Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников

Коллекционирование/Арт-рынок

Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников
2 Августа 2023, 09:39
Его основательницы рассказали "Культуромании" о стратегиях коллекционирования, свойственных миллениалам и зумерам, а также о том, можно ли рассматривать работы молодых авторов как надежную инвестицию.

Новый онлайн-маркет Elephant in the Louvre, представляющий работы молодых художников, начал работу в конце весны. Сейчас здесь представлены работы 12 авторов, в том числе – художника и фотографа Евгения Миронова, номинанта премий им. Кандинского и им. Кончаловского или резидента самоорганизации и галереи «22» Ольги Аксеновой. «Культуромания» поговорила с основательницами маркета, выпускницами Московской школы современного искусства (MSCA) Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой о карьерных траекториях молодых художников, состоянии российского арт-рынка и о том, как начать собирать коллекцию.

– Как возникла идея маркета Elephant in the Louvre? 

И.Г.: Мы учились в Московской школе современного искусства (MSCA), и в какой-то момент возникло филантропическое желание делиться информацией о художниках, галереях, событиях арт-сцены. Так появилось медиа Elephant in the Louvre. Оно превратилось в целую арт-платформу, где могут найти для себя интересную и полезную информацию художники, коллекционеры, увлеченные современным искусством люди. 

Позже из медиа выросла целая экосистема, арт-платформа, в которую вошел и онлайн-маркет работ молодых художников. Он был создан для того, чтобы помочь людям увидеть новые грани жизни, лучше узнать себя и оставить в памяти самые важные события – создать визуальный дневник своей жизни с помощью искусства. 

Арт-платформа Elephant in the Louvre – это точка встречи связанных с современным искусством или увлеченных им людей, которые могут прочитать статью о художнике, рекомендации коллекционеров, например, Сергея Лимонова или интервью со студентами «Открытых студий» «Винзавода», коллекционерами. После этого легко можно зайти на нашу онлайн-площадку, увидеть работы на расстоянии одного клика и приобрести их. 

– С какими проблемами вы столкнулись при создании маркета? И что бы вы посоветовали тому, кто тоже захочет сделать маркет? 

И.Г.: Самое важное – выбор работ для маркета, так как в ходе open call, мы получили более 100 заявок, среди которых было множество достойных работ. Поэтому у нашего экспертного совета, в который в том числе вошел директор MSCA, художник, куратор Михаил Левин, была сложная задача – выбрать лучших из лучших, в итоге мы выбрали 12 художников. 

Ю.И.: Могу дать совет тем, кто захочет открыть маркет в области современного искусства: важно быть человеком, погруженным в профессиональную среду. Иначе выбрать качественные работы просто невозможно, также важно учитывать потребности аудитории. 

– По каким критериям выбирали художников, представленных на маркете? 

Ю.И.: В нашем open call не было возрастных ограничений, мы выбирали авторов в начале карьеры. При выборе учитывали не только визуальное качество работ, но и выставочный опыт, образование, новизну идеи. 

И.Г.: Мы разработали целую систему внутренних оценок. Составили огромную таблицу и, сначала независимо друг от друга, а потом уже коллегиально, выставили оценки. 

– На какое поколение ориентирован маркет – на миллениалов или зумеров? 

Ю.И.: Сейчас мы ориентируемся на начинающих коллекционеров и считаем, что обратиться к коллекционированию можно в любом возрасте. В основном, наши покупатели – миллениалы, которые уже созрели для приобретения искусства и интересуются актуальным искусством. Были примеры, когда купленная у нас работа становилась первой в коллекции покупателя. 

Проходящие в нашей стране ярмарки показывают, что молодые люди, особенно зуммеры, все больше интересуются современным искусством. При этом, они не стремятся обладать произведением – им важнее опыт, который они получают при взаимодействии с искусством, в том числе при покупке. Поэтому мы продаем не только предметы, но и смыслы, историю. Мы насыщаем маркет информацией о работах и художниках, чтобы человек подобрал искусство, которое откликается ему в данный момент. И тем самым задокументировал определенный отрезок жизни – так коллекционирование превращается в дневник жизни. 

И.Г.: Мне очень близка концепция, которой поделился в разговоре кто-то из коллег. Она о том, что искусством нельзя обладать: можно только принять его на хранение на время своего жизненного пути, но при этом оно принадлежит вечности. Мне нравится такая философия – когда важен не только предмет, но и участие в карьере молодого художника, а также возможность разнообразить свое хобби и, конечно, пожить с искусством определенное время. 

Р.О.: Как сказал нам один коллекционер, самое важное – сделать первую покупку. Мы со своей стороны стараемся, чтобы человек пришел к ней осознанно – через историю, впечатление. А дальше уже у многих просыпается азарт. На нашем маркете мы погружаемся в историю каждого художника – это помогает делать осознанные покупки. Кроме того, мы продаем именно работы молодых художников – так что их вещи в какой-то мере могут стать инвестицией. Возможно, кто-то из начинающих коллекционеров это тоже учитывает. 

– Но ведь это рискованная инвестиция – непонятно, как будет развиваться карьера начинающего автора. Как в таком случае лучше поступать инвестору? 

Р.О.: Когда мы задаем такой вопрос галеристам, они совершенно справедливо отмечают, что в большинстве случаев – если речь о работах молодых художников – не стоит рассматривать покупки только как инвестицию. Известные коллекционеры, у которых мы брали интервью, говорили, что нельзя воспринимать как инвестицию те работы, которые вы делаете в начале своей коллекции. Скорее всего, они вырастут в цене на 80–90%, но пусть это будет приятным дополнением. Повторюсь – речь именно о молодых художниках: с работами состоявшихся авторов другая история. 

И.Г.: Решающим фактором при выборе работы должно быть любопытство, интерес, близость философии и идей художника, а также любовь – без нее не обойтись. Впрочем, выставки, участие в резиденциях и коллаборации с бизнесом влияют на потенциал художника и позволяют предсказать, как будет развиваться его карьера в течение 10 лет. Поэтому мы как онлайн-маркет и как медиа предоставляем всю полезную информацию, которую коллекционер может учесть и сделать выводы – в том числе и в области инвестиций. 

– Насколько перспективны именно онлайн-продажи? Не планируете создать офлайн-площадку? 

И.Г.: Мы работаем над этим вопросом. Хочется вживую увидеть людей, которые покупают искусство, узнать, что они любят и чем вдохновляются – и, конечно, мы мечтаем, чтобы наши коллекционеры познакомились с художниками. Но для нынешнего постковидного мира онлайн удобен, он хорошо ложится на современный темп, и мы будем продолжать работать в таком формате. Сейчас мы обсуждаем форматы выхода в офлайн, пока оставим эту информацию в секрете. 

– Может ли молодой художник, выстраивающий карьеру, исключить традиционные пути – через галереи и дилеров – и целиком ориентироваться на онлайн-площадки? 

Р.О.: Я бы не сказала. Отбирая работы для маркета, мы смотрим на бэкграунд художника и отдаем предпочтение тем, у кого за плечами есть персональные и групповые проекты – все-таки выставки по-прежнему важны для карьеры художника. При этом можно не иметь эксклюзивного контракта с галереями, а продавать через них только определенные работы. В целом, для молодого художника есть несколько путей развития карьеры. Многие сейчас предпочитают мультиформат: онлайн-продажи, работа с галереями, участие в групповых проектах, в самоорганизациях. Правильный это подход или нет, покажет время. 

– Что происходит сейчас с арт-рынком, в том числе – с сегментом, к которому относится современное искусство? 

Р.О.: Галереи не публикуют финансовые отчеты, поэтому можно только верить словам, но почти все галеристы утверждают, что российский рынок совриска растет. Об этом говорят и онлайн-площадки. Мы тоже это видим – если в прошлом году на петербургской ярмарке «1703» участников было не слишком много, то в этот раз ярмарка получилась яркая, с интересными проектами и новыми галереями. Кроме того, весной в Нижнем Новгороде открылась и с успехом прошла новая ярмарка графики «Контур». Появляется много мини-клубов современного искусства: внутрикорпоративные программы, клубы коллекционеров, новые арт-пространства. Мы наблюдаем тенденцию к осознанному лайфстайлу – появляются издания на стыке образа жизни, искусства, культуры. Все это увеличивает интерес к искусству – в первую очередь, к современному. В целом, факты говорят о том, что рынок российского искусства растет внутри страны. Заметен ли он в глобальном масштабе – вопрос не для сегодняшнего обсуждения. 

– Расскажите о ценовой политике маркета и о первых итогах работы. 

И.Г.: Разброс цен на маркете – от 10 тысяч до 100 тысяч рублей. Мы оставляем пространство для принятия решения. Кому-то проще начать коллекционировать с небольших работ, другие занимаются развитием коллекции и готовы заплатить серьезную сумму. Поэтому ценовая политика максимально гибкая. Что касается первых итогов: на данном этапе все тренды позитивные, мы видим интерес и рады, что находятся точки пересечения между художниками и коллекционерами. Мы сегодня говорили о примерах, когда покупка становилась первой работой в будущей коллекции. Одна покупательница приобрела работу для дочери как раз с этой целью: мама с дочкой увлечены современным искусством и решили стать к нему еще ближе. Так что мы смотрим вперед с амбициями и желанием стать еще лучше и масштабнее. 

Р.О.: Наша задача – разрушить миф о недоступности современного искусства. Мы показываем, что работы художника с хорошим портфолио и качественными проектами можно купить за приемлемую цену. Хочется, чтобы представление о современном искусстве как о вещах, стоящих миллионы, перешло в разряд мифов. Кроме того, многие боятся сделать первую покупку, ошибиться, приобрести что-то не то. Но если тратишь небольшие деньги, можно избежать горьких сожалений. В любом случае цель нашего маркета в том, чтобы даже за небольшие средства людям были доступны работы, которые прошли серьезный отбор. 

И.Г.: За эти деньги ты как бы приобретаешь билет на участие в интеллектуальном квесте. И получаешь интересный опыт: возможность узнать новое имя, разобраться, что художник создает, найти площадки с его работами, может быть, даже пообщаться с ним, и, наконец, купить произведение и принести домой. Это не так просто, как с потребительскими товарами – арт-рынок устроен сложнее. Зато дает стимул к тому, чтобы развиваться и узнавать что-то новое. 

Ксения Воротынцева

Фото: предоставлены пресс-службой Elephant in the Louvre

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников

<p> Новый онлайн-маркет <a href="https://elephantinthelouvre.online/">Elephant in the Louvre</a>, представляющий работы молодых художников, начал работу в конце весны. Сейчас здесь представлены работы 12 авторов, в том числе – художника и фотографа Евгения Миронова, номинанта премий им. Кандинского и им. Кончаловского или резидента самоорганизации и галереи «22» Ольги Аксеновой. «Культуромания» поговорила с основательницами маркета, выпускницами Московской школы современного искусства (MSCA) Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой о карьерных траекториях молодых художников, состоянии российского арт-рынка и о том, как начать собирать коллекцию. </p> <p> </p> <p> <b>– Как возникла идея маркета Elephant in the Louvre?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> И.Г.: Мы учились в Московской школе современного искусства (MSCA), и в какой-то момент возникло филантропическое желание делиться информацией о художниках, галереях, событиях арт-сцены. Так появилось медиа <a href="https://t.me/elephantinthelouvre">Elephant in the Louvre</a>. Оно превратилось в целую арт-платформу, где могут найти для себя интересную и полезную информацию художники, коллекционеры, увлеченные современным искусством люди.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> Позже из медиа выросла целая экосистема, арт-платформа, в которую вошел и онлайн-маркет работ молодых художников. Он был создан для того, чтобы помочь людям увидеть новые грани жизни, лучше узнать себя и оставить в памяти самые важные события – создать визуальный дневник своей жизни с помощью искусства.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Арт-платформа <b>Elephant in the Louvre </b>– это точка встречи связанных с современным искусством или увлеченных им людей, которые могут прочитать статью о художнике, рекомендации коллекционеров, например, Сергея Лимонова или интервью со студентами «Открытых студий» «Винзавода», коллекционерами. После этого легко можно зайти на нашу онлайн-площадку, увидеть работы на расстоянии одного клика и приобрести их.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– С какими проблемами вы столкнулись при создании маркета? И что бы вы посоветовали тому, кто тоже захочет сделать маркет?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> И.Г.: Самое важное – выбор работ для маркета, так как в ходе open call, мы получили более 100 заявок, среди которых было множество достойных работ. Поэтому у нашего экспертного совета, в который в том числе вошел директор MSCA, художник, куратор Михаил Левин, была сложная задача – выбрать лучших из лучших, в итоге мы выбрали 12 художников.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Ю.И.: Могу дать совет тем, кто захочет открыть маркет в области современного искусства: важно быть человеком, погруженным в профессиональную среду. Иначе выбрать качественные работы просто невозможно, также важно учитывать потребности аудитории.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– По каким критериям выбирали художников, представленных на маркете?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Ю.И.: В нашем open call не было возрастных ограничений, мы выбирали авторов в начале карьеры. При выборе учитывали не только визуальное качество работ, но и выставочный опыт, образование, новизну идеи.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> И.Г.: Мы разработали целую систему внутренних оценок. Составили огромную таблицу и, сначала независимо друг от друга, а потом уже коллегиально, выставили оценки.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– На какое поколение ориентирован маркет – на миллениалов или зумеров?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> Ю.И.: Сейчас мы ориентируемся на начинающих коллекционеров и считаем, что обратиться к коллекционированию можно в любом возрасте. В основном, наши покупатели – миллениалы, которые уже созрели для приобретения искусства и интересуются актуальным искусством. Были примеры, когда купленная у нас работа становилась первой в коллекции покупателя.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Проходящие в нашей стране ярмарки показывают, что молодые люди, особенно зуммеры, все больше интересуются современным искусством. При этом, они не стремятся обладать произведением – им важнее опыт, который они получают при взаимодействии с искусством, в том числе при покупке. Поэтому мы продаем не только предметы, но и смыслы, историю. Мы насыщаем маркет информацией о работах и художниках, чтобы человек подобрал искусство, которое откликается ему в данный момент. И тем самым задокументировал определенный отрезок жизни – так коллекционирование превращается в дневник жизни.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> И.Г.: Мне очень близка концепция, которой поделился в разговоре кто-то из коллег. Она о том, что искусством нельзя обладать: можно только принять его на хранение на время своего жизненного пути, но при этом оно принадлежит вечности. Мне нравится такая философия – когда важен не только предмет, но и участие в карьере молодого художника, а также возможность разнообразить свое хобби и, конечно, пожить с искусством определенное время.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Р.О.: Как сказал нам один коллекционер, самое важное – сделать первую покупку. Мы со своей стороны стараемся, чтобы человек пришел к ней осознанно – через историю, впечатление. А дальше уже у многих просыпается азарт. На нашем маркете мы погружаемся в историю каждого художника – это помогает делать осознанные покупки. Кроме того, мы продаем именно работы молодых художников – так что их вещи в какой-то мере могут стать инвестицией. Возможно, кто-то из начинающих коллекционеров это тоже учитывает.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– Но ведь это рискованная инвестиция – непонятно, как будет развиваться карьера начинающего автора. Как в таком случае лучше поступать инвестору?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Р.О.: Когда мы задаем такой вопрос галеристам, они совершенно справедливо отмечают, что в большинстве случаев – если речь о работах молодых художников – не стоит рассматривать покупки только как инвестицию. Известные коллекционеры, у которых мы брали интервью, говорили, что нельзя воспринимать как инвестицию те работы, которые вы делаете в начале своей коллекции. Скорее всего, они вырастут в цене на 80–90%, но пусть это будет приятным дополнением. Повторюсь – речь именно о молодых художниках: с работами состоявшихся авторов другая история.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> И.Г.: Решающим фактором при выборе работы должно быть любопытство, интерес, близость философии и идей художника, а также любовь – без нее не обойтись. Впрочем, выставки, участие в резиденциях и коллаборации с бизнесом влияют на потенциал художника и позволяют предсказать, как будет развиваться его карьера в течение 10 лет. Поэтому мы как онлайн-маркет и как медиа предоставляем всю полезную информацию, которую коллекционер может учесть и сделать выводы – в том числе и в области инвестиций.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– Насколько перспективны именно онлайн-продажи? Не планируете создать офлайн-площадку?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> И.Г.: Мы работаем над этим вопросом. Хочется вживую увидеть людей, которые покупают искусство, узнать, что они любят и чем вдохновляются – и, конечно, мы мечтаем, чтобы наши коллекционеры познакомились с художниками. Но для нынешнего постковидного мира онлайн удобен, он хорошо ложится на современный темп, и мы будем продолжать работать в таком формате. Сейчас мы обсуждаем форматы выхода в офлайн, пока оставим эту информацию в секрете.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– Может ли молодой художник, выстраивающий карьеру, исключить традиционные пути – через галереи и дилеров – и целиком ориентироваться на онлайн-площадки?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Р.О.: Я бы не сказала. Отбирая работы для маркета, мы смотрим на бэкграунд художника и отдаем предпочтение тем, у кого за плечами есть персональные и групповые проекты – все-таки выставки по-прежнему важны для карьеры художника. При этом можно не иметь эксклюзивного контракта с галереями, а продавать через них только определенные работы. В целом, для молодого художника есть несколько путей развития карьеры. Многие сейчас предпочитают мультиформат: онлайн-продажи, работа с галереями, участие в групповых проектах, в самоорганизациях. Правильный это подход или нет, покажет время.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– Что происходит сейчас с арт-рынком, в том числе – с сегментом, к которому относится современное искусство?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Р.О.: Галереи не публикуют финансовые отчеты, поэтому можно только верить словам, но почти все галеристы утверждают, что российский рынок совриска растет. Об этом говорят и онлайн-площадки. Мы тоже это видим – если в прошлом году на петербургской ярмарке «1703» участников было не слишком много, то в этот раз ярмарка получилась яркая, с интересными проектами и новыми галереями. Кроме того, весной в Нижнем Новгороде открылась и с успехом прошла новая ярмарка графики «Контур». Появляется много мини-клубов современного искусства: внутрикорпоративные программы, клубы коллекционеров, новые арт-пространства. Мы наблюдаем тенденцию к осознанному лайфстайлу – появляются издания на стыке образа жизни, искусства, культуры. Все это увеличивает интерес к искусству – в первую очередь, к современному. В целом, факты говорят о том, что рынок российского искусства растет внутри страны. Заметен ли он в глобальном масштабе – вопрос не для сегодняшнего обсуждения.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>– Расскажите о ценовой политике маркета и о первых итогах работы.</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> И.Г.: Разброс цен на маркете – от 10 тысяч до 100 тысяч рублей. Мы оставляем пространство для принятия решения. Кому-то проще начать коллекционировать с небольших работ, другие занимаются развитием коллекции и готовы заплатить серьезную сумму. Поэтому ценовая политика максимально гибкая. Что касается первых итогов: на данном этапе все тренды позитивные, мы видим интерес и рады, что находятся точки пересечения между художниками и коллекционерами. Мы сегодня говорили о примерах, когда покупка становилась первой работой в будущей коллекции. Одна покупательница приобрела работу для дочери как раз с этой целью: мама с дочкой увлечены современным искусством и решили стать к нему еще ближе. Так что мы смотрим вперед с амбициями и желанием стать еще лучше и масштабнее.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Р.О.: Наша задача – разрушить миф о недоступности современного искусства. Мы показываем, что работы художника с хорошим портфолио и качественными проектами можно купить за приемлемую цену. Хочется, чтобы представление о современном искусстве как о вещах, стоящих миллионы, перешло в разряд мифов. Кроме того, многие боятся сделать первую покупку, ошибиться, приобрести что-то не то. Но если тратишь небольшие деньги, можно избежать горьких сожалений. В любом случае цель нашего маркета в том, чтобы даже за небольшие средства людям были доступны работы, которые прошли серьезный отбор.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> И.Г.: За эти деньги ты как бы приобретаешь билет на участие в интеллектуальном квесте. И получаешь интересный опыт: возможность узнать новое имя, разобраться, что художник создает, найти площадки с его работами, может быть, даже пообщаться с ним, и, наконец, купить произведение и принести домой. Это не так просто, как с потребительскими товарами – арт-рынок устроен сложнее. Зато дает стимул к тому, чтобы развиваться и узнавать что-то новое.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Ксения Воротынцева </b> </p> <p> <b>Фото: предоставлены пресс-службой Elephant in the Louvre</b> </p>

Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников

Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников

Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников

Искусство на расстоянии клика: в России появился онлайн-маркет молодых художников

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Цена вопроса: сколько стоит произведение искусства
вчера, 09:24

Кино-театр

Главные фильмы апреля 2024 по версии «Культуромании»
5 апреля 2024, 09:58

Коллекционирование/Арт-рынок

Предметы искусства как средство уплаты налога
11 апреля 2024, 09:19
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2