Июньский прокат, как и майский, тоже решил нас особо не баловать: по-настоящему интересных проектов опять немного. Причем это касается как фестивальных фильмов, так и блокбастеров. Однако кое-что любопытное в июне все-таки будет. И именно об этих релизах «Культуромания» постарается вам рассказать.
«Боль и слава», с 12 июня
Думаю, никому не нужно объяснять, кто такой Педро Альмодовар, и почему почти каждый его фильм в нашем прокате – это событие. В этот раз испанский мэтр пришел к нам с очень личной картиной: перед нами исповедь о жизни режиссера, который не может жить без кино, но и работать в кино тоже больше не в состоянии. Кстати, в роли режиссера здесь изрядно потрепанный Антонио Бандерас (получивший за эту работу приз 72-го Каннского фестиваля как лучший актер). А его вечно молодую маму, которую герой видит глазами ребенка, играет нестареющая Пенелопа Крус – одна из любимых актрис Педро Альмодовара.
Если же говорить непосредственно о фильме, то это классический Педро Альмодовар: и визуально, и тематически. По его собственным словам, «Боль и слава» – это финальная часть трилогии о творчестве и творце, к которой он возвращался в течение сорока лет. Первый фильм о мытарствах художника снят еще в 1986-м (речь о ленте «Закон желания», в которой известный кинорежиссер заводит себе молодого любовника и чуть не губит свою карьеру). Потом был проект 2004-го – «Дурное воспитание», где в центре сюжета тоже режиссер-постановщик, невольно возвращающийся в свое детство. И вот теперь – «Боль и слава», подведение итогов, которое некоторые кинокритики называют чуть ли не лучшей работой маэстро. Так ли это на самом деле, узнаем уже через пару недель.
«Дылда», с 20 июня
О Кантемире Балагове впервые заговорили в 2017-м, когда никому не известный парень из Кабардино-Балкарии, ученик мастерской Александра Сокурова, вдруг получил приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». «Это случайность», – решили некоторые и, к счастью, ошиблись. Потому что после мощного дебюта (а «Теснота» – действительно потрясающее кино) Балагов снял второй, не менее сильный фильм, в этом году увезший из Канн уже два приза, в том числе награду за лучшую режиссуру.
«Дылда» – кино многослойное, и одновременно с этим понятное и простое. Это история двух женщин, переживших войну и пытающихся оправиться от той мясорубки, через которую они прошли, пытающихся хоть как-то восстановиться, несмотря на контузию или потерю ребенка. Восстановиться, однако, не получается, и девушки остаются пленницами своего прошлого, навсегда изуродованного войной.
«Курск», с 27 июня
А вот этот релиз переносился уже несколько раз, и в какой-то момент появилась вероятность, что фильм у нас и вовсе не выйдет. Почему? – Причин для этого несколько. Во-первых, гибель подлодки «Курск» (а речь, как несложно догадаться, именно о ней) – тема очень болезненная, и не все готовы к еще одной трагедии на экране. Во-вторых, часть аудитории заранее воспринимает «Курск» негативно: еще одна байка о русских, снятая в духе «Красной жары» или «Красного воробья», вряд ли кому-то покажется интересной. В-третьих, та версия трагедии, которую придерживаются авторы фильма, идет в разрез с версией официальной: например, после двух взрывов моряки в фильме живы еще несколько суток, тогда как по утверждению экспертов, для лодки всё было кончено уже через восемь часов.
Что на самом деле из себя представляет «Курск», пока сказать сложно. Скорее всего, даже в лучшем случае проект получится спорным, и до сериала «Чернобыль», который тоже снимался иностранцами, «Курску» не дотянуться. Тем не менее, до выхода фильма давайте не будем гадать на кофейной гуще и просто ограничимся фактами, способными заинтриговать потенциальную аудиторию. Так, например, одну из главных ролей в картине играет Колин Ферт, а одним из продюсеров является Люк Бессон на студии которого картина снималась. Режиссером же стал датчанин Томас Винтерберг – зрелый художник с мировым именем, известный по фильмам «Охота», «Торжество» и по работе с Ларсом фон Триером. Что же касается мировой премьеры «Курска», то она состоялась в 2018-и году на фестивале в Торонто.
«Люди в черном: Интернэшнл», с 12 июня
Очередной фильм из киновселенной «Люди в черном» – одно из главных ожиданий этого лета и бесконечная фанатская радость. Правда, в этот раз Уилла Смита и Томми Ли Джонса мы не увидим: они отправлены в бессрочный отпуск. К тому же, перед нами не прямое продолжение истории, а её спин-офф. Поэтому агенты по борьбе с инопланетной преступностью в «Интернэшнл» совсем другие: одного из них сыграет Тор всея Галактики Крис Хемсворт, а его напарницей станет Теса Томпсон (кстати, тоже снимавшаяся в одном из «Торов»). Режиссером же стал Ф. Гэри Грей, известный как постановщик «Законопослушного гражданина», «Голоса улиц» и «Форсажа 8».
Что же касается сюжета, то продюсеры пока держат эту информацию за семью печатями. Известно лишь, что речь пойдет об инопланетном шпионе (или шпионке?), которого нашей парочке придется искать … среди своих же коллег, то есть людей в черном.
«Люди Икс: Темный Феникс», с 6 июня
У одной из самых удачных франшиз в истории киноиндустрии в 2019-м году юбилей: ей исполняется двадцать лет. Сам же фильм по счету двенадцатый – солидная цифра, как вы понимаете. В центре событий в этот раз оказывается молодая Джон Грей, внезапно получившая невесть откуда весьма щедрый подарок – комок энергии, превративший ее в самого мощного мутанту из когда-либо существовавших. Однако контролировать свою силу девушка не в состоянии, тем более, что ее собственные внутренние демоны вырываются наружу, круша всё на своем пути. В итоге семья людей Икс разваливается: кто-то становится на сторону Джейн, а кто-то пытается ее уничтожить. А тут еще и злобные существа из космоса решают нас навестить – в общем, на горизонте очередной апокалипсис, а то куда же мы без него.
«Рокетмен», с 6 июня
Российский прокат этого без преувеличения феерического мюзикла начался со скандальной истории. Стало известно, что прокатная кинокомпания ЦПШ вырезала из фильма несколько эпизодов, причем сделала это без согласования со студией Paramount или с Элтоном Джоном («Рокетмен» – это его байопик, который он продюсировал лично). Ситуация тем более неприятная, что со времен СССР наши кинодельцы кастрацией фильмов не занимались – и вот теперь мы имеем очень нехороший прецедент, который, скорее всего, единичным не будет.
Что же касается вырезанных сцен, то все без исключения журналисты, видевшие «Рокетмена» в Каннах, говорят о том, что в них нет ничего шокирующего, во всяком случае, по мерках картины с рейтингом 18+. Из нашей прокатной «версии» исчезли эпизоды с принятием алкоголя и наркотиков, а также сцена любовных встреч музыканта со своим менеджером и сцена его измены. Все они являются поворотными в развитии сюжета и важными для самого Элтона Джона, который выдержал не одну битву со студией ради того, чтобы они появились в фильме. Прокатчики вырезали также один из финальных титров, где говорится, что Элтон нашел свою любовь и уже много лет счастливо живет с Дэвидом Фернишем.
Сам фильм легкий, ироничный, с фантастической энергетикой – отличный пример живого современного мюзикла. И Тэрон Эджертон, примеривший на себя костюмчик Элтона (точнее, его фантасмагорические наряды) для многих станет настоящим открытием. Кстати, поет он в картине сам – и даже Элтон Джон признает, что лучшего исполнения своих песен он никогда не слышал. Так что обязательно сходите, не пожалеете.
«Угоняя лошадей», с 27 июня
Один из фильмов-молчунов этого месяца, о котором пока почти ничего не известно. Премьера его состоялась на Берлинале, где он выиграл приз «За выдающиеся художественные достижения» (то есть за работу художника). С одной стороны, это экранизация романа Пера Петтерсона «Пора уводить коней», с другой – скандинавский режиссер Ханс Петер Муланд принес в свою работу много личного, и в фильме появились нотки исповедальности.
Если же говорить о сюжете, то перед нами история человека, которому немного за семьдесят – и который плутает между свои настоящим и своим прошлым. Он вспоминает то, о чем бы хотел забыть, и не может встретиться с теми, кого пытается помнить. Другими словами, перед нами неспешная психологическая драма, где всё строится на полутонах и деталях, и где на первом плане путешествие по лабиринту человеческого подсознания – такое запутанное и притягательное одновременно.
Вера Алёнушкина