Когда за окном бесконечный февральский дождь, хочется забраться под одеяло – и не вылезать до весны. Тем не менее, кинотеатры вряд ли позволят вам это сделать: интересных новинок в этом месяце хоть отбавляй. О самых ярких из них читайте в очередном обзоре «Культуромании».
«Джентльмены», режиссер Гай Ричи, с 13 февраля
Труп в холодильнике и целая плантация марихуаны, свинцовые ливни и отточенные ножи – все это новый фильм Гая Ричи, в котором, впрочем, вряд ли можно найти что-то новое. Дело в том, что «Джентльмены» – это фильм-концентрат: в нем собрано абсолютно все, без чего не обходятся фильмы Ричи, и увеличено до гипертрофированных размеров. И речь не только о бандитских разборках или кровавых банях: привычные сюжетные формулы щедро сдобрены колдовской иронией режиссера, которая в этот раз тоже подана в максимально концентрированном виде. Другая особенность «Джентльменов» – его актеры. Мэтью МакКонахи, Чарли Ханнэм, Колин Фаррелл, Хью Грант и Генри Голдин – от такого списка актеров голова пойдет кругом у любого фаната боевиков (и не только). Правда, сценарий в этот раз оказался неким подобием хаоса, но преданным поклонникам Гая Ричи вряд ли есть дело до таких мелочей.
«Каннингем», режиссер Алла Ковган, с 6 февраля
Если вы не заядлый балетоман и если ваша профессия никак не связана с танцем, то, вполне вероятно, что фамилия Каннингем вряд ли у вас на слуху. Тем не менее, без Мерса Каннингема история хореографии пошла бы другим путем: всю свою жизнь он упрямо ломал аксиомы классического балета и даже так называемого «современного танца», которые до его появления считались неприкосновенными. Новые движения, новые ритмы, новые принципы координации движений – и более 700 шоу по всему миру, провокационные и невероятно техничные одновременно. Кстати, о Каннингеме снято уже около двадцати документальных фильмов. Тем не менее, фильм Аллы Ковган без преувеличения уникален: это настоящее визуальное пиршество, щедрая дань Терпсихоре – богине танца и изысканно точный по своему воплощению эксперимент.
«Лед-2», режиссер Жора Крыжовников, с 14 февраля
Лед – это или судьба, или болезнь, причем первое далеко не всегда можно отличить от второго. Поэтому счастье фигуристки Нади и хоккеиста Саши оказалось недолгим: родив своему патлатому суженому дочь, верная раба тройных тулупов и акселей дала деру из семейного гнезда, дабы покорять новые горизонты. Безутешный отец остался один одинешенек с крошечным дитем на руках. Но так как младенца нужно было чем-то кормить, а молоко (в отличие от водки) никто бесплатно не наливает, то нашему дебоширу и неврастенику пришлось завязать с истериками и снова взяться за клюшку. Правда, процесс возвращения на лед оказался довольно долгим, поэтому Саша и не заметил, как его лупоглазая дочурка чуть-чуть подросла и тоже обзавелась коньками: мечты о фигурном катании ей передались по наследству от ветреной мамочки…
Фильм «Лед», снятый кинокомпанией «Водород», стал одним из главных киносюрпризов 2018-го года: и по сборам (при бюджете в 150 миллионов рублей он собрал полтора миллиарда), и по градусу обсуждения проекта в Сети. Поэтому почти сразу после премьеры стало очевидно, что сиквел не за горами. Правда, без кадровых перестановок не обошлось: режиссера-дебютанта Олега Трофима сменил …(та-дам!) сам Жора Крыжовников, дабы вплеснуть в эту щедро посыпанную сахаром мелодраму каплю своего фирменного шутовства. В остальном же все осталось по-прежнему: магия льда, короткие юбочки фигуристок и «наше всё» Саша Петров, сжимающий в одной руке клюшку, а в другой – детскую соску.
«Мальчик русский», режиссер Александр Золотухин, с 6 февраля
О «Мальчике русском» Александра Золотухина иногда говорят (в шутку, конечно), что это наш ответ военному шедевру Сэма Мендеса «1917». Дело в том, что в обоих случаях мы оказываемся в окопах Первой мировой – и ведут нас по ним два совсем молодых пацана, которые и становятся нашими проводниками по этому аду. Но если Сэм Мендес делает ставку на эффект погружения (мы как бы становимся участниками событий), то птенец гнезда Сокуровского (а Золотухин – выпускник знаменитой Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова) идет в диаметрально противоположном направлении: ему нужно, чтобы все происходящее мы воспринимали отстраненно – как сон или мираж. Поэтому фронтовые кадры той далекой войны пересекаются с днем сегодняшним: мы видим репетицию оркестра и наших современников, «сражающихся» с музыкой Рахманинова. Что же касается сюжета, то он довольно прост: тощенький пацаненок, эдакий «мужичок с ноготок» попадает на фронт и слепнет в первом же бою. Однако возвращаться в тыл он не хочет (дабы не становиться обузой для всей семьи), поэтому остается на войне и оказывается отличным слухачем: он может расслышать приближение вражеского аэроплана быстрее, чем кто-либо другой.
«Офицер и шпион», режиссер Роман Полански, с 6 февраля
Нет ни одного выпускника журфака, который бы не слышал о деле Дрейфуса (при этом как минимум половина из них этот эпизод по-тихому ненавидит). Дело в том, что делом Дрейфуса студентов-журфаковцев мучают несколько лет: оно считается очень значимым для истории СМИ, поэтому встречается в нескольких дисциплинах. Суть же его в том, что в 1894-м году французскому командованию стало ясно, что в штабе завелся немецкий «крот». Те, кто занимались расследованием, не долго думая, повесили шпионаж на Дрейфуса: офицерик средней руки, еврей – он был идеальной кандидатурой. Однако через пару лет некий полковник Пикар (новый глава разведывательного бюро) начал понимать, что дело-то шито белыми нитками, а сам процесс сфабрикован. Отцы-генералы, однако, такому открытию не обрадовались, и недвусмысленно посоветовали Пикару держать язык за зубами (для пущей убедительности сославши Пикара в Тунис). И кормить бы Дрейфусу до конца дней своих клопов и крыс в тюремной камере, если бы не СМИ: Эмиль Золя написал свое знаменитое «Я обвиняю» – и мир раскололся на дрейфусаров и их противников. И это, кстати, один из первых громких примеров в мировой практике, когда стало понятно, что газета – не просто лента новостей и светская хроника, а оружие массового поражения, способное управлять общественным мнением и держать на мушке любого, вплоть до самых высокопоставленных коррупционеров и хамов.
Впрочем, для Романа Полански это еще и очень личная история. Он тоже еврей, и тоже много лет ходит под дамокловым мечом в связи с давним (и очень сомнительным) делом о сексуальном домогательстве. Так что «Офицер и шпион» (в оригинальной версии – «Я обвиняю») проект для режиссера невероятно важный. Важен он и для тех, кто всерьез интересуется хорошим кино и следит за происходящим на кинофестивалях: в прошлом году «Офицер и шпион» стал одним из триумфаторов Венецианского смотра, откуда привез Особый приз жюри.
«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», режиссер Кэти Янь, с 6 февраля
Идея снять нечто вроде женской версии «Дэдпула» появилась у Марго Робби еще во время работы над «Отрядом самоубийц». Во-первых, ей до слез не хотелось прощаться с очаровательным безумием Харли Квинн; во-вторых, Робби была уверена, что «блокбастеров для девочек» катастрофически не хватает. И это при том, что спрос на такое кино огромный, а интерес с пресловутой girl power, несмотря на океан скепсиса, растет с каждым годом. В итоге, после небольшого мозгового штурма, Марго Робби решила взяться за историю «Хищных птиц» – прекрасных мстительниц, которые огнем и мечом пытаются установить в Готэме хотя бы жалкое подобие справедливости. Правда, в центре сюжета в конце концов все равно оказалась Харли: брошенная Джокером, она собирается доказать всему миру, что и без своего любимого сумасшедшего тоже хоть чего-то стоит. Кстати, снимала «Хищных птиц» женщина-режиссер – Кэти Янь, что практически нонсенс для мира блокбастеров: подобные проекты девушкам, как правило, не доверяют. Как бы то ни было, риск себя оправдал, и мы получили по-хорошему чумовой кинокомикс: очень динамичный, дерзкий и …девичий.
Вера Аленушкина