После угара новогодних каникул на кинотеатры обрушивается долгожданная тишина: это заметно и по скудному репертуару, и по количеству пустых кресел в зале. Тем не менее, окончательно забывать о походах в кино не надо, тем более, что интересные новинки в январском прокате все-таки можно найти.
«1917», режиссер Сэм Мендес, с 30 января
1917-ый, Первая мировая война. Британские войска готовятся к наступлению, однако в последний момент командование узнает, что с началом операции одно из окруженных подразделений неминуемо попадет в ловушку – и начнется бессмысленная и беспощадная бойня. Тогда, чтобы спасти солдат, начальство отправляет в батальон двух бойцов: они должны пройти через вражескую территорию и добраться до своих однополчан до начала атаки. Таким образом, жизнь тысячи шестисот человек теперь зависит от двух молодых парней…
Заниматься прогнозами на «Оскар» – затея неблагодарная. Тем не менее, по поводу нового проекта Сэма Мендеса сомнений нет никаких: это один из фаворитов февральской церемонии. Об этом говорит и отличный старт картины в прокате, и фурор на «Золотом глобусе», который традиционно считается репетицией «Оскара» (приз «За лучшею режиссуру» и «За лучший драматический фильм»). Скорее всего, отметят киноакадемики и операторскую работу: Роджер Дикинс снял «1917» очень подвижной камерой с иллюзией одного кадра. Зрителей же «1917» привлекает своей честностью, отсутствием пафоса и мощным антивоенным зарядом, без которого любой разговор о войне превращается в набор трескучих фальшивых фраз, пропитанных диванных патриотизмом.
«Дело Ричарда Джуэлла», режиссер Клинт Иствуд, с 9 января
26 июля 1996-го года, Атланта. Во время Олимпийских Игр в парке Столетия Олимпиады на ночной концерт приходит несколько тысяч человек, все поют и танцуют, однако в службе 911 внезапно начинается паника: им позвонил неизвестный, который спокойным голосом сообщил, что в центре толпы он оставил рюкзак с динамитом, и что этот рюкзак должен взорваться через тридцать минут. Взрыв действительно раздается через какое-то время, но случается маленькое чудо – и вместо нескольких сотен трупов медикам приходится иметь дело лишь с сотней раненых (что само по себе страшно, однако жертв могло быть в десятки раз больше). А «соавтором» этого чуда оказался некий Ричард Джуэлл – дотошный охранник, который нашел бесхозный рюкзак, настоял на вызове взрывотехников и на том, чтобы отвести людей хотя бы на несколько метров от обычного, ничем не примечательного рюкзака.
Вряд ли еще неделю назад кто-то из нас смог бы сразу ответить на вопрос «Кто такой Ричард Джуэлл?», однако в США его имя до сих пор на слуху. И помнят Джуэлла вовсе не как «обычного парня, который из-за своего гипертрофированного чувства ответственности стал национальным героем». Его помнят как жертву широкомасштабной травли, которую пресса затеяла после того, как в ФСБ появилась рабочая версия, что найденную им в парке бомбу Ричард мог подбросить сам. Так что его история – это мощный пример того, с каким рвением мы готовы пинать человека, которого еще вчера прославляли на каждом углу, это повод для серьезного разговора об этических принципах журналистики и о вечном конфликте между рядовым гражданином и властью. И все это легко расслышать в новом фильме Клинта Иствуда, который в свои 89 (!) по-прежнему остается одним из самых ярких режиссеров мирового кинематографа.
«Кома», режиссер Никита Аргунов, с 30 января
Дебютный проект Никиты Аргунова еще не вышел в прокат, но уже побил сразу несколько рекордов. Например, рекорд по переносу премьерных дат: «Кома» должна была выйти в прокат еще в сентябре 2017-го, однако сроки релиза постоянно передвигались, и в итоге 30 января 2020-го – это уже седьмая (!) официальная дата премьеры. Ничего хорошего, понятное дело, подобная «миграция» не сулит, хотя продюсеры (Сарик и Гевонд Андреасяны) традиционно ссылаются на «трудоемкость производства и неготовность компьютерной графики».
Как бы то ни было, графику в данном случае действительно можно назвать одним из краеугольных камней проекта. Дело в том, что мир «Комы» – это мир фэнтезийный: после аварии молодой парень попадает в странное место, которое меняется под воздействием человеческого сознания. Здесь реки и города могут втиснуться в крохотную комнатенку, а любой неудачник становится тем, кем захочет. Таким образом, задумка у «Комы» не просто интересная, но и масштабная, однако для того, чтобы ее реализовать, нужны опыт, фантазия и приличный бюджет. А в отечественной кинофантастике с этими тремя составляющими, как правило, большая проблема. Впрочем, давайте попробуем надеяться на лучшее, и, кстати, перечислим актерский состав, благо он по-настоящему звездный: в фильме снялись Константин Лавроненко, Риналь Мухаметов, Любовь Аксенова и Милош Бикович.
«Маяк», режиссер Роберт Эггерс, с 16 января
Больше ужасов, хороших и разных! Некий молодой человек Ифраим (Роберт Паттинсон) приезжает на скалистый затерянный остров, дабы помогать хромому смотрителю маяка (Уиллем Дефо). Тот, однако, уже почти сбрендил от беспробудного одиночества, поэтому совсем не жаждет светских бесед, зато не расстается с бутылкой да пытается превратить Ифраима в раба. Но самое страшное даже не в этом: парню вдруг начинают мерещиться гости из прошлого, а потом и вовсе начинается какая-то чертовщина...
«Маяк» Роберта Эггерса – вовсе не рядовой трехгрошевый ужастик, которые атакуют наш прокат как минимум раз в неделю. То, что снял Эггерс, можно назвать одним единственным словом – «эстетство»: перед нами роскошный черно-белый нуар, в котором хоррор повенчан с мифологией и с попыткой нырнуть как можно глубже в бездну человеческого подсознания. Поэтому «Маяк» и стал одним из негласных триумфаторов Каннского фестиваля: он был показан в программе «Двухнедельник кинорежиссеров», получил приз кинопрессы и такое количество положительных рецензий, о котором некоторые фильмы основного конкурса могут только мечтать.
«Особенные», режиссеры Оливье Накаш, Эрик Толедано , с 16 января
Значимых фестивальных проектов в этом январе очень мало, но тем ценнее «Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано. Это фильм закрытия прошлогоднего Каннского фестиваля, получивший очень хорошую прессу и до сих пор обсуждаемый в соцсетях. Причин для такого повышенного интереса несколько. Во-первых, Накаш и Толедано известны и любимы за фильм «1+1», уже ставший современной классикой. Во-вторых, тема в «Особенных» далеко не самая простая – и нужно мужество, чтобы взяться за такое кино. Дело в том, что главные герои Бруно и Малик (Венсан Кассель и Реда Катеб) управляют специальным пансионом, где живут дети с острыми формами аутизма. Играют этих детей юные актеры-аутисты, то есть, по сути, фильм подходит к реальности на максимально близкое расстояние. Ну, а третья причина популярности «Особенных» в том, что режиссерам снова удалось невозможное: как и в «1+1», они сумели взглянуть на клубок сложных психологических проблем через призму легкой и очень доброй комедии.
«Плохие парни навсегда», режиссеры Адиль Эль Арби, Билал Фалла, с 23 января
Если название этого фильма вам вдруг показалось знакомым, то поздравляем! – интуиция вас не подвела. «Плохие парни навсегда» – это сиквел двух комедийных боевиков Майкла Бэя, которые он снял в 1995-м и 2003-м. Оба они строятся на контрасте и харизме двух главных героев – детективов полиции Майями, работающих в паре: богатенький плейбой Майк Лоури (Уилл Смит) и образцовый семьянин Маркус Бернетт (Мартин Лоуренс) ведут отчаянную войну с наркобаронами, не забывая при этом ссориться и мириться друг с другом. И хотя нельзя сказать, что «Плохих парней» ждал фурор, свою долю успеха они получили: первый фильм, сделанный за смешные деньги (всего $19 миллионов!), собрал в прокате сумму, в семь раз большую; второй едва окупился, смог похвастаться щедрым урожаем негативных отзывов, однако, судя по количеству просмотров в интернете и по количеству проданных DVD, интерес к нему не пропал до сих пор.
Наверное, именно поэтому студия Sony несколько раз пыталась эту франшизу реанимировать (был разговор даже о том, чтобы превратить «Плохих парней» в сериал), но дальше планов дело как-то не шло. Впрочем, вопрос «а нужна ли эта реанимация» не снят с повестки дня до сих пор: судя по трейлеру, в этот раз продюсеры сделали ставку на погони-взрывы-перестрелки, а таких проектов и без «Плохих парней» – вагон и маленькая тележка. Тем не менее, если авторы не забыли подмешать в экшн ядреную порцию сарказма, который так понравился аудитории в оригинальном фильме Майкла Бея, то у «Плохих парней навсегда» тоже появляется шанс.
Вера Аленушкина