Нас ждет ремикс «Летучего корабля» и отличная подборка легкого и смешного авторского кино
Для кинопрокатчиков новый киногод начался удачно: вышло несколько крупных релизов, сумевших заинтриговать зрителей. Март эту «традицию» продолжает: нас ждет ремикс «Летучего корабля» и отличная подборка легкого и смешного авторского кино, в котором снялись Николас Кейдж, Таисия Вилкова и Лиза Янковская. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании».
«Герой наших снов», режиссер Кристоффер Боргли, с 14 марта
В ролях: Николас Кейдж, Джулианна Николсон, Лили Берд
Слава пришла к профессору Полу Мэтьюсу совершенно внезапно. Его студентки вдруг начали видеть этого лысеющего сухаря в своих снах — преимущественно эротических. Потом к юным девушкам присоединился весь город: Пол регулярно заглядывал в сны каждого жителя, совершая разные подвиги — спасал родную Галактику, рассекречивал инопланетных шпионов… Но как только Мэтьюс почувствовал себя супергероем, ветер подул в другую сторону. Сновидения сменили жанр — и вместо эротических комиксов горожанам начали сниться фильмы ужасов, главным героем которых снова был злосчастный профессор. Смириться с этим благочестивые жители не захотели, поэтому пришли к выводу, что Пола нужно убить.
Знаменитая киностудия А24, получившая семь «Оскаров» за «Все, везде и сразу» в прошлом году, и не менее знаменитый Ари Астер («Солнцестояние», «Все страхи Бо») продолжают экспериментировать с жанром комикса, превращая его в очередной раз в безбашенное хулиганство. Основной приманкой для зрителя в этот раз стал Николас Кейдж: его профессор — безобидный чудак — проходит долгий путь от самоупоения до необходимости выживать в абсолютно враждебной среде. И пусть «Оскара» за этот фильм никто из создателей не получит (хотя Кейдж был номинирован на «Золотой глобус» в категории «Лучший актер комедии или мюзикла»), «Героя наших снов» лучше не пропускать: это залихватски смешное действо об обратной стороне славы.
«Летучий корабль», режиссер Илья Учитель, с 21 марта
В ролях: Александр Метёлкин, Ксения Трейстер, Андрей Бурковский, Полина Гагарина, Фёдор Добронравов, Леонид Ярмольник, Сергей Гармаш, Анна Уколова
Когда твой папенька — король, с ним лучше не спорить. Сказано тебе: «Выходи замуж», значит, собирайся — и выходи. Тем более, что жених практически идеален: высокий, статный и страшно выгодный в плане дипломатии и финансов. Принцессе, однако, на выгоду наплевать. Ей, видите ли, нужна какая-то любовь, без которой она отказывается целоваться со своим нареченным. За такое вольнодумие Его Величество изволит запереть девицу в ее светелке (без права на прогулки и переписку), однако даже в условиях заточения перевоспитываться принцесса отказывается. Наоборот, она знакомится с неким Иваном, который обещает построить летучий корабль, и собирается сбежать с ним из королевских покоев на вольную волю.
После кассовых подвигов «Последнего богатыря», «Бременских музыкантов» и «По щучьему велению» в успехе «Летучего корабля» никто не сомневается. Во-первых, скроен фильм по давно проверенным лекалам «старой доброй советской сказки» (в той же тональности было снято и «По щучьему велению»). Во-вторых, история всем знакома и всеми любима. Да и обожаемые с детства мелодии никуда не делись: по воле продюсеров, композиторы написали несколько новых шлягеров, но без забойных частушек Бабок-Ежек, печальной арии Водяного и хулиганской песни Забавы о свободе, конечно, не обошлось.
«Онегин», режиссер Сарик Андреасян, с 7 марта
В ролях: Виктор Добронравов, Лиза Моряк, Алёна Хмельницкая, Владимир Вдовиченков, Александр Яцко
Желание Сарика Андреасяна экранизировать «Евгения Онегина» с самого начала ничего, кроме опасений, не вызывало. И дело не в том, что роман в стихах практически невозможно превратить в крепкий сценарий (в плане драматургии в «Онегине» катастрофически мало событий). И не в том, что каждую вторую строчку зрители помнят наизусть — и, разумеется, будут сравнивать свое восприятие с интерпретацией режиссера. Беда в том, что Сарик Андреасян снимает фильмы, которые сложно назвать шедеврами.
Новый «Онегин» неубедителен абсолютно во всем, начиная с кастинга (Онегин выглядит на 50 лет, Татьяна на 30 и т.д.) и заканчивая небрежной работой художника-постановщика (поместье Лариных — небогатых провинциальных помещиков — выглядит как усадьба графа Шереметева). Стихотворный текст Пушкина пересказан прозой, причем плохой: фразы типа «Привычка — великий дар, она нам заменяет счастье», вводят в ступор («Привычка свыше нам дана: замена счастию она»). Но хуже всего то, что фильм откровенно скучен: он выглядит так, как будто школьника на экзамене попросили назвать основные события романа, и он старательно забубнил себе под нос.
Тем не менее, зрительский интерес к фильму есть, да и прокатчики не поскупились на рекламу, поэтому по объему потенциальной аудитории «Онегин» — один из главных фильмов марта. По этой причине мы включаем его в наш список.
«Сказки Гофмана», режиссер Тина Баркалая, с 28 марта
В ролях: Екатерина Вилкова, Евгений Цыганов, Максим Стоянов, Алексей Гуськов, Ксения Кутепова
Надежде Страховой с мужем повезло. Хотя казалось, с чего бы? — обычная библиотекарша, незаметный серый мышонок, без слез не взглянешь. А он — статный, красивый, упитанный, и даже не бьет! Правда, на работу не ходит: лежит целыми днями на диване, ругается с телевизором. Но оно и понятно: оценить достоинства мужа начальники не в состоянии, а пахать за гроши — зачем? Поэтому, чтобы прокормить благоверного, Надежда устраивается на подработку — в театр, гардеробщицей. И там вдруг выясняется, что у нее очень красивые руки. В них (в руки) влюбляется режиссер, приглашающий Надю в качестве дублерши в кино. После этого жизнь серого мышонка меняется: на нее сваливаются деньги и слава. Муж же остается на обочине жизни — и это ему почему-то не нравится.
«Сказки Гофмана» стали открытием полнометражной программы фестиваля «Короче»: дебютантка Тина Баркалая — лауреат нескольких международных смотров за короткометражные проекты — работала над своим первым большим фильмом несколько лет, и сумела заворожить и зрителей, и жюри. Ее «Сказки Гофмана» — очень милое, смешное и оригинальное кино, в центре которого — пробуждающееся сознание тихони-скромницы, которая вдруг понимает, что быть прислугой для мужа-абьюзера — не самая лакомая цель в ее жизни. И обратите внимание на каст: в главных ролях Екатерина Вилкова и Макс Стоянов, сыгравшие чуть ли не самые лучшие роли в своей фильмографии.
«Фрау», режиссер Любовь Мульменко, с 14 марта
В ролях: Вадик Королев, Лиза Янковская, Инга Оболдина, Дарья Коныжева, Максим Стоянов
Любовь зла, полюбишь и социопата! Особенно, если личная жизнь совершенно не ладится. Именно это и произошло с Кристиной — звездной балета Пермского театра. Ее прекрасный принц клялся в любви, но разводиться не торопился. И она ушла. И тут на горизонте появился странный молодой человек по имени Ваня — недотепа, аккуратист и зануда. Всю свою жизнь он старался держаться от людей на почтительном расстоянии, но почему-то решил, что надо жениться, и что Кристина идеально подходит его уютному холостяцкому гнездышку. Устав быть нелюбимой, девушка соглашается на этот сомнительный эксперимент.
«Фрау» — второй режиссерский фильм Любови Мульменко, одной из самых ярких сценаристок отечественного кино. Она не боится парадоксов и острых ходов: сталкивает лбами совершенно непохожих персонажей, которые в реальности никогда бы не встретились, и заставляет их влюбиться друг в друга. Добавим к этому отличную актерскую работу Лизы Янковской, ироничные и снайперски точные диалоги, атмосферу удивительной легкости — и получим один из самых запоминающихся фильмов этого года.
Вера Аленушкина
Фото: кадр из фильма «Летучий корабль»