В середине ноября в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла панельная дискуссия «Культура х Экономика = Креативные индустрии»
Вице-президент по R&D Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, исполнительный директор комитета РСПП по интеллектуальной собственности Игорь М. Намаконов, журналист, продюсер, программный директор фестиваля экранизаций «Читка» Сусанна Альперина, директор филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, искусствовед, специалист по маркетингу и PR в сфере культуры Лара Котрелева и руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко рассуждали о вещах, которые никого не оставят равнодушными — о деньгах и о культуре, иначе говоря, о креативной экономике.
Что же такое креативная экономика или креативные индустрии? Это часть экономики, основанная на интеллектуальной и творческой деятельности, например, кино, народные промыслы, наука и технологии. Сегодня именно этот сектор мировой экономики растет быстрее всего: в 2015 году мировые объекты интеллектуальной собственности оценивались в 20 триллионов долларов, а уже через три года — в 2018-м – в 53 триллиона.
Меняется мир, меняется уклад, в ближайшем будущем роботизация освободит большое количество рук, которые бы пригодились в креативном секторе. Сейчас в России он составляет 5% ВВП, а, скажем, в Германии — 45%. Великобритания, Китай, США, как и многие другие развитые страны, сделали сегодня ставку на развитие креативных индустрий. А как же Россия?
Россия: креативно или экономно?
Наша страна также начинает делать ставку на креативность. Однако, по мнению исполнительного директора комитета РСПП по интеллектуальной собственности Игоря М. Намаконова, креативные индустрии в России все еще находятся в разрозненном состоянии.
— Поэтому мы в РСПП резких шагов не хотим делать, исследуем сейчас процесс, исследуем ландшафт для того, чтобы окружить себя людьми из среды, чтобы услышать мнения, услышать их ожидания и отреагировать на них, — рассказывает «Культуромании» г-н Намаконов.
В креативной сфере сложилась удивительная ситуация. Многие ее участники не осознают, что являются ее частью. Это связано с тем, как формировались институты в каждой индустрии, а формировались они отдельно, например, кино, мода, дизайн.
— Ребята не знают, что они единое целое. Поэтому мы делаем сейчас локальные проекты, которые позволят выслушать и объединить мнения. И дальше — чем больше мы получим информации, тем точнее будут наши шаги. Думаю, что по времени это займет год-полтора, — продолжает г-н Намаконов, — Есть еще одна проблема. Я вижу, что у многих творческих людей отсутствует менеджерское мышление. Поэтому очень хорошо, что появились разные институты — например, Universal University, которые делают акселераторы, или Фонд Calvert 22 из Питера. У них есть разные каналы, паблики, которые агрегируют аудиторию, создают контент вокруг творческих предпринимателей, организуют встречи с ними. Люди передают опыт друг другу.
Вице-президент по R&D Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская считает, что в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность в традиционных креативных областях бизнесу не следует ждать вмешательства государства.
— В традиционных креативных отраслях трудностей не больше, чем при любом использовании продукта творчества. Есть одна очень острая тема, которая сегодня не поднималась — народные промыслы. Это точно такая спайка экономики и креативности, базирующаяся на традиционных вещах. И вот у них регулирование очень тяжелое. Знаю, что сейчас пытаются переделать довольно старенький закон «О народных художественных промыслах», — делится собеседница «Культуромании».
Не думаю, что креативным индустриям какая-то поддержка нужна. Ну, разве что тарифная, может быть, или налоговая политика более тонкая. Еще одна болевая точка — туризм. Не всегда достаточно регулирования в этой сфере. Есть недопонимание между уровнями власти. Например, не так давно в Брянской области глава местной администрации не пустил детей-сирот, занимающихся поисковой работой, из города Севска на вручение премии имени Алексея Комеча в Москву. Вот так бывает. А от этого никакой закон не напишешь.
Поддержка индустрии не нужна, а что нужно? Некоторые спикеры считают, что этой сфере нужен искусственный интеллект, AR (дополненная реальность), VR (Virtual reality), блокчейн и больше кластеризации. Без своей Силиконовой долины не обойтись. А самая перспективная и креативная индустрия — анимационная.
Анимация — креативно и финансово перспективно
Не будет лишним напомнить об успехе мультфильма «Маша и Медведь». Число его просмотров на YouTube превысило 50 млрд. В 2018 году отечественные анимационные фильмы собрали в иностранном прокате $41 млн. Неудивительно, что Сбербанк решил инвестировать в анимацию и находится в процессе приватизации ФГУП «Союзмультфильм». Об этом рассказал «Культуромании» директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.
— «Союзмультфильм» вместе со Сбербанком сейчас готовят стратегию развития с последующим созданием совместного предприятия на базе отдельного ООО. При этом и та, и другая компания исходят из того, что они относятся к креативной индустрии. Например, Сбербанк значительно увеличил долю небанковских услуг и стал прогрессивной технологической компанией, реальной инновационной средой. Его стратегия нацелена на опережающее развитие и учитывает самые актуальные тенденции — технологии, медиа, информационный и развлекательный контент.
Анимационный контент, особенно в связи с развитием в последние годы VR и AR- технологий будет все более востребован как своего рода новый язык коммуникации. Элементы анимации могут быть широко применимы в образовании и медицине, — делится Машковцев.
По его словам, в будущем «Союзмультфильм» преобразится в креативный анимационный кластер. Он будет включать в себя технопарк, объединяющий несколько анимационных студий, образовательный центр для специалистов, детский обучающий центр анимации, студии компьютерных и мобильных игр, мультимедийные компании, телеканал, интернет-платформу и агрегатор детско-семейного контента. Возможно создание и нового кластера, который станет центром притяжения инновационных проектов в сфере анимации, в том числе в других смежных индустриях — например, в образовании, игровом кино, телевизионных сериалах.
Борис Машковцев считает, что компании и люди, работающие в креативной сфере, в первую очередь сталкиваются с юридическими сложностями.
— Креативные индустрии создают сложные мультимедийные формы, правовой статус которых необходимо уточнять. Сейчас это вопрос, актуальный не только для российской, но и для мировой индустрии.
Тем не менее, Екатерина Чуковская смотрит с оптимизмом на развитие креативных индустрий. Одна из причин этого — цифровая среда, которую разрабатывает Ассоциация IPChain. Ведь для этого сектора экономики очень важна развивающая и безопасная среда.
— Это способ учета и оборота интеллектуальных прав на основе технологии блокчейн. IPChain делает более технологичным процесс обращения с правами на интеллектуальную собственность. С Ассоциацией сотрудничает и Роспатент, и Суд по интеллектуальным правам, — говорит Екатерина. — Я вижу, как на наших глазах этот сервис становится все более и более востребованным. Авторы могут фиксировать то, что они создали — сценарий, музыкальную композицию, что угодно. Могут предложить созданный объект и для дальнейшего использования на интересных для себя условиях, разрешить свободное использование, уладить споры.
Игорь М. Намаконов добавляет, что развитие креативного сектора в России идет по своему особому пути, поскольку в нашей стране «классно придумывают продукты, но очень плохо ставят их на поток».
— В какой период мы преодолеем это свое наследие — вопрос. Но открытые рынки, открытая конкуренция, открытые границы создают тренд. Люди осознают, что неважно, где ты живешь, ты можешь работать с разными рынками, люди все больше хотят работать головой, больше хотят создавать, многие приходят в креативную среду из других индустрий с менеджерским мышлением. Это здорово, на самом деле.
Елена Сердечнова