4 апреля в Госдуме в первом чтении был принят законопроект “О внесении изменений в ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (44-ФЗ) в сфере культуры. Почему принятие этого закона столь важно для деятелей культуры разобралась корреспондент "Культуромании"
4 апреля в Госдуме состоялось важное событие. В первом чтении был принят законопроект “О внесении изменений в ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (44-ФЗ) в сфере культуры. Первый зампредседателя комитета по культуре Госдумы Александр Шолохов назвал это решение “судьбоносным”, а присутствовавший на пленарном заседании в качестве гостя народный артист и глава СТД Александр Калягин наградил Госдуму эпитетом “легендарная”. В чем причина таких высоких оценок - попыталась разобраться “Культуромания”.
Конечно, в первую очередь изменения в закон о госзакупках очень нужны профессионалам от культуры. Можно вспомнить проблемы музейных работников, чьи экспонаты должны перевозиться в случае необходимости самым дешевым транспортом и оператором, а реликвии должны храниться чуть ли не вате, а не в современном материале иностранного производства. Представители театральной сферы жалуются на невозможность оперативно заменить актера, участвующего в спектакле и также оперативно приобрести костюм или реквизит, утраченный по тем или иным причинам. Музыкальные работники расстраиваются из-за того, что 44-ФЗ обязывает их закупать самые дешевые, а, значит, в этом случае - самые некачественные инструменты. Перечислять можно долго, ясно одно: закон о госзакупках сделал жизнь творческих людей невыносимой.
Начиная с конца 2017 года депутаты, чиновники, представители различных областей культуры работали над законопроектом. Были созданы две рабочие группы - думского комитета по культуре и в администрации президента. Поправки были поданы в Госдуму группой депутатов 24 декабря 2018-го. И вот, несмотря на определенное сопротивление экономического блока правительства, 4 апреля состоялась их рассмотрение.
“Цель нашего комитета - убрать препоны с пути культуры” Глава Комитета по культуре Госдумы РФ Елена Ямпольская, которая сама себя называет одним из “застрельщиков” вносимых изменений, начала свое выступление на пленарном заседании с признания в любви.
- Законопроект готовился не только с пониманием проблем, но и с большой любовью к отечественной культуре. При этом наш законопроект абсолютно прагматичен. Мы изымаем из 44-ФЗ те нормы, которые, будучи применимы к сфере культуры, становятся абсурдом. Итак, мы разрешаем организациям культуры расходовать дары, благотворительные и завещанные средства, потому что это те же внебюджетные расходы. Мы разрешаем проводить конкурс с ограниченным участием не только музеям, но и библиотекам. При работе с объектами культурного наследия, архивного хранения, библиотечного фонда, даем право заказчику запретить субподряд. Поскольку нельзя обеспечивать принцип конкуренции ценой возможной утраты нашего национального достояния, - рассказала она.
По словам главы думского комитета, законопроект увеличивает количество оснований для закупок у единственного поставщика, например, это будет касаться закупок оборудования для аудио и сценических эффектов. Вырастает сумма разовых закупок -- с 400 тыс. до 700 тыс. рублей. Годовой объем приобретений в крупных учреждениях культуры вырастет до 50 млн. Но, возможно, эта сумма еще будет пересчитана в сторону уменьшения.
Обновленный 44-ФЗ уберет обязанность обосновывать цену контракта, если речь идет о закупке культурных ценностей, прав на произведения определенных авторов. Упразднит проведение внутренней экспертизы, когда, например, директор театра каждый раз должен подписывать кучу документов о том, что актер хорошо сыграл спектакль. Если же речь идет об уникальных ценностях, то отменяется и проведение внешней экспертизы, в том числе, если речь идет о страховании и транспортировке произведений искусства. Также обновленный закон исключает из обязанностей заказчика публикацию в открытом доступе данных тех людей, с которыми он заключил контракт. По этому поводу была масса претензий у актеров, режиссеров, композиторов.
Елена Ямпольская считает, что самое большое количество споров с правительством вызывают 14 и 16 статьи закона о госзакупках.
- Статья 16 - это планирование госзакупок. Мы предлагаем, чтобы эти особенности планирования в сфере культуры осуществлялись нормативными актами правительства. Планирование на 3 года вперед для театров, музеев невозможно.
Минфин заверил нас, что сейчас будут вноситься комплексные изменения в 44-ФЗ именно в статью о планировании и потребности сферы культуры будут учтены в общем законопроекте. Мы за этим будем следить, - заверила г-жа Ямпольская.
14 статья говорит о национальном режиме закупок, и она тоже является болезненной.
- Мы предлагаем ее не применять к учреждениям культуры в ряде случаев и не запрещать товары и услуги иностранного производства. Так, музеи жалуются, что иностранные ткани для хранения запрещены, экспонаты портятся. Импортозамещение очень важно, но не ценой же утраты экспонатов. У нас есть серьезное сопротивление Министерства финансов в этом вопросе. Они считают, что можно постановлением правительства вынести ряд товаров из запретного списка. Ко второму чтению мы решим этот вопрос. Если речь идет о нормативном акте, то он должен быть готов в самое короткое время. Цель нашего комитета - убирать препоны с пути культуры.
“Абсолютно открытая доброжелательная площадка для обсуждения”
Произошедшее в Госдуме 4 апреля во многом стало возможно благодаря принципиальной позиции ее руководства. Напомним, поправки были внесены на рассмотрение Госдумы 24 декабря 2018 года. Все необходимые по регламенту документы от нижней палаты парламента были оперативно собраны, а вот официального отзыва от правительства так и не поступило, несмотря на то, что положенные по регламенту сроки давно истекли.
26 марта 2019 года в Думе состоялось заседание Совета по законотворчеству, где эта ситуация обсуждалась с представителями Комитета по культуре, министерств и театральной общественности. Только позиция председателя Госдумы Вячеслава Володина, сумевшего отстоять интересы разработчиков закона перед Минфином - именно экономический блок был против поправок - смогла переломить ситуацию. 28 марта состоялась встреча первого вице-спикера Госдумы и руководителя рабочей группы по совершенствованию закона о госзакупках Александра Жукова с представителями Минфина, ФАС и Минкульта. После этого были получены официальные отзывы от министерств.
На пленарном заседании 4 апреля г-н Володин обратил внимание депутатов на то, что диалог с правительством был непростой. Однако найдены точки соприкосновения, чтобы законопроект прошел-таки первое чтение. Другими словами, мы стали свидетелями прецедента, когда законодательная власть, имея политическую волю, несмотря на сопротивление некоторых ведомств, работает во благо общества. Фракции, живо обсуждавшие изменения в 44-ФЗ, причем не всегда лапидарно, проголосовали единогласно и за принятие этих поправок, и за беспрецедентно короткий срок для их внесения - до 8 апреля.
В кулуарах многие деятели культуры, воодушевившись, выражали мнение, что проблемы в сфере культуры сейчас проще всего решить именно через Госдуму. Елена Ямпольская посчитала его лестным, хотя и не совсем верным.
- Мнение лестное, но единственное на чем оно реально базируется - это на том, что мы со всеми очень охотно и доброжелательно разговариваем. Это было главным и когда я комитет пришла, и уверена, что так было и при предыдущем главе Комитета - Станиславе Говорухине. Бюджеты мы не распределяем, финансово помочь не можем, - прокомментировала глава комитета “Культуромании”. - Но, с другой стороны, у нас есть Общественный совет, в котором, помимо Сергея Шнурова, состоят и Владимир Урин, и Александр Калягин, и Женя Миронов. Уверена, что должна быть абсолютно открытая доброжелательная площадка для обсуждения, постоянный диалог с профессиональным сообществом, чтобы не высасывать из пальца проблемы и уж тем более не создавать новые. Посмотрите, люди счастливы сегодня. Потому что им станет легче жить, им будет интереснее творить, у них освободится время на творчество. Елена Сердечнова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Госдума освободила культуру от госзакупок
<h2>4 апреля в Госдуме состоялось важное событие. В первом чтении был принят законопроект “О внесении изменений в ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (44-ФЗ) в сфере культуры. Первый зампредседателя комитета по культуре Госдумы Александр Шолохов назвал это решение “судьбоносным”, а присутствовавший на пленарном заседании в качестве гостя народный артист и глава СТД Александр Калягин наградил Госдуму эпитетом “легендарная”. В чем причина таких высоких оценок - попыталась разобраться “Культуромания”.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Конечно, в первую очередь изменения в закон о госзакупках очень нужны профессионалам от культуры. Можно вспомнить проблемы музейных работников, чьи экспонаты должны перевозиться в случае необходимости самым дешевым транспортом и оператором, а реликвии должны храниться чуть ли не вате, а не в современном материале иностранного производства. Представители театральной сферы жалуются на невозможность оперативно заменить актера, участвующего в спектакле и также оперативно приобрести костюм или реквизит, утраченный по тем или иным причинам. Музыкальные работники расстраиваются из-за того, что 44-ФЗ обязывает их закупать самые дешевые, а, значит, в этом случае - самые некачественные инструменты. Перечислять можно долго, ясно одно: закон о госзакупках сделал жизнь творческих людей невыносимой.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Начиная с конца 2017 года депутаты, чиновники, представители различных областей культуры работали над законопроектом. Были созданы две рабочие группы - думского комитета по культуре и в администрации президента. Поправки были поданы в Госдуму группой депутатов 24 декабря 2018-го. И вот, несмотря на определенное сопротивление экономического блока правительства, 4 апреля состоялась их рассмотрение.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
“Цель нашего комитета - убрать препоны с пути культуры”</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Глава Комитета по культуре Госдумы РФ Елена Ямпольская</b>, которая сама себя называет одним из “застрельщиков” вносимых изменений, начала свое выступление на пленарном заседании с признания в любви.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Законопроект готовился не только с пониманием проблем, но и с большой любовью к отечественной культуре. При этом наш законопроект абсолютно прагматичен. Мы изымаем из 44-ФЗ те нормы, которые, будучи применимы к сфере культуры, становятся абсурдом. Итак, мы разрешаем организациям культуры расходовать дары, благотворительные и завещанные средства, потому что это те же внебюджетные расходы. Мы разрешаем проводить конкурс с ограниченным участием не только музеям, но и библиотекам. При работе с объектами культурного наследия, архивного хранения, библиотечного фонда, даем право заказчику запретить субподряд. Поскольку нельзя обеспечивать принцип конкуренции ценой возможной утраты нашего национального достояния, - рассказала она. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По словам главы думского комитета, законопроект увеличивает количество оснований для закупок у единственного поставщика, например, это будет касаться закупок оборудования для аудио и сценических эффектов. Вырастает сумма разовых закупок -- с 400 тыс. до 700 тыс. рублей. Годовой объем приобретений в крупных учреждениях культуры вырастет до 50 млн. Но, возможно, эта сумма еще будет пересчитана в сторону уменьшения. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Обновленный 44-ФЗ уберет обязанность обосновывать цену контракта, если речь идет о закупке культурных ценностей, прав на произведения определенных авторов. Упразднит проведение внутренней экспертизы, когда, например, директор театра каждый раз должен подписывать кучу документов о том, что актер хорошо сыграл спектакль. Если же речь идет об уникальных ценностях, то отменяется и проведение внешней экспертизы, в том числе, если речь идет о страховании и транспортировке произведений искусства. Также обновленный закон исключает из обязанностей заказчика публикацию в открытом доступе данных тех людей, с которыми он заключил контракт. По этому поводу была масса претензий у актеров, режиссеров, композиторов.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Елена Ямпольская считает, что самое большое количество споров с правительством вызывают 14 и 16 статьи закона о госзакупках.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Статья 16 - это планирование госзакупок. Мы предлагаем, чтобы эти особенности планирования в сфере культуры осуществлялись нормативными актами правительства. Планирование на 3 года вперед для театров, музеев невозможно.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Минфин заверил нас, что сейчас будут вноситься комплексные изменения в 44-ФЗ именно в статью о планировании и потребности сферы культуры будут учтены в общем законопроекте. Мы за этим будем следить, - заверила г-жа Ямпольская.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
14 статья говорит о национальном режиме закупок, и она тоже является болезненной.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Мы предлагаем ее не применять к учреждениям культуры в ряде случаев и не запрещать товары и услуги иностранного производства. Так, музеи жалуются, что иностранные ткани для хранения запрещены, экспонаты портятся. Импортозамещение очень важно, но не ценой же утраты экспонатов. У нас есть серьезное сопротивление Министерства финансов в этом вопросе. Они считают, что можно постановлением правительства вынести ряд товаров из запретного списка. Ко второму чтению мы решим этот вопрос. Если речь идет о нормативном акте, то он должен быть готов в самое короткое время. Цель нашего комитета - убирать препоны с пути культуры.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
“Абсолютно открытая доброжелательная площадка для обсуждения”</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Произошедшее в Госдуме 4 апреля во многом стало возможно благодаря принципиальной позиции ее руководства. Напомним, поправки были внесены на рассмотрение Госдумы 24 декабря 2018 года. Все необходимые по регламенту документы от нижней палаты парламента были оперативно собраны, а вот официального отзыва от правительства так и не поступило, несмотря на то, что положенные по регламенту сроки давно истекли. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
26 марта 2019 года в Думе состоялось заседание Совета по законотворчеству, где эта ситуация обсуждалась с представителями Комитета по культуре, министерств и театральной общественности. Только позиция председателя Госдумы Вячеслава Володина, сумевшего отстоять интересы разработчиков закона перед Минфином - именно экономический блок был против поправок - смогла переломить ситуацию. 28 марта состоялась встреча первого вице-спикера Госдумы и руководителя рабочей группы по совершенствованию закона о госзакупках Александра Жукова с представителями Минфина, ФАС и Минкульта. После этого были получены официальные отзывы от министерств.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
На пленарном заседании 4 апреля г-н Володин обратил внимание депутатов на то, что диалог с правительством был непростой. Однако найдены точки соприкосновения, чтобы законопроект прошел-таки первое чтение. Другими словами, мы стали свидетелями прецедента, когда законодательная власть, имея политическую волю, несмотря на сопротивление некоторых ведомств, работает во благо общества. Фракции, живо обсуждавшие изменения в 44-ФЗ, причем не всегда лапидарно, проголосовали единогласно и за принятие этих поправок, и за беспрецедентно короткий срок для их внесения - до 8 апреля. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В кулуарах многие деятели культуры, воодушевившись, выражали мнение, что проблемы в сфере культуры сейчас проще всего решить именно через Госдуму. Елена Ямпольская посчитала его лестным, хотя и не совсем верным.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Мнение лестное, но единственное на чем оно реально базируется - это на том, что мы со всеми очень охотно и доброжелательно разговариваем. Это было главным и когда я комитет пришла, и уверена, что так было и при предыдущем главе Комитета - Станиславе Говорухине. Бюджеты мы не распределяем, финансово помочь не можем, - прокомментировала глава комитета “Культуромании”. - Но, с другой стороны, у нас есть Общественный совет, в котором, помимо Сергея Шнурова, состоят и Владимир Урин, и Александр Калягин, и Женя Миронов. Уверена, что должна быть абсолютно открытая доброжелательная площадка для обсуждения, постоянный диалог с профессиональным сообществом, чтобы не высасывать из пальца проблемы и уж тем более не создавать новые. Посмотрите, люди счастливы сегодня. Потому что им станет легче жить, им будет интереснее творить, у них освободится время на творчество.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Елена Сердечнова</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span>
<p>
</p>
<br>