Среди первых — очередная версия Бондианы (о ней мы уже писали) и новый проект Гая Ричи. А любителей чего-то более серьезного ждут выходцы с Венецианского смотра и «Кинотавра». Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании».
«Герда», режиссер Наталья Кудряшова, с 14 октября
В ролях: Анастасия Красовская, Юра Борисов
Лера кажется обычной студенткой: утром спит на лекциях в институте, днем осваивает профессию социолога — ходит по квартирам с глупейшими соцопросами. Но вечером Лера превращается в Герду — и до утра вертится у шеста в дешёвом стрип-клубе. Впрочем, грязь к ней пока что не липнет: с клиентами она не спит, поэтому денег зарабатывает очень мало. А деньги девушке очень нужны: матери требуется дорогое лечение, да и ей самой надо на что-то жить…
Истории несчастных куртизанок (снаружи грязных, чистых внутри) всегда будут интриговать аудиторию: сочетание невинности и эротики — средство, действующее безотказно. Однако «Герда», ставшая лауреатом «Кинотавра», а также сразу нескольких международных смотров, отличается от проектов такого рода: для нее очень важна социальная составляющая. Не даром ведь Лера/Герда ходит по квартирам, опрашивая людей — мы ходим вместе с ней и прислушиваемся к чужим разговорам. Вот, к примеру, обычная пенсионерка, которая «испытывает удовлетворение», получая пенсию в 8.000 рублей. А вот утомленная бытом домохозяйка, которая пытается угадать правильный ответ на вопрос «считаете ли вы президента сексуальным мужчиной». Эти сюжетные подробности гораздо интереснее танцев у шеста, снятых в неоновом свете, и именно из-за них мы включаем «Герду» в наш список.
«Кошачьи миры Луиса Уэйна», режиссер Уилл Шарп, с 21 октября
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Клер Фой
Посвящать свою жизнь кошкам Луис Уэйн не собирался. Он был художником-анималистом, и рисовал совершенно разную живность: быков, овец, собак… Но, когда заболела его жена, он притащил ей с улицы живую игрушку — черно-белого котенка, который должен был развлекать хозяйку. Тот, однако, оказался не просто «массовиком-затейником», но и отличной моделью, поэтому Луис сам не заметил, как начал делать с него наброски. Эти сессии настолько понравились им обоим, что с того времени Уэйн рисовал только кошек.
На роль полусумасшедшего обожателя хвостатых пушистиков в фильм Уилла Шарпа был приглашен один из лучших актеров нашего времени — Бенедикт Камбербэтч. И это, наверное, главная причина, почему «Кошачьи миры» получили статус одного из самых ожидаемых проектов сезона. Впрочем, другая причина — это сами коты и кошки, ставшие полноценными участниками этой истории. Кстати, если не знаете, Луис Уэйн — персонаж абсолютно реальный. Он родился в 1860-м году и прославился тем, что очеловечивал пушистых зверьков: на его рисунках представители семейства кошачьих ходят на двух лапах, пьют кофе, играют в гольф… При этом их физиономии настолько эмоциональны и выразительны, что не влюбиться в них практически невозможно.
«Купе номер 6», режиссер Юхо Куосманен, с 28 октября
В ролях: Юра Борисов, Сейди Хаарла
Попутчиков, к сожалению или к счастью, не выбирают. Иначе бы Лора — простодушная девушка-археолог из Финляндии — никогда бы не села напротив Лехи — обычного забулдыги с лицом вора и замашками своего в доску парня. Однако выбора у финки не было, поэтому несколько суток, пока их поезд неспешно искал дорогу из Москвы в Мурманск, ей пришлось терпеть этого алкаша в своем купе. Впрочем, через несколько дней оба начинают понимать, что расстаться им будет несколько сложнее, чем хотелось бы.
«Купе номер 6» Юхо Куосманена — один из самых значимых фестивальных фильмов этого года. Снимался он в копродукции Финляндии и России (главные «игроки» с русской стороны — продюсер Сергей Сельянов, сценарист Любовь Мульменко и актер Юра Борисов). Премьера «Купе» состоялась в рамках основного конкурса Каннского фестиваля, где проект получил Гран-при жюри и собрал шикарную прессу.
Что касается месседжа фильма, то он понятен даже по первым строчкам синопсиса: мы все сильно разобщены — так было, так есть и так будет. Однако найти дорогу друг к другу, в принципе, можно. Но для этого нужно вовремя прислушаться к самим себе — и к тому человеку, который сидит напротив.
«Последняя дуэль», режиссер Ридли Скотт, с 28 октября
В ролях: Джоди Комер, Мэтт Дэймон, Бен Аффлек, Адам Драйвер
Франция, конец XIV века. Вернувшись с войны, рыцарь Жан де Карруж узнает жуткую новость: его жену Маргарит изнасиловали. И сделал это ближайший друг де Карружа — Жак Ле Гри. Тот, правда, утверждает, что «распутная девка сама захотела», причем была очень настойчива в своем желании, поэтому Жак, как благовоспитанный дворянин, отказать даме не смог. Муж, однако, в предательство жены не поверил и пошел к королю. И теперь, по высочайшему повелению Его Величества, вчерашние друзья должны выйти на поединок: пусть Бог присудит победу тому, на чьей стороне правда. Однако, если де Карруж проиграет, его жену сожгут на костре — как лжесвидетельницу.
Новый фильм Ридли Скотта вошел во внеконкурсную программу в Венеции. И споров вокруг него было много. Кому-то не понравилось, что режиссер не утруждал себя исторической реконструкцией и с эпохой обошелся весьма вольно. Кого-то раздражал солидный хронометраж и неспешный ритм, кто-то посчитал, что перетаскивать фем-повестку в XIV век — затея не слишком убедительная. Зато по поводу актеров дискуссий не было: все согласились с тем, что Адам Драйвер, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон и Джоди Комер работают превосходно, так что смотреть «Последнюю дуэль» можно исключительно ради них.
«Утраченные иллюзии», режиссер Ксавье Джанноли, с 21 октября
В ролях: Бенжамен Вуазен, Сесиль Де Франс
Люсьен Шардон де Рюбампре приехал в Париж, будучи молодым и восторженным: он мечтал стать поэтом и буквально дышал стихами. Рифмы, однако, — кормильцы плохие, поэтому Люсьен приходит в мир журналистики. Он собирается сеять «разумное-доброе-вечное», говорить с читателями об искусстве и прочее, но и тут у него ничего не выходит. Оказывается, подписчикам нужно не искусство, а кабак и бордель, поэтому главная задача журналиста — потчевать почтенную публику хорошо прожаренными фактами.
«Утраченные иллюзии» — один из главных романов Оноре де Бальзака, в котором он рассказывал не только о времени и о себе (в книге есть автобиографические подробности), но и говорил о природе журналистики. Рассуждения эти, как ни странно, до сих пор актуальны и даже помогают понять день сегодняшний: за два века СМИ, естественно, изменились, но многие приемы журналисткой работы остались прежними. Что же касается фильма, то его премьера состоялась на Венецианском фестивале, а одну из главных ролей в проекте сыграл режиссер и актер Ксавье Долан.
Вера Алёнушкина
Фото: кадр из фильма «Купе номер 6»