В февральском кинопрокате, несмотря на кажущееся затишье, можно найти несколько очень интересных новинок. О самых главных из них читайте в ежемесячном обзоре от «Культуромании».
«Аферистка», режиссер Дж. Блэйксон, с 19 февраля
В ролях: Розамунд Пайк, Питер Динклэйдж
У Марлы Грэйстон (Розамунд Пайк) самая благородная работа на свете. Она — опекун. Ее задача — заботиться о стариках, которые не в состоянии позаботиться о себе сами. Однако если вам кажется, что благотворительность — удел бессребреников, то вы ошибаетесь. Марла зарабатывает получше нас с вами. Она находит одиноких, но богатых старушек, через суд признает их недееспособными, потом отправляет жертв на вечное поселение в дом престарелых — и вуаля! — получает доступ к их имуществу, банковским счетам и т.д. Правда, однажды безупречный деловой нюх мисс Грэйстон дает сбой — и она берет под опеку чересчур опасную бабушку…
Если бы Дж. Блэйксон снимал историю о том, как беспомощная пенсионерка, сидящая под арестом в элитном пансионате, пытается бороться с системой, то потенциал у такого проекта был бы без преувеличения чумовой. Но нет! — за спиной у бабушки внезапно обнаруживается русская мафия, поэтому мы имеем дело не с социальной драмой, а с обычным триллером, который концентрируется на противостоянии двух «бессмертных»: неубиваемого русского мафиози и упрямой мошенницы-частницы. Тем не менее, как жанровый проект «Аферистку» вполне можно рекомендовать. Тем более, что в главных ролях здесь невероятная Розамунд Пайк («Исчезнувшая») и Питер Динкллэйдж, получивший четыре «Эмми» за Тириона Ланнистера из «Игры престолов».
«Конек-горбунок», режиссер Олег Погодин, с 18 февраля
В ролях: Антон Шагин, Павел Деревянко, Ян Цапник, Михаил Ефремов, Паулина Андреева
Бессмертная сказка Петра Ершова невероятно кинематографична. Поэтому странно, что ее экранизировали всего дважды: в 1941-м вышел фильм Александра Роу, а в 1947-м «Союзмультфильм» выпустил анимационную версию, которая в середине семидесятых была серьезно переработана. Следующей реинкарнации смешному четырехкопытному другу пришлось ждать полвека, пока за дело не взялся сценарист и режиссер Олег Погодин — автор «Шерлока Холмса» (сериал) и «Времени первых» (полнометражный хит 2017-го).
Новая киносказка создавалась с оглядкой на наше время: продюсеры посчитали, что сегодняшние дети заснут от скуки, если им читать стихи полтора часа, поэтому текста Ершова в этот раз вы не услышите. Герои заговорят бренной прозой, Конек будет полностью нарисован на компьютере, да и сюжет немного изменится в угоду зрелищности и динамики. Что выйдет из этого потенциально роскошного карнавала, узнаем уже совсем скоро.
«Кроличья лапа», режиссер Нана Джорджадзе, с 11 февраля
В ролях: Светлана Щедрина, Николя Дювошель, Пьер Ришар, Евгений Ткачук, Евгения Добровольская
Для неподготовленного иностранца путешествие по российским долам и весям всегда готовит много открытий чудных. Для француза Николя (Николя Дювошель) таким сюрпризом стало знакомство с суматошной русской красавицей: неожиданно для себя он влюбляется в Алю (Светлана Щедрина) — обитательницу богемной питерской коммуналки. Однако быть вместе представителям двух разных миров не так-то легко: прилетать слишком часто в Россию у Николя возможности нет, а в родовом французском поместье Аля не приживается.
О том, что копродукция может стать палочкой-выручалочкой для отечественного кино, разговоры ведутся очень давно. Однако успешных примеров не так уж и много: крупные блокбастеры иногда снимаются в сотрудничестве с европейскими или китайскими кинематографистами (к примеру, «Тайна печати дракона»), однако результат, как правило, не нравится «ни нашим, ни вашим».
«Кроличья лапа» в этом контексте — счастливое исключение. Эту мелодраму снимала Нана Джорджадзе — режиссер с мировым именем: ее «1001 рецепт влюбленного кулинара» номинировался на «Оскар», а фильм «Робинзониада, или Мой английский дедушка» получил приз на Каннском фестивале. Именно Нана привела в проект своего актера-талисмана — Пьера Ришара, который последнее время снимается не слишком часто. Но и без Ришара у проекта по-настоящему звездный каст: влюбленного француза сыграл Николя Дювошель, а в питерской коммуналке поселились Евгений Ткачук, Евгения Добровольская, Олег Гаркуша и Александр Половцев.
«Мавританец», режиссер Кевин Макдональд, с 18 февраля
В ролях: Джоди Фостер, Тахар Рахим, Закари Ливай, Бенедикт Камбербэтч
В основе этого проекта — реальная история человека, который восемь лет жил за решеткой в Гуантанамо, одной из самых жестких тюрем мира. Мохаммеда Ульд Слахи заподозрили в том, что он якобы вербовал людей для совершения теракта 11 сентября. Однако никаких серьезных улик против него не было, поэтому Мохаммеда (Тахар Рахим) все это время держали в тюрьме без возможности найти себе адвоката. Но потом его интересы взялась защищать Нэнси Холандер (Джоди Фостер) — и у мужчины появился шанс выйти на свободу живым.
Занимался этим проектом режиссер Кевин Макдональд, получивший в 2000-м «Оскар» «За лучший документальный фильм» («Однажды в сентябре»).
«Пугало», режиссер Дмитрий Давыдов, с 25 февраля
В ролях: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков
В полусгнившем безымянном якутском поселке живет странное существо. На первый взгляд — простая бомжиха: вечно пьяная, лохматая, грязная. Местные мужики на нее плюют, дети бьют в ее доме стекла. Но не дай бог кому-нибудь заболеть: все с подарками и мольбой в глазах бредут к ней на поклон. Потому что у этой спившейся бабы — редчайший дар: она даже мертвого может вытащить с того света. Правда, платит за это знахарка своим здоровьем — но разве в деревне кому-то есть дело до таких мелочей?
«Пугало» Дмитрия Давыдова — фильм-событие прошедшего «Кинотавра». Это якутская история про изгоя-чудотворца стала не только победительницей фестиваля, но и стопроцентным зрительским хитом: проект авторский, но никаких «противопоказаний» даже для самых убежденных адептом мейнстрима в данном случае нет. Фильм прост и понятен, а его энергетика буквально разрывает твое сердце на части. Поэтому постарайтесь не пропустить.
«Северный ветер», режиссер Рената Литвинова, с 6 февраля
В ролях: Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Светлана Ходченкова, Татьяна Пилецкая, Никита Кукушкин
В клане владычиц Северных полей была традиция: каждый год, 31-го ноября, все члены семейства съезжались в родовое поместье и под бой курантов загадывали желание. Но однажды некто Бенедикт, сын одной из влиятельных женщин клана, привел в дом невесту Фанни — и та загадала, чтобы Бенедикт любил ее вечно. К несчастью, это желание сбылось. На следующий день Фанни погибла, а безутешный Бенедикт с горя женился на ее сестре, но любовь к своей первой невесте заставила его гнить изнутри. А вместе с ним начало гнить и родовое поместье…
Вы удивитесь, но «Северный ветер» — это самый зрелый фильм Ренаты Литвиновой. Конечно, стопроцентным зрительским фильмом его точно не назовешь — это прежде всего арт-высказывание, развернутая визуальная метафора, а не событийный аттракцион. Поэтому жесткого сюжетного стержня в фильме не будет. Зато будет гипнотизирующая роскошь декаданса, песни Земфиры и завуалированный разговор о том, что любая общность, живущая без любви, рано или поздно сгниет.
Вера Аленушкина