Крупнейший театральный вуз Европы - ГИТИС - запускает выездную школу российского вуза в Париже. Как рассказал в интервью “Культуромании” ректор Российского института театрального искусства Григорий Заславский, 11 ноября полтора десятка профессиональных французских актеров откроют для себя секреты русского театра “из первых рук”. Тема школы -- наследие великих реформаторов -- Константина Станиславского, Михаила Чехова и Всеволода Мейерхольда.
- Почему новый «поход» ГИТИСа в Европу решено реализовать именно в Париже?
- Наверное потому, что с Францией и конкретно с Парижем у ГИТИСа уже были отношения, и эти отношения без преувеличения можно назвать сказочными. Еще при ректоре Сергее Исаеве (выпускник Сорбонны – прим. Ред.) через школу, которую проводили преподаватели ГИТИСа в Париже, прошли около полутора тысяч студентов. И как это не странно, но память о той школе видимо жива. Потом что мы сегодня еще не провели первый двухнедельный стаж, а у нас уже есть достаточное число заявок на полноценную вторую школу.
- Какие ожидания от школы?
- Для нас очень важно, чтобы первый опыт прошел успешно. Потому что опасения есть. Среди вопросов, которые мы уже получили, есть такой: а не получится ли так, что объявленный в конце стажа итоговый спектакль под руководством Юрия Бутусова заставит слушателей курса, так скажем, рвануть и устремиться к результату и они не дополучат каких-то знаний? Я постарался успокоить волнения, сказал, что показ – вещь не обязательная, и если педагог почувствует, что он возможен, что есть потенциал вместе двигаться к какому-то результату, то будет такая форма работы школы, если нет – значит, будет какая-то более этюдная форма работы, которая позволит быть удовлетворенными и нам, и слушателям.
- Кто финансирует проект?
- Мы эту школу делаем с участием спонсора, банка, который полностью финансирует этот проект, хотя и студенты платят за обучение. Кстати, сами слушатели обратили внимание на то, что эти две недели стажировки в Париже стоят в два с половиной раза дешевле, чем те же самые две недели в летней или зимней школе ГИТИСа в Москве.
- На кого рассчитан этот проект? Только на французов?
- Он для актеров и режиссеров, которые уже получили профессиональное образование или находятся в процессе обучения. То есть это школа только для профессионалов. И если она пойдет успешно, мы рассчитываем на поддержку мэрии Парижа, потому что во Франции такого рода образовательные проекты имеют очень серьезную государственную поддержку.
- Новое поколение актеров и режиссеров во Франции понимает вообще, что такое ГИТИС? Что это крупнейший в Европе театральный вуз? Есть понимание того, какая школа за этим стоит? И зачем они в принципе идут сюда? Какие ожидания у них и каков твой замысел?
- У каждого человека, занятого в этом проекте, есть своя цель. Ален Барсак – руководитель театра «Аталант» (Théâtre de l'Atalante), в котором будет проходить стаж – племянник Леона Бакста и вообще очень тесно связан с русской культурой. В этом здании когда-то играл Михаил Чехов, здесь ставил свои спектакли Юрий Погребничко, основатель и художественный руководитель московского Театра «Около дома Станиславского». В этом здании свои мастер-классы проводил выдающийся наш выпускник и профессор Анатолий Васильев. Имя Васильева во Франции знают. В том числе, благодаря его работам в Комеди Франсез. Его спектакль «Маскарад» был настолько успешен, что через несколько лет был возобновлен с другими актерами. Этот случай во многом уникален. В профессиональной среде ГИТИС знают.
Когда я в феврале был в Париже в первый раз в качестве ректора института, я встречался с руководителями четырех национальных театральных школ и почувствовал большой профессиональный интерес. Я понял, что ГИТИС там считают школой, на которую можно равняться. Просто хотя бы потому, что мало какая из мировых школ ежегодно демонстрирует столь же высокие профессиональные результаты. В прошлом году наша выпускница получила приз за лучшую роль на Каннском кинофестивале, а в этом году уже студентка ГИТИСа сыграла в картине, которая получила две награды. Сегодня самый известный русский режиссер – Римас Туминас, гастроли которого только что с успехом прошли в Париже – тоже и наш выпускник, и наш профессор. В общем, если человек хочет профессионально заниматься театром, на кого еще ему равняться, как не на ГИТИС, который каждый год дает основания для того, чтобы о нем говорили.
- Чему конкретно будет посвящен курс?
- По сути это постижение системы Станиславского, метода Михаила Чехова, биомеханики Мейерхольда через разные тексты, которые будет предлагать режиссер Юрий Бутусов.
- Если у вас уже есть заявки на следующий гипотетический курс, значит, этот набор уже закрыт?
- Да, есть ограничения, которые мы сами себе устанавливаем. То есть группа не должна быть больше 12-14 человек. Мы не стремимся к тому, чтобы, как в некоторых коммерческих школах, набирать по 60 человек на курс. Актерская школа – это вещь для очень немногих. Мы гордимся тем, что у нас в ГИТИСе соотношение преподавателей и студентов один к трем с половиной. И мы стараемся не отходить от этого принципа индивидуального подхода – он один из главных в нашем образовании.
- Как вопрос языкового барьера будет решаться?
- В данном случае будет синхронный перевод. Естественно, это будут театральные переводчики. Как и сейчас в Москве, где у нас проходит трехмесячную стажировку группа магистров из Пекинской академии драмы. Это специально подготовленные переводчики, которые знают творчество Юрия Бутусова и понимают его язык.
- Театр, в отличие от кино – сфера более замкнутая в силу понятных причин. Это по сути камерное искусство. Чем русский театр сегодня принципиально отличается от французского, чему они могут и хотят у нас научиться?
- Ну конечно, системе Станиславского и тому, что связано с живым развитием этой системы, то есть то, что можем дать только мы. Но это связано еще и с тем, что в ГИТИСе немало людей, которые связаны со Станиславским через одного человека, через великого педагога Марию Осиповну Кнебель, которая была ученицей Станиславского и которая развивала его учение. У нас сегодня преподают минимум пять человек ее непосредственных учеников и учениц. С одной из них я и приезжал сейчас в Париж, это Наталья Алексеевна Зверева.
- То есть имена Станиславского, Мейерхольда и Чехова здесь о чем-то говорят?
- Более того, во Франции сегодня система Станиславского, точнее метод Станиславского, преподается из американских третьих рук, а мы все-таки из вторых ее предлагаем.
- Название театра «Аталант» перекликается с названием фильма, который, наверное, оказал наибольшее влияние на русский кинематограф новой волны. Это «Аталанта» Жана Виго…
- В этом есть что-то символическое, несомненно.
- В любом французском фильме в титрах обязательно указывается, если актер задействован в театральной труппе. Вот это неизменное «de la comédie française» в титрах под именем артиста. Сразу возникает ощущение какой-то кастовости, высшей лиги что ли. Стоит ли нам поучится такому же отношению к профессии театрального актера?
- Чему нам точно нужно поучиться, так это тому, как защищают актеров профсоюзы, в том числе их право на образовательные стажировки. Что касается существования государственных театров и муниципальной поддержки, которая им оказывается, то с Россией тут не сравнится никто.
- Я заметила, что сегодня многие русские молодые люди выбирают для обучения актерскому мастерству французские школы. С чем это связано?
- Скажу честно – с тем, что не поступили в ГИТИС, Щукинское, Щепкинское училище, Школу-студию МХАТ или ВГИК. Потому что французскими актерами они не станут. Вот закончив Школу-студию МХАТ, француженка Камий Кайоль играла в спектаклях и французских, и английских. Боюсь, что французские школы такого качества театрального образования дать не могут.
- Какие еще международные проекты готовит ГИТИС?
- В ближайшие полтора месяца мы едем на большие серьезные переговоры в Индию. Я лечу с группой студентов. Это итог двух лет предварительных переговоров. И вот наконец мы едем и со спектаклем, и с обсуждением дальнейших проектов, в том числе и совместных образовательных. И на 12 декабря у нас намечена презентация ГИТИСа в Барселоне. Надеюсь, к этому времени там уже все успокоится. Там будет выставка наших студентов-крымовцев (курс режиссера Дмитрия Крымова – прим.ред.). Будет новый выставочный проект двух студенток сценографического факультета и выставка фотографий о закулисье мастерской Каменьковича -- Крымова. И там же будет концерт нашего факультета музыкального театра.
Ксения Фокина, Париж