Как ситуация с карантином влияет на искусство и какие трудности переживают актеры и режиссеры Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «НОВАТ», рассказали «Культуромании» музыкальный руководитель и главный дирижер Дмитрий Юровский, главный режиссер Вячеслав Стародубцев и артисты театра.
-Дмитрий, как проходит ваша дистанционная работа? Проводите ли онлайн-репетиции с артистами?
-Что касается репетиций, в дистанционных условиях они малореальны. Такие программы, как Zoom хороши для обсуждения планов, вопросов, но ограничены с точки зрения передачи реального звука. А оркестр… Вы представляете себе объем работы, который нужно совершить, чтобы была возможность репетировать? Индивидуально, конечно же, работа продолжается. Я работаю находясь дома, без оркестра, без певцов, просто с партитурой. Все музыканты, певцы, балет также продолжают держать форму. Все понимают: в какой-то момент это закончится. Здесь как у спортсменов : если ничего не делаешь в домашних условиях, входить в форму будет сложно. В тот момент, когда на соответствующих местах в сфере медицины и политики будет разрешено в небольших дозах проводить репетиции, уже приходя в театр, мы, конечно же, будем это делать. Потому что, с одной стороны, рисковать никто не хочет, с другой стороны, мы хотим иметь возможность заниматься любимым делом.
- Какие планируются премьеры по окончании карантина? Насколько вы к ним готовы?
- Если говорить о новых названиях, у нас готовится премьера оперы «Иоланта», идет подготовка к опере «Снегурочка». Кроме того, у нас уже были проведены встречи на тему таких постановок, как оперы «Тоска», «Волшебная флейта», оперы «Дидона и Эней». До начала карантина «Снегурочка» была почти готова. Когда состоятся остальные премьеры, мы не знаем. Сейчас очень трудно строить планы, поскольку от нас не всё зависит. Но что важно – все спектакли непременно состоятся. Это поддерживает как артистов, так и публику.
- Вячеслав, 27 марта был день театра. «НОВАТ» провел онлайн трансляцию балета «Коппелия». Чем она вам запомнилась?
-Впервые в истории театра артисты выступили при пустом зале, без зрителей. После каждого удачного па, после каждой вариации солисты балета обычно ждут зрительских аплодисментов. В этот раз их не было. Но их отсутствие с лихвой восполнили артисты оркестра, которые вдруг начали аплодировать из оркестровой ямы. Это было очень трогательно – настоящее единение и невероятная поддержка коллег.
- Над чем вы лично работаете в период карантина?
- Совместно с новосибирским композитором, Александром Абраменко пишем русскую народную оперу-сказку для маленьких зрителей, с художниками придумываем декорации и костюмы к нескольким ближайшим постановкам. Ну а солисты готовятся к премьерам. Перед выходом на карантин мы с Дмитрием Юровским сделали распределение по новым спектаклям, каждый солист получил свою программу «домашки». Они присылают видеоролики домашних репетиций.
- Дмитрий, Вячеслав, на ваш взгляд, возрастет ли интерес к искусству по окончании эпидемии?
Вячеслав: Мне кажется, искусство и в частности театр, -- это то, что всех нас объединяет. Творчество -- форма духовности, его можно сравнить с религией. И театр, и музыка выполняют, а порою и восполняют функцию чего-то религиозного. Потребность в живой эмоциональной циркуляции, в энергообмене между артистом и зрителем будет всегда, и никакое онлайн-потребление этого не заменит. Потребность в сказке, волшебстве и красоте вечно.
Дмитрий: Есть люди, которые изголодались по чему-то красивому, эстетическому, прекрасному. Но очень важно понимать, что искусство – это тонкая вещь. Здесь важно не перенасытиться за очень короткий срок, потому что в результате мы все равно вернемся к нормальной жизни. Не хотелось бы, чтобы зрители первые 2-3 недели, после того, как закончится вся эта ситуация, посмотрели бешеное количество спектаклей и концертов и потом, естественно, в какой-то момент охладели, просто потому что произошло перенасыщение. Так что я уверен, что интерес будет повышенный, но призываю всех относиться к этому, как к чему-то приносящему радость, удовлетворение, то есть растянуть удовольствие как можно на «подольше».
- С какими трудностями столкнулись актеры театра ?
Эльдар Нагиев, концертмейстер театра:
- Самое главное, что представляет трудность, связанную с временным закрытием театра -- отсутствие творческого общения и возможности поделиться накопленной энергией и творческим материалом со зрителями. Нужна живая реакция, отдача, и никакой аппаратурой это не заменишь. Даже сейчас, спустя 20 лет работы в различных профессиональных оркестрах, я говорю, уходя из дома: я пошел в театр -- не на работу, а именно в театр или на оркестр.
Солист оперной группы Алексей Зеленков:
- Я ощутил тоску по сцене, тоску по зрителю. Легче всего сохранять хороший творческий тонус, находясь в каждодневном непрерывном процессе работы. Для меня, как и для каждого артиста, источником вдохновения является живая сцена.
Екатерина Мартынова