Правительство утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий. Что означает этот документ — разбиралась «Культуромания».
Творческая экономика существует в России давно. Но она была невидимкой для государева ока, органы власти, правительство не смотрели на нее, как на значимую и самостоятельную часть экономики. А между тем именно креативные индустрии являются в последнее время драйвером роста. В пандемию многие секторы рухнули, а, например, стриминговые сервисы просто «взлетели». По словам председателя правления Российского Авторского Общества Максима Дмитриева, доход от использования музыки в интернете вырос в России в 2020-м году на 40%.
Сам же вклад креативных индустрий в ВВП страны, по данным ВШЭ, в 2019 году составил почти 2,4 трлн руб., или 2,4% ВВП. В то время, как, например, в Великобритании творческая экономика составляет 5,8% ВВП.
Кризис, вызванный пандемией, обострил «зрение» властей. В 2020-м Минкульт вместе с представителями индустрии взялся за разработку программного документа для сектора творческой экономики. В январе ведомство представило первый вариант Концепции развития креативных индустрий, который отправился на согласование в правительство. В июне были приняты поправки в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», которые впервые на законодательном уровне определили основные термины креативной экономики. 27 же сентября правительство утвердило основной индустриальный документ — Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.
Можно сказать, что сейчас власти обратили внимание на сферу творческой экономики, у них есть желание дать импульс для её развития, системно создавать условия для этого.
Так, на оперативном совещании с вице-премьерами 27 сентября 2021 года глава правительства Михаил Мишустин отметил, что этот документ является «еще одним важным инструментом достижения национальных целей, которые определил президент». Концепция даст людям дополнительные возможности для самореализации и развития талантов, получения новых знаний, идей, технологий, которые качественно меняют жизнь.
В этом документе предусмотрены механизмы государственной поддержки для всех видов креативных индустрий. Это искусство, включая театр, музыка, кино, живопись, наше историко-культурное наследие, а также прикладные индустрии, такие, как архитектура, дизайн, туризм. Это медиа и производство цифрового контента, от разработок программного обеспечения до блогов и видеоигр. Концепция декларирует равное внимание государства как к крупным креативным компаниям, нуждающимся в инвестициях, так и к людям, которые в одиночку занимаются креативным бизнесом.
Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев говорит «Культуромании», что оценивает принятие документа «крайне позитивно».
— Это весьма системный документ. В нем достаточно жестко сформулированы барьеры развития креативной экономики, как и направления работы органов государственной власти всех уровней. Это сделано для того, чтобы дать возможность креативной сфере развиваться. Теперь дело за реализацией.Концепция действительно подробно описывает разнообразные проблемы, с которыми сталкивается молодая индустрия. В частности, отсутствие субсидирования оплаты труда, которое составляет основу затрат сектора креативной экономики. «Создание экосистем поддержки инноваций при всей схожести ориентировано исключительно на технологические проекты (IТ-сектор, медицина, фармацевтика, энергетический кластер и пр.). Федеральные, региональные и муниципальные программы, за счет которых возможна поддержка, разрознены и не скоординированы», сообщает документ.
Налоговое законодательство Российской Федерации и система налогового администрирования не в полной мере учитывают специфику творческого (креативного) предпринимательства. Что касается налогов, то по мнению экспертов, хотя с момента первого публичного представления Концепции документ не сильно изменился по содержанию, но часть документа, связанная с налогообложением, «стала более расплывчатой» и «несколько сузилась».
— Это, вероятно, результат действий Минфина. У этого ведомства, на мой взгляд, позиция несколько прямолинейная — нужно думать о том, как увеличить налогооблагаемую базу, увеличив число активных акторов в экономике. Каждый раз ищут выпадающие расходы. Но ведь не вложив не заработаешь. Думаю, в этом причина, — говорит г-н Матвеев.
Интересно, что в Концепции креативные индустрии разбиты на несколько направлений и привязаны к территории. Например, «локальные творческие (креативные) индустрии», «инвестиционные творческие (креативные) индустрии». При этом само понятие креативного предпринимательства увязывается с наличием у организации интеллектуальной собственности.
Авторы Концепции делают акцент на создании эффективного механизма защиты интеллектуальных прав. Тем более что контрафакт сейчас перемещается не только через физические границы, но и в цифровой среде.
— Мы продолжим развитие системы информационного обеспечения, оцифровки архивных и музейных коллекций, чтобы сделать их доступными для людей во всех регионах России, — рассказал о документе г-н Мишустин.
Но Концепция — не единственный документ, от которого зависит поддержка отрасли. К 1 марта 2022 года Минкульт совместно с федеральными органами исполнительной власти и организациями должен разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны предоставить комплекс мер, направленных на развитие творческих индустрий.
Масштабная поддержка творческой экономики, должна по мнению авторов Концепции, увеличить долю креативных индустрий с 2,4% ВВП до 3% ВВП к 2024 году и до 6% — к 2030.
В России есть все возможности для достижения успеха в этой сфере, в том числе за счет высокого уровня образованности населения, богатого исторического и культурного наследия. Задача государства — создать условия для творчества и креативного предпринимательства.
Елена Сердечнова
Иллюстрация: сайт https://eacop.org/