Мартовский кинопрокат вполне может стать весенней аналогией Новогодней битвы: за зрительское внимание в праздничные дни готово сражаться внушительное количество потенциально громких релизов. Поэтому нас ждет неплохое фестивальное кино (как наше, так и зарубежное), трогательная спортивная мелодрама о всеобщей любимице и целая россыпь семейных комедий. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании».
«Дорогая, я больше не перезвоню», режиссер Александр Фомин, с 6 марта
В ролях: Никита Ефремов, Ян Цапник, Евгения Добровольская, Дмитрий Чеботарёв, Валентина Ляпина, Мила Ершова
Работа в рекламе требует жертв! Поэтому Даня не живет, а вечно чем-то жертвует: отпуском, здоровьем, семьей… Единственное, от чего он никак не может отказаться, это мечты. Даня спит и видит, как заработает кучу денег, купит машину–дом–дачу и женится на соблазнительной красотке из интернета. Грезам, однако, не суждено сбыться, парень внезапно впадает в кому и застревает между миром мертвых и миром живых. Хуже всего то, что это место подозрительно напоминает аэропорт, которых Даня боится до дрожи в коленках. Да и рейсов в этом аэропорте всего два: или в рай, или в ад. А так как райские кущи нашему герою точно не светят, Даня отчаянно пытается выйти из комы.
Фрик-комедию о злоключениях рекламщика в загробном мире придумал и снял Александр Фомин — режиссер проектов «Молодой человек» и «Министерство всего хорошего». Идея бомбическая и оригинальная, особенно на фоне шаблонных бытовых комедий, которые вместе с киносказками буквально заполонили современный прокат. Проблема в выборе стилистической концепции, решение превратить этот «загробный» сюжет в «детский маскарад для самых маленьких» не кажется убедительным. Бластеры, разрывающие людей на сотни леденцов, и самолеты, битком набитые клоунами, никак не вяжутся с притчевым началом и глубиной, которые есть в этой истории.
«Ждун», режиссер Дмитрий Суворов, с 20 марта
В ролях: Виктор Хориняк, Юлия Александрова, Андрей Андреев, Никита Тарасов
Инопланетяне среди нас! Незваный гость из далекой-далекой Галактики случайно оказался пленником Земли, его корабль попал под метеоритный дождь и упал в Краснодарском крае, недалеко от поселка Абрау-Дюрсо. Починить летающую тарелку самостоятельно бедолага не смог, он был из породы Ждунов — загадочной расы, привыкшей ждать, а не действовать. За дело пришлось взяться семье Семеновых, под предводительством подростка Никиты они быстро переформатировали инопланетный хлам, бывший когда-то кораблем, а потом взялись за перевоспитание незадачливого космонавта.
Российское семейное кино, которое внезапно оказалось на пороге серьезного кризиса из-за бескрайнего потока громких и бессмысленных киносказок, отчаянно пытается нащупать новые темы. В этот раз место фольклорных героев занял персонаж-мем, взорвавший интернет лет 7-8 назад. Проблема в том, что изначально этот милый толстяк к детской аудитории никакого отношения не имел. Наоборот, его можно было назвать визуализицией вполне конкретного взрослого психотипа, который ребенку не слишком понятен (максимально пассивное поведение и долгое ожидание чего бы то ни было детям не свойственно). Поэтому, например, на рынке игрушек, этот персонаж не прижился. Тем не менее, именно Ждуна сделали героем очередной семейной киносказки, хотя он вполне мог стать персонажем фантастического детектива или хоррора. Как воспримут малыши такой кульбит, узнаем уже совсем скоро.
«Мелочи жизни», режиссер Тим Милантс, с 13 марта
В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Мишель Фэйрли
1985 год, крошечный городок где-то в Ирландии. Единственная достопримечательность этого места — женский католический монастырь, где действуют «прачечные Магдалины». Работницы этих прачечных — девушки и женщины с подмоченной репутацией, отданные монашкам на перевоспитание. Но это лишь слова. На деле «исправление» превращается в средневековую пытку, о чем случайно узнал неприметный торговец углем Билл Ферлонг. В промороженном насквозь сарае он нашел едва живую беременную девчонку, которую настоятельница монастыря приговорила жить именно там. Чтобы спасти жизнь узницы, Билл решает выяснить, что же происходит в святой обители, хотя ему настойчиво намекают этого не делать.
«Мелочи жизни» — экранизация одноименного бестселлера Клэр Киган, который сумел наступить на одну из самых болезненных мозолей в истории католической церкви. Речь о «воспитательных приютах для падших женщин», появившихся в 1820-м году и упраздненных только в середине девяностых прошлого века. На экране они появлялись не раз: вспомним хотя бы «Сестер Магдалины» Питера Муллана («Золотой лев» Венецианского фестиваля 2002 года). Но, в отличии от «Сестер», показывающих приютский ад изнутри, «Мелочи жизни» предлагают нам взгляд стороннего наблюдателя, в монастырь мы проникаем благодаря «посредничеству» маленького человека, случайно оказавшегося рядом. А так как знает он далеко не все, то и для нас история унижений раскрывается не сразу. Плюс, перед нами большая работа больших актеров: Киллиана Мерфи и Эмили Уотсон. Последняя, кстати, получила за эту роль «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале — как «Лучший актер/актриса второго плана».
«Папа умер в субботу», режиссер Зака Абдрахманова, с 20 марта
В ролях: Лаура Турсунканова, Самал Еслямова, Шарифбек Закиров, Амина Оразбай
Айко сумела выбраться из того патриархального захолустья, в котором родилась, из безымянного казахского села она перебралась в Москву и стала отличным визажистом, гримирующим звезд первого эшелона. Однако, когда в мир иной уходит ее отец, она приезжает на похороны в родовое гнездо. Ее там не ждут, у отца давно появилась другая семья, а родственники смотрят на Айко косо из-за ее нежелания быть похожей на них. Но девушку поражает не это: ее отец, бывший когда-то домашним тираном, избивающим в кровь ее мать, с другой женой себе такого не позволял. Во всяком случае, так говорят…
Драма «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой стала одной из сенсаций кинофестиваля «Маяк», где получила приз «За лучший дебют». Это фильм-рефлексия о девушке, которая пытается разобраться со своим прошлым, не дающим ей нормально дышать даже в Москве, а заодно помочь своей ершистой единокровной сестренке не стать жертвой собственной глупости и местного патриархата. Если любите глубокое и вдумчивое кино, то фильм — для вас.
«Роднина», режиссер Константин Статский, с 6 марта
В ролях: Владислава Самохина, Евгений Ткачук, Мария Миронова
Жанру спортивного байопика уже несколько лет пророчат полное исчезновение из кинопроката, и причины для этого две. Во-первых, проектами а-ля «Федя. Народный футболист» и «Стрельцов» российские кинематографисты публику явно перекормили, интерес аудитории к такого рода проектам стремительно приближается к нулю. Во-вторых, мы уже отсняли практически все виды спорта, включая шахматы и лапту, поэтому сказать хоть что-то новое в этом жанре крайне проблематично.
Тем не менее, кинокомпании на подобные мелочи внимания не обращают, и спортивные байопики по-прежнему активно снимаются (например, в конце года нас ждет «Первый на Олимпе» о гребце Юрии Тюкалове). «Роднина» — еще одна попытка вскочить в давно уехавший поезд. Впрочем, потенциал у этого проекта есть. В первую очередь он связан с личностью самой Ирины Константиновны, которую обожают миллионы. Плюс ее история — это летопись побед (Роднина — трехкратная олимпийская чемпионка), а спортивных достижений у нас сегодня не слишком-то много. И, наконец, про фильм нельзя сказать, что он концентрируется только на соревнования и тренировках. В его центре — внутренний мир героини, которая влюбляется, ищет себя, переживает предательство, разочаровывается — и влюбляется снова. Так же, как и любая женщина.
Вера Аленушкина
Фото: кадр из фильма «Роднина»