Февраль 2019-го обещает быть не слишком щедрым на хороший мейнстрим, однако прокатчики подготовили для нас целую россыпь отличных фестивальных проектов: в прокат выходят фильмы, отмеченные на самых престижных международных смотрах. О том, что смотреть в феврале, читайте в нашем ежемесячном обзоре.
Айка, 14 февраля
О режиссере Сергее Дворцевом заговорили еще одиннадцать лет назад, когда его русско-казахский «Тюльпан» получил Гран-при каннской программы «Особый взгляд». Потом фильм победил еще на девяти (!) крупных международных фестивалях, после чего Дворцевой внезапно исчез с радаров. И вернулся только теперь – с картиной «Айка».
Впрочем, «Айка» (международное название «My little one») тоже не прошла незамеченной: она вошла в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», куда ее выдвигали от Казахстана. А Самал Еслямова, сыгравшая главную роль, была названа лучшей актрисой на прошлогоднем Каннском фестивале.
Дело, однако, вовсе не в наградах и номинациях. «Айка» – кино редкой искренности, снятое для тех, кто еще в состоянии сочувствовать и откликаться на чужую беду. Оно о том, как сложно выжить в холодной во всех смыслах Москве, особенно, когда у тебя нет ни денег, ни документов. А у девушки Айки, приехавший из Киргизии, их нет. Поэтому своего новорожденного малыша она вынуждена оставить в роддоме, но забыть его и успокоиться, конечно, не может.
«Алита, боевой ангел», 14 февраля
Сложно сказать почему, но начало года оказалось довольно скупым на блокбастеры. Тем долгожданнее история о хрупкой и большеглазой девочке-киборге, «проснувшейся» в 24-м веке, через 300 лет после одной из самых страшный войн в истории человечества.
Кстати, проект, производственный бюджет которого уже перешагнул планку в $200 миллионов, интригует не только своей масштабностью или историей (в основе фильма – культовая манга Юкито Кисиро). Главная интрига «Алиты» – ее создатели. Режиссером фильма стал Роберт Родригес («Город грехов», «От заката до рассвета»), а автором идеи, продюсером и сценаристом – Джеймс Кэмерон, который планировал взяться за эту работу с 1995-го года. Так что фанаты вправе ждать кинособытия, способного стать вровень или хотя бы приблизиться к «Титанику» и «Аватару».
«Власть», с 21 февраля
Дик Чейни – крупная фигура в американской политике, он работал в администрации четырех президентов. Так, во времена Джорджа Буша-старшего мистер Чейни был министром обороны, а с Джорджем Бушем-младшим работал в качестве вице-президента. Критики называли его «самым деструктивным человеком на планете Земля», а в 2006-м он считался претендентом на премию «Самый глупый человек года». В общем, как вы поняли, персонаж перед нами весьма неординарный.
Он-то и стал главным героем комедии Адама МакКея «Власть», получившей, кстати, восемь (!) номинаций на премию «Оскар». Также у картины уже имеется в копилке «Золотой глобус»: Кристиан Бэйл, сыгравший Дика Чейни, назван лучшим актером в категории «комедия или мюзикл».
«Ван Гог. На пороге вечности», в прокате с 7 февраля
«Искусству необходима хоть капля безумия», – говорит с экрана костлявый бородатый старик, похожий на Дон Кихота, и сразу понимаешь, что именно эта фраза стала краеугольным камнем всего фильма. Потому что «Ван Гог. На пороге вечности» вовсе не байопик – это попытка взглянуть на мир глазами гениального безумца, попытка воссоздать на экране тот хаос эмоций, что рвал художника на части.
Кстати, от этого хаоса голова закружится даже у самых стойких: у картины очень нестандартное операторское решение. Однако от Джулиана Шнабеля, режиссера фильма «Скафандр и бабочка», стандартов никто и не ждет – ему нравятся эксперименты и перед нами один из них. Кстати, интересно и то, что это первый фильм о Ван Гоге, снятый художниками: и режиссер, и оператор Бенуа Деломм всерьез занимаются живописью. Так что о проблемах искусства и о том сумасшествии, без которого невозможно взяться за кисть, они знают не понаслышке.
«Завод», с 7 февраля
Под этим будничным и безликим названием прячется новый фильм Юрия Быкова, которого вы знаете по проектам «Майор» и «Дурак». После спорного сериала «Спящие» режиссер вернулся в нишу остросоциального кино и снова взялся за свой любимый сюжетный конфликт: он сталкивает лбами простых смертных и тех, кто обличен какой-либо формой власти. В картине «Завод» это столкновение между олигархом, обанкротившим собственное предприятие, и несколькими заводскими сумасшедшими (сиречь, рабочими), обнаглевшими до такой степени, что те осмелились попросить им выдать зарплату. Правда, чтобы просьба не была голословной, рабочим пришлось олигарха украсть.
«Капернаум», с 14 февраля
Еще один претендент на получение «Оскара» – «Капернаум», снятый женщиной-режиссером из Ливана Надин Лабаки. Его главный герой –подросток Зейн, решивший подать в суд на родителей за то, что он появился на свет. И парня можно понять: жизнь уличной ребятни в Бейруте – это постоянная битва за выживание. Зейн с малолетства нелегально работает, когда есть работа, и ворует, когда есть, что украсть.
Кстати, режиссер добивалась от фильма максимальной реалистичности, поэтому отказалась работать с профессиональными актерами. К тому же каждый, кто оказывался перед камерой, приносил в сценарий частичку своей собственной биографии. Например, паренек, сыгравший главную роль – сирийский беженец, подрабатывающий в супермаркете «мальчиком на побегушках», как и его персонаж. Что же касается титулов и наград, то «Капернаум» ими тоже не обделен: на Каннском фестивале он получил «Приз жюри».
«Клаустрофобы», с 7 февраля
Фильмы ужасов выходят в наш прокат чуть ли не каждую неделю, однако вероятность найти в этом потоке что-то по-настоящему пугающее и необычное не так уж и велика. «Клаустрофобы» Адама Робитела (в оригинале «Escape room») – исключение из правил.
На первый взгляд, в «Клаустрофобах» многое довольно типично: шестеро разношерстных героев ввязываются в «игру на выживание», в основе которой квесты. Однако это всего лишь сюжетный каркас. За плечами каждого из персонажей – собственная история, у каждого своя «беда» и свой темперамент, и наблюдать за столкновением этих разнонаправленных «вселенных» действительно интересно. Также у проекта отличная динамика, и пугает он изощренно и с выдумкой. Так что любителям жанра советуем «Клаустрофобов» не пропустить.
«Тобол», 21 февраля
В конце зимы нашему многострадальному историческому кино предстоит выдержать еще одно испытание. В прокат входит «Тобол» – экранизация романа Алексея Иванова о жизни Сибири во времена Петра I. Впрочем, есть информация, что сценарий фильма оказался слишком далек от оригинала, поэтому после затяжного творческого конфликта с продюсерами Алексей Иванов свою фамилию с титров снял. Что, как вы понимаете, не очень-то добрый знак.
Настораживает и тот факт, что «Тобол» снимался как сериал: после проката 1-ый канал планирует выпустить в эфир 8 серий. К сожалению, подобная практика никогда еще не шла на пользу полнометражным версиям, поэтому очень высок риск сценарных и логических дыр. Как бы то ни было, масштабность проекта, интригующая история и кастинг, способный заинтересовать массовую аудиторию (в фильме заявлены Дмитрий Дюжев, Евгений Дятлов, Дмитрий Назаров, Екатерина Гусева, Павел Табаков и Андрей Бурковский) – всё это позволяет говорить о том, что «Тобол» станет одной из самых громких и самых обсуждаемых премьер февраля.
Вера Алёнушкина