— Какие меры должны приниматься в первую очередь?
— Вопрос непростой. С одной стороны, есть очень важные и болезненные вопросы оперативной финансовой поддержки сектора, а с другой — необходимость решить институциональные проблемы. Сейчас самое важное, чтобы правительство приняло факт наличия креативной экономики, креативных индустрий. У нас есть окологосударственные организации, которые используют термин «креативная индустрия», «креативная экономика», но на государственном уровне отсутствуют эти понятия. Я знаю, в определенных министерствах даже приходится термин «креативная индустрия» заменять термином, например, «технологии», и получается такая двойная игра. Ты говоришь про то, что уже все знают и делают, а подразумеваешь то, что должно быть прописано в законодательстве.
— Это мешает сейчас?
— В данный момент мы находимся в такой ситуации, когда вынуждены искать в существующем законодательстве варианты для того, чтобы можно было оказать поддержку малому и среднему предпринимательству. Но малому — в первую очередь, потому что именно оно в основном представляют креативную индустрию и в России, и во всем мире. Поэтому сейчас мы рассчитываем на то, что должна быть, как ни крути, оперативная финансовая помощь тем, кто нуждается в ней. Мы предусмотрели целый ряд мер — льгот по аренде, налогов, отсрочек, например, отсрочку уплаты взносов социального и пенсионного страхования для компаний, сохранивших не менее 50% рабочих мест в этом и следующем году, даже пенсий в некоторых случаях.
— А кризис сильно ударил по отрасли?
— Да. Конечно, кто-то пытается сохранить свои проекты в условиях самоизоляции, но в то же время существует опасность, что другие уйдут с рынка и потеряют все наработки. Мы можем оказаться после окончания карантина совсем в другой стране, в которой исчезнут лаборатории, шоу-румы, креативные пространства. И тогда серьезно не только в терминологии откатимся назад, но даже в вопросах оффлайнового развития креативных индустрий. Это будет большая проблема, нам придется начинать с нуля. Поэтому мы рассчитываем на то, что наши предложения будут приняты, ну а в каком объеме, зависит уже не от нас. Мы выходим с инициативой, а на что будет готова власть, что она сможет сделать -- покажет время.
— РСПП планирует этими предложениями решить и «застарелые» проблемы отрасли?
— Кризис выявил огромное количество недочетов и пробелов, которые у нас сложились за время развития экономики в таком, скажем так, стабильном режиме. А когда наступает кризис, все рынки начинает трясти, возникают новые идеи, ищутся новые форматы. Поэтому, если поддержка будет носить исключительно частный характер, то этого будет недостаточно. Что дальше, тогда? Поэтому наша задача — идти с комплексом мер, которые будут решать проблемы отраслевые. На их основе вести диалог с правительством. Конечно, креативная индустрия находится заведомо в более слабой позиции, потому что есть сложившаяся позиция относительно поддержки разных сфер в министерствах. Например, Минсвязь поддерживает ТВ и радио, Минкульт — кино, анимацию, изобразительное искусство, театр. Минстрой — архитектуру, урбанистику. И все эти креативные сферы распределены по разным ведомствам, каждое из которых живет в своей парадигме, в своих задачах, нацпроектах. Нет связующего органа, как в той же Германии, где объединены министерство культуры и министерство экономики. Это объединение дало возможность создать новое представление о том, как можно творческие индустрии развивать.
Сейчас же, когда этот документ писали, даже слово «кластеры» нужно было переназывать. Потому что в законе его нет, и приходится выкручиваться. Слово «парки» использовать или «сообщества», «объединенные общими задачами предприниматели». И это тоже проблема, потому что у нас же все в терминологию упирается.
— Вот, кстати, о терминах. РСПП предлагает ввести определение «креативного предпринимательства», по каким критерием предпринимателя можно будет считать креативным?
— Само по себе понятие «креативный предприниматель» — это термин, «вырастающий» из креативных индустрий. Существуют сферы, которые объединены этим термином. Они закреплены ЮНЕСКО и есть в разных странах, например, в Великобритании и Германии. Собственно, отношение к креативной индустрии — это первый фактор. Далее — соответствующая организационно-правовая форма, то есть, бизнесмен должен, например, являться ИП. Ну и третий критерий — наличие большего объема нематериальных активов по сравнению с материальными. Здесь речь идет о правах на объекты интеллектуальной собственности.
— В перечне антикризисных мер есть предложение о создании системы выдачи грантов. О каких суммах идет речь?
— Сейчас говорить о объемах сложно. Мы предлагаем создать систему грантовой поддержки для авторов творческих продуктов, в том числе для тех, чьи источники дохода были связаны со сферами деятельности, наиболее пострадавшими от кризиса. Пока об объемах такой поддержки сложно судить, но прогнозируемые потери в отрасли составляют 120-150 млрд рублей.
Главное — начать эту тему обсуждать. У нас есть ряд структур, которые поддерживают эти инициативы, с ними все будет проговариваться. Если же говорить о зарубежном опыте финансовой помощи креативным индустриям, то правительство Германии выделяет 50 млрд евро на поддержку этой сферы. Конечно, сопоставимых сумм мы не ждем от государства. Но тем не менее все равно нужно что-то делать. Готово ли будет на это правительство, чтобы покрыть расходы, которые недополучит среда или же ограничится местными мерами, покажет время.
— Получается, что сейчас для малого предпринимателя это будут меры по финансовым послаблениям и налоговым отсрочкам?
— Я думаю, что эти меры в первую очередь будет рассматриваться. Не живые деньги, а просто какие-то ограничения на выплаты, которые должны в казну поступить. Это хорошо, но этого все равно недостаточно. Локальные меры поддержки для предпринимателей — хорошо, но их недостаточно. Но если они будут приняты, то это будет означать признание сферы креативных индустрий. Это очень важно, далее можно будет вести разговоры о терминах и о более масштабной поддержке. Также очень важный момент, что креативные компании почувствуют, что они не одни перед лицом кризиса, государство помогает им в этой сложной ситуации.
На мой взгляд и на взгляд большого количества людей, творчество сегодня нужно поддерживать прежде всего. Потому что это очень сильная антикризисная мера, особенно в период, когда все сидят по домам. И если у людей есть вдохновение, они генерируют идеи — важно помочь, чтобы люди, работающие в креативной среде, чувствовали, что им нужно дальше трудиться, по-новому переосмысливать ситуацию. А не доедать то, что лежит на счетах. Это самая страшная ситуация — убить творческий запал, который худо-бедно развился за период стабильных лет.
Елена Сердечнова