индустрии сейчас переживают не лучшие времена. Из-за коронавирусной инфекции доходы в этом сегменте просто рухнули. Этому способствовала затянувшаяся самоизоляция, отмена офлайн-мероприятий и общий экономический спад в стране.

По мнению генерального директора Российского музыкального союза, композитора, главного дирижера Академического большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева Александра Клевицкого, пандемия ясно показала, что авторы — одна из самых уязвимых категорий людей.

— Концертные залы закрылись, приостановились доходы от живого исполнения, а большинство онлайн-выступлений проводилось бесплатно. Это здорово с точки зрения продвижения культуры, но мы должны думать и о том, как можно капитализировать интеллектуальный труд при помощи цифровых технологий, — говорит композитор.

И в попытках этой капитализации приходится возвращаться к старой теме — цифровому сбору вознаграждений авторам за использование их произведений на цифровых площадках. Поэтому неудивительно, что именно он занял центральное место в онлайн-дискуссии.

Музыкальные деятели России, Белоруссии, Казахстана и Армении пришли к выводу, что основные проблемы, с которыми сталкиваются композиторы и исполнители классической музыки сегодня, — это несовершенная законодательная база и отсутствие подходящей цифровой инфраструктуры. В конечном итоге, подобное выливается в то, что интересы академических музыкантов в цифровой среде практически не защищаются, и сами они сильно теряют в доходах.

Так, по словам композитора Ивана Бурляева, он не получает прибыли от своих альбомов, размещенных на нескольких крупных онлайн-площадках.

— Из-за законодательных пробелов Российское авторское общество (РАО) не может заниматься выплатами с «цифры». Пока нам остается только радоваться успехам западных коллег. Например, я состою также во французском авторском обществе La Sacem, которое рапортует о постоянном увеличении доли цифровых поступлений — в том числе, с Netflix. В России таких позитивных историй я пока не вижу, — поделился г-н Бурляев.

А что на постсоветском пространстве?

Не лучше, а порой и хуже обстоят дела и в странах, входящих в Евразийский экономический союз. Например, в Армении, несмотря на все усилия Армянского авторского общества «Армавтор», пиратство и уклонение большого числа пользователей от выплаты вознаграждений авторам остаются главной проблемой.

В 2019 году, по данным общества по коллективному управлению правами, сборы за цифровое использование музыки составили всего 10% от возможного. Так что проблема использования музыки в интернете остается одной из самых болезненных для авторов этой страны.

Композитор, дирижер, президент авторского совета «Армавтор» Ерванд Ерзнкян считает, что в Армении отсутствует полноценный инструментарий для перехода в «цифру».

— С одной стороны, у нас сильно «хромает» законодательство, с другой — мы имеем очень скудный инструментарий для того, чтобы активно влиться в цифровую среду, — говорит композитор.

С похожими проблемами сталкиваются и авторы из Казахстана. Председатель союза композиторов этой республики Балнур Кыдырбек считает, что ее страна отстает от других в плане защиты интеллектуальной собственности.

— Под цифровизацией в нашей стране подразумевают только переход материального в цифровое в сферах экономики, здравоохранения, образования. Музыка сюда не входит, — говорит она.

Не в лучшем положении находятся и авторы из Белоруссии. Они испытывают затруднения, продвигая свои музыкальные произведения. Председатель правления Белорусского общества авторов, исполнителей и иных правообладателей Сергей Кухто призывает помочь им.

— Мы поддерживаем любые цифровые решения и национальные реестры, созданные для этих целей. На территории постсоветского пространства отличной базой для такой инфраструктуры может стать ЕАКОП, а технологическим локомотивом послужит Россия, — говорит он.

Создать инфраструктуру

Действительно, в России есть технологическая база, которая позволит создать развитую инфраструктуру музыкального рынка. Какие-то сервисы уже внедряются на территории стран Евразийского союза. Например, плеер для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов FONMIX, и программный комплекс Hypergraph, позволяющий собирать отчетность по использованию контента.

В то же время в России не хватает нишевых сервисов для классической, этнической и другой жанровой музыки. По мнению директора по развитию ООО «Национальный Цифровой Агрегатор» Александра Боровкова, нужно совместно с коллегами по ЕАКОП продумать решения, как технологические, так и юридические, которые бы позволили поставлять локальный контент из стран Евразийского экономического союза.

Но самая главная проблема пока — отсутствие в России, в отличие от западных стран, работающего механизма, который позволяет получать вознаграждение за цифровое использование музыки.

Заместитель генерального секретаря ЕАКОП Ирина Яковлева заключила, что в конфедерации обществ правообладателей готовы организовывать подобные онлайн- и офлайн-обсуждения среди представителей музыкального сообщества.

— На уровне Евразийского пространства мы тесно контактируем со многими авторскими обществами бывших советских республик и готовы осуществлять необходимую поддержку, в том числе законодательную, просветительскую, коммуникационную для решения разных вопросов, острых тем, которые будут подниматься творческим сообществом, — отметила она.

Для этого поступило предложение собрать конкретные кейсы и пожелания представителей отрасли, создать инициативную группу и наладить постоянное взаимодействие между представителями творческих объединений на постсоветском пространстве. Эта работа поможет проанализировать ситуацию в целом, а также принять решения о последующих законодательных и прочих инициативах в зависимости от выявленных «болевых» точек музыкального рынка.

В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что краеугольным камнем совместной работы по восстановлению и дальнейшему развитию музыкальной индустрии должно стать разрешение ситуации с правами авторов в интернете.

Елена Сердечнова

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП

<h2>Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) провела вторую онлайн-встречу «Композиторы онлайн». Мероприятие было посвящено проблемам продвижения классической и национальной музыки в цифровом пространстве. Музыканты из России, Белоруссии, Казахстана и Армении рассказывали об очень важных вещах: как академическим музыкантам, исполнителям и авторам «вписаться» в цифровое настоящее и будущее. </h2> <p> </p> <p> Креативные индустрии сейчас переживают не лучшие времена. Из-за коронавирусной инфекции доходы в этом сегменте просто рухнули. Этому способствовала затянувшаяся самоизоляция, отмена офлайн-мероприятий и общий экономический спад в стране. </p> <p> </p> <p> По мнению <b>генерального директора Российского музыкального союза, композитора, главного дирижера Академического большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева Александра Клевицкого</b>, пандемия ясно показала, что авторы — одна из самых уязвимых категорий людей. </p> <p> </p> <p> — Концертные залы закрылись, приостановились доходы от живого исполнения, а большинство онлайн-выступлений проводилось бесплатно. Это здорово с точки зрения продвижения культуры, но мы должны думать и о том, как можно капитализировать интеллектуальный труд при помощи цифровых технологий, — говорит композитор. </p> <p> </p> <p> И в попытках этой капитализации приходится возвращаться к старой теме — цифровому сбору вознаграждений авторам за использование их произведений на цифровых площадках. Поэтому неудивительно, что именно он занял центральное место в онлайн-дискуссии. </p> <p> </p> <p> Музыкальные деятели России, Белоруссии, Казахстана и Армении пришли к выводу, что основные проблемы, с которыми сталкиваются композиторы и исполнители классической музыки сегодня, — это несовершенная законодательная база и отсутствие подходящей цифровой инфраструктуры. В конечном итоге, подобное выливается в то, что интересы академических музыкантов в цифровой среде практически не защищаются, и сами они сильно теряют в доходах. </p> <p> </p> <p> Так, по словам<b> композитора Ивана Бурляева</b>, он не получает прибыли от своих альбомов, размещенных на нескольких крупных онлайн-площадках. </p> <p> </p> <p> — Из-за законодательных пробелов Российское авторское общество (РАО) не может заниматься выплатами с «цифры». Пока нам остается только радоваться успехам западных коллег. Например, я состою также во французском авторском обществе La Sacem, которое рапортует о постоянном увеличении доли цифровых поступлений — в том числе, с Netflix. В России таких позитивных историй я пока не вижу, — поделился г-н Бурляев. </p> <p> </p> <p> <b>А что на постсоветском пространстве?</b> </p> <p> <b> </b> </p> <p> Не лучше, а порой и хуже обстоят дела и в странах, входящих в Евразийский экономический союз. Например, в Армении, несмотря на все усилия Армянского авторского общества «Армавтор», пиратство и уклонение большого числа пользователей от выплаты вознаграждений авторам остаются главной проблемой. </p> <p> В 2019 году, по данным общества по коллективному управлению правами, сборы за цифровое использование музыки составили всего 10% от возможного. Так что проблема использования музыки в интернете остается одной из самых болезненных для авторов этой страны. </p> <p> </p> <p> <b>Композитор, дирижер, президент авторского совета «Армавтор» Ерванд Ерзнкян </b>считает, что в Армении отсутствует полноценный инструментарий для перехода в «цифру». </p> <p> </p> <p> — С одной стороны, у нас сильно «хромает» законодательство, с другой — мы имеем очень скудный инструментарий для того, чтобы активно влиться в цифровую среду, — говорит композитор. </p> <p> </p> <p> С похожими проблемами сталкиваются и авторы из Казахстана<b>. Председатель союза композиторов этой республики Балнур Кыдырбек</b> считает, что ее страна отстает от других в плане защиты интеллектуальной собственности. </p> <p> </p> <p> — Под цифровизацией в нашей стране подразумевают только переход материального в цифровое в сферах экономики, здравоохранения, образования. Музыка сюда не входит, — говорит она. </p> <p> </p> <p> Не в лучшем положении находятся и авторы из Белоруссии. Они испытывают затруднения, продвигая свои музыкальные произведения. <b>Председатель правления Белорусского общества авторов, исполнителей и иных правообладателей Сергей Кухто </b>призывает помочь им. </p> <p> </p> <p> — Мы поддерживаем любые цифровые решения и национальные реестры, созданные для этих целей. На территории постсоветского пространства отличной базой для такой инфраструктуры может стать ЕАКОП, а технологическим локомотивом послужит Россия, — говорит он. </p> <p> </p> <p> <b>Создать инфраструктуру</b> </p> <p> </p> <p> Действительно, в России есть технологическая база, которая позволит создать развитую инфраструктуру музыкального рынка. Какие-то сервисы уже внедряются на территории стран Евразийского союза. Например, плеер для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов FONMIX, и программный комплекс Hypergraph, позволяющий собирать отчетность по использованию контента. </p> <p> </p> <p> В то же время в России не хватает нишевых сервисов для классической, этнической и другой жанровой музыки. По мнению <b>директора по развитию ООО «Национальный Цифровой Агрегатор» Александра Боровкова</b>, нужно совместно с коллегами по ЕАКОП продумать решения, как технологические, так и юридические, которые бы позволили поставлять локальный контент из стран Евразийского экономического союза. </p> <p> </p> <p> Но самая главная проблема пока — отсутствие в России, в отличие от западных стран, работающего механизма, который позволяет получать вознаграждение за цифровое использование музыки. </p> <p> </p> <div> Заместитель генерального секретаря ЕАКОП Ирина Яковлева заключила, что в конфедерации обществ правообладателей готовы организовывать подобные онлайн- и офлайн-обсуждения среди представителей музыкального сообщества. </div> <p> </p> <p> — На уровне Евразийского пространства мы тесно контактируем со многими авторскими обществами бывших советских республик и готовы осуществлять необходимую поддержку, в том числе законодательную, просветительскую, коммуникационную для решения разных вопросов, острых тем, которые будут подниматься творческим сообществом, — отметила она. </p> <p> </p> <p> Для этого поступило предложение собрать конкретные кейсы и пожелания представителей отрасли, создать инициативную группу и наладить постоянное взаимодействие между представителями творческих объединений на постсоветском пространстве. Эта работа поможет проанализировать ситуацию в целом, а также принять решения о последующих законодательных и прочих инициативах в зависимости от выявленных «болевых» точек музыкального рынка. </p> <p> </p> <p> В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что краеугольным камнем совместной работы по восстановлению и дальнейшему развитию музыкальной индустрии должно стать разрешение ситуации с правами авторов в интернете. </p> <p> </p> <p> <b>Елена Сердечнова</b> </p> <p> <b> </b> </p>

Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП

Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП

Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП

Как нотам вписаться в «цифру»: новая дискуссия ЕАКОП

Интересное по теме

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27