Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»

Креативные индустрии

Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»
16 Января 2020, 13:05

Вопрос о том, что такое созданное искусственным интеллектом искусство, имеет ли оно свою отдельную ценность, становится одним из самых дискутируемых в арт-среде.

Вопрос о том, что такое созданное искусственным интеллектом искусство, имеет ли оно свою отдельную ценность, становится одним из самых дискутируемых в арт-среде. Не стал исключением последний Санкт-Петербургский культурный форум. Одна из его дискуссий была посвящена компьютерным кодам, а именно – искусственному интеллекту в современном искусстве. Примечательно, что обсуждение этой темы быстро перешло к вопросу куда более глобальному: стоит ли людям бояться высокоразвитых, обучающихся компьютерных алгоритмов? Доктор наук по физиологии и теории языка Татьяна Черниговская и глава компании Cognitive Technologies Ольга Ускова считают, что стоит. О том, уничтожат ли кремниевые «формы жизни» человечество – читайте в материале «Культуромании».

В 2018 году на аукционе Christieʼs впервые в истории продали работу, нарисованную искусственным интеллектом -- за 432 тысячи долларов. Это был портрет несуществующего человека Эдмонда де Белами. Его создала программа Generative Adversarial Networks, обученная подражать живописцам.

В дискуссии участвовал художник, экс-резидент Google Arts & Culture Lab Марио Клингеманн, который продает подобные картины, но за гораздо меньшие деньги. Например, одна из последних работ была реализована им за 16 000 долларов. Используя не кисти и холсты, а алгоритмы, он серьезно изучает методы, с помощью которых машины могут имитировать процесс живописи.

Надо сказать, что пока произведения, созданные Клингеманном по последнему слову техники, и демонстрировавшиеся на культурном форуме, пригодны только для аукционов. Человека обычного от такой картины вполне может «хватить Кондратий», настолько она кажется античеловечной.

«Закрываем ли мы свою цивилизацию?»

Это ощущение – противопоставления машинного, искусственного, человеческому – не случайно. Доктор наук по физиологии и теории языка Татьяна Черниговская полагает, что главный вопрос на сегодня: «Для чего нам в принципе нужен искусственный интеллект?».

– Мы или создаем удобных роботов, например, уборщиков, каких-то помощников, или искусственный интеллект, который начинает включаться в нашу человеческую цивилизацию. Кто зритель вот этих новых картин? Человек или нет? А если эти штуки начинают меня замещать, тогда я должна задать вопрос: мы планируем еще на этой планете жить? – рисует апокалиптические перспективы г-жа Черниговская.

Доктор наук считает, что уже сейчас человеческий интеллект сильно проигрывает искусственному. С последним бессмысленно соревноваться, достаточно вспомнить победы компьютера в шахматах, го, покере. И настало время задаться вопросом: зачем человечество создает такие программы, которым априори проигрывает? К тому же, по мнению знаменитого «мозговеда», нам никто не обещал, что самообучаемый алгоритм будет копировать мышление человека.

– Когда я смотрела на картины Марио Клингеманна (во время дискуссии они демонстрировались на экране – Ред.), то пыталась представить, что увидит в них нечеловеческое сознание. У людей категориальное восприятие. Но никто не обещал, что категориальная сетка будет и у искусственного интеллекта, который начал развиваться сам. Сейчас нам надо решить, закрываем мы свою цивилизацию или нет? Если не закрываем, то какую ее часть оставляем себе? – рассуждает Татьяна Черниговская. – Что касается произведений искусства, то не важно, кто их создал – искусственный или натуральный интеллект. Дело в компетентности того, кто смотрит. И в огромной важности контекста.

«В термине “искусственный интеллект” главное слово – “интеллект”»

Глава Cognitive Technologies Ольга Ускова полагает, что наше время можно сравнить с 1917 годом, когда привилегированные классы не поняли, что произошла революция.

– В 1917 году в Петрограде большинство дворян не поверило, что произошла революция, они считали, что волнения успокоятся, и жизнь войдет в привычное русло. Текущее состояние человечества точно такое же. Мы с вами должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать, – говорит г-жа Ускова.

Она считает, что человечество уже живет в смешанном обществе, где присутствуют биологические существа и искусственный интеллект.

– Сейчас уровень внедрения искусственного интеллекта достаточно большой, чтобы можно было говорить про смешанное общество. Например, общаясь в интернете, вы не можете на 100% быть уверенным, что делаете это с человеком. Вполне возможно, что с вами общается робот, – отмечает она.

По словам главы Cognitive Technologies, картины, созданные с помощью искусственного интеллекта, показывают, как функционирует искусственный мозг. Серьезные навыки требуются и от человека.

– Это не просто нажать на кнопочку. Это достаточно большой период обучения взаимодействия с инструментом, это труд, который по количеству затраченных часов, мыслительной деятельности, не меньше, чем овладение кистью или искусством скульптора, – говорит г-жа Ускова. – Надо всегда помнить, что в термине «искусственный интеллект» главное слово – не «искусственный», главное слово – «интеллект».

Понятно, что бессмысленно пытаться с помощью машины рисовать картину в традициях Рембрандта или Матисса. Однако и такие работы вполне имеют шансы становиться частью экспозиций ведущих музеев. Ведь что делает произведение искусства шедевром? Ольга Ускова считает, что коллективное голосование. В случае с работами, созданными искусственным интеллектом, возможно, просто время еще не пришло.

– Если бы к Моне Лизе не стояла очередь, не было бы энергетики миллионов людей, которые ею восхищаются, то картина не была бы шедевром. В этом смысле ситуация на рынке искусства, куда пришел искусственный интеллект, только-только начинает формироваться. 432 тысячи – маленькая сумма для произведения искусства. Она говорит о том, что не был пробит эмоциональный запрос общества на искусство в новом смешанном обществе, – делится спикер.

Ускова подчеркивает, что сейчас человечество находится в состоянии соревнования с искусственным интеллектом. И в этой ситуации большое значение приобретает искусство. Именно оно должно примирить «естественный» интеллект с «противоестественным».

– Мы сами себя поставили в ситуацию соревнования между человеческим и искусственным интеллектом. И искусство здесь создает эмоциональный триггер и имеет целевую функцию. Художники, математики, одним словом – творцы, должны будут создать что-то совершенно новое и при этом не потерять биологическое существо из эмоциональной картины мира, – говорит глава Cognitive Technologies. – Страшно нам может быть потому, что мы не доверяем тому, что происходит. Восстановить доверие – это задача искусства, задача творцов. Тех, кто сможет показать то, что происходит за картинкой, внутри мозга. И вот здесь мы ждем гениев. Это тема ближайших десятилетий, и, я думаю, что эти времена очень скоро настанут.

Елена Сердечнова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»

<h2 align="left"> Вопрос о том, что такое созданное искусственным интеллектом искусство, имеет ли оно свою отдельную ценность, становится одним из самых дискутируемых в арт-среде. Не стал исключением последний Санкт-Петербургский культурный форум. Одна из его дискуссий была посвящена компьютерным кодам, а именно – искусственному интеллекту в современном искусстве. Примечательно, что обсуждение этой темы быстро перешло к вопросу куда более глобальному: стоит ли людям бояться высокоразвитых, обучающихся компьютерных алгоритмов? Доктор наук по физиологии и теории языка Татьяна Черниговская и глава компании Cognitive Technologies Ольга Ускова считают, что стоит. О том, уничтожат ли кремниевые «формы жизни» человечество – читайте в материале «Культуромании».</h2> <p align="left"> В 2018 году на аукционе Christieʼs впервые в истории продали работу, нарисованную искусственным интеллектом -- за 432 тысячи долларов. Это был портрет несуществующего человека Эдмонда де Белами. Его создала программа Generative Adversarial Networks, обученная подражать живописцам. </p> <p align="left"> В дискуссии участвовал <b>художник</b><b><span style="background: #f8f8f8;">, </span></b><b>экс-резидент Google Arts &amp; Culture Lab Марио Клингеманн</b>, который продает подобные картины, но за гораздо меньшие деньги. Например, одна из последних работ была реализована им за 16 000 долларов. Используя не кисти и холсты, а алгоритмы, он серьезно изучает методы, с помощью которых машины могут имитировать процесс живописи. </p> <p align="left"> Надо сказать, что пока произведения, созданные Клингеманном по последнему слову техники, и демонстрировавшиеся на культурном форуме, пригодны только для аукционов. Человека обычного от такой картины вполне может «хватить Кондратий», настолько она кажется античеловечной. </p> <p align="left"> <b>«Закрываем ли мы свою цивилизацию?»</b> </p> <p align="left"> Это ощущение – противопоставления машинного, искусственного, человеческому – не случайно. <b>Доктор наук по физиологии и теории языка Татьяна Черниговская </b>полагает, что главный вопрос на сегодня: «Для чего нам в принципе нужен искусственный интеллект?». </p> <p align="left"> – Мы или создаем удобных роботов, например, уборщиков, каких-то помощников, или искусственный интеллект, который начинает включаться в нашу человеческую цивилизацию. Кто зритель вот этих новых картин? Человек или нет? А если эти штуки начинают меня замещать, тогда я должна задать вопрос: мы планируем еще на этой планете жить? – рисует апокалиптические перспективы г-жа Черниговская. </p> <p align="left"> Доктор наук считает, что уже сейчас человеческий интеллект сильно проигрывает искусственному. С последним бессмысленно соревноваться, достаточно вспомнить победы компьютера в шахматах, го, покере. И настало время задаться вопросом: зачем человечество создает такие программы, которым априори проигрывает? К тому же, по мнению знаменитого «мозговеда», нам никто не обещал, что самообучаемый алгоритм будет копировать мышление человека. </p> <p align="left"> – Когда я смотрела на картины Марио Клингеманна (во время дискуссии они демонстрировались на экране – Ред.), то пыталась представить, что увидит в них нечеловеческое сознание. У людей категориальное восприятие. Но никто не обещал, что категориальная сетка будет и у искусственного интеллекта, который начал развиваться сам. Сейчас нам надо решить, закрываем мы свою цивилизацию или нет? Если не закрываем, то какую ее часть оставляем себе? – рассуждает Татьяна Черниговская. – Что касается произведений искусства, то не важно, кто их создал – искусственный или натуральный интеллект. Дело в компетентности того, кто смотрит. И в огромной важности контекста. </p> <p align="left"> <b>«В термине “искусственный интеллект” главное слово – “интеллект”»</b> </p> <p align="left"> <b>Глава Cognitive Technologies Ольга Ускова </b>полагает, что наше время можно сравнить с 1917 годом, когда привилегированные классы не поняли, что произошла революция. </p> <p align="left"> – В 1917 году в Петрограде большинство дворян не поверило, что произошла революция, они считали, что волнения успокоятся, и жизнь войдет в привычное русло. Текущее состояние человечества точно такое же. Мы с вами должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать, – говорит г-жа Ускова. </p> <p align="left"> Она считает, что человечество уже живет в смешанном обществе, где присутствуют биологические существа и искусственный интеллект. </p> <p align="left"> – Сейчас уровень внедрения искусственного интеллекта достаточно большой, чтобы можно было говорить про смешанное общество. Например, общаясь в интернете, вы не можете на 100% быть уверенным, что делаете это с человеком. Вполне возможно, что с вами общается робот, – отмечает она. </p> <p align="left"> По словам главы Cognitive Technologies, картины, созданные с помощью искусственного интеллекта, показывают, как функционирует искусственный мозг. Серьезные навыки требуются и от человека. </p> <p align="left"> – Это не просто нажать на кнопочку. Это достаточно большой период обучения взаимодействия с инструментом, это труд, который по количеству затраченных часов, мыслительной деятельности, не меньше, чем овладение кистью или искусством скульптора, – говорит г-жа Ускова. – Надо всегда помнить, что в термине «искусственный интеллект» главное слово – не «искусственный», главное слово – «интеллект». </p> <p align="left"> Понятно, что бессмысленно пытаться с помощью машины рисовать картину в традициях Рембрандта или Матисса. Однако и такие работы вполне имеют шансы становиться частью экспозиций ведущих музеев. Ведь что делает произведение искусства шедевром? Ольга Ускова считает, что коллективное голосование. В случае с работами, созданными искусственным интеллектом, возможно, просто время еще не пришло. </p> <p align="left"> – Если бы к Моне Лизе не стояла очередь, не было бы энергетики миллионов людей, которые ею восхищаются, то картина не была бы шедевром. В этом смысле ситуация на рынке искусства, куда пришел искусственный интеллект, только-только начинает формироваться. 432 тысячи – маленькая сумма для произведения искусства. Она говорит о том, что не был пробит эмоциональный запрос общества на искусство в новом смешанном обществе, – делится спикер. </p> <p align="left"> Ускова подчеркивает, что сейчас человечество находится в состоянии соревнования с искусственным интеллектом. И в этой ситуации большое значение приобретает искусство. Именно оно должно примирить «естественный» интеллект с «противоестественным». </p> <p align="left"> – Мы сами себя поставили в ситуацию соревнования между человеческим и искусственным интеллектом. И искусство здесь создает эмоциональный триггер и имеет целевую функцию. Художники, математики, одним словом – творцы, должны будут создать что-то совершенно новое и при этом не потерять биологическое существо из эмоциональной картины мира, – говорит глава Cognitive Technologies. – Страшно нам может быть потому, что мы не доверяем тому, что происходит. Восстановить доверие – это задача искусства, задача творцов. Тех, кто сможет показать то, что происходит за картинкой, внутри мозга. И вот здесь мы ждем гениев. Это тема ближайших десятилетий, и, я думаю, что эти времена очень скоро настанут. </p> <p align="left"> <b>Елена Сердечнова</b> </p>

Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»

Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»

Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»

Искусственный интеллект и искусство: «Мы должны принять, что революция произошла – и научиться существовать дальше или не существовать»