На прошлой неделе кинодеятели обсудили в Минкульте итоги прошлого года. Куда пойдет российское кино, можно узнать у глава ООО «Кинокомпания «СТВ» Сергея Сельянова, с которым поговорила «Культуромания».
Первые десять дней нового 2020 года оказались впечатляющими для нашего кино. Его доля в безумные новогодние дни достигла 84%. Кассовые сборы от проката отечественных фильмов в этот период выросли на 12,4%, а зрителей картин стало больше на 9% по сравнению с 2019 годом. Правда, эта информационная пилюля подсластила разочарование от другой цифры — доля российского кино в прокате упала с 30% в 2018 году до 23% в 2019-м. Конечно, прозвучало объяснение, что падение произошло только в процентах, а в «попугаях»-зрителях число осталось тем же. Но факт остается фактом, в процентном соотношении российских фильмов зрители посмотрели меньше.
Лидерами сборов начала 2020 года стала комедия «Холоп», фильм собрал почти 2,5 млрд рублей, а за рубежами нашей родины целый 1 млн долларов. И это пока абсолютный рекорд. Второе место заняло «Вторжение», принесшее в кассу 771 млн рублей. И замыкает тройку лидеров историческая драма «Союз спасения» со сборами в 442 млн рублей. Почетное четвертое и пятое места достались мультфильмам — «Иван Царевич и Серый Волк 4» и «Фиксики против кработов», их совместные сборы составили 569 млн рублей.
Интересно, что по данным трекера «Кинозритель», средний возраст посетителя кинотеатров составил 29 лет. В январе 2019 году он составлял 31 год. Руководитель ООО «Кинокомпания «СТВ» Сергей Сельянов считает, что это очень хорошо, главное сейчас — не упустить следующее поколение и сформировать у него привычку ходить в кинотеатр. Именно об этом он рассказал «Культуромании».
— Различная аналитика показывает, что у очень молодых людей снижается интерес к посещению кинотеатров, все можно посмотреть в смартфоне или дома, да и билет в кино для многих семей стоит дорого. А этот вид досуга очень важен, он социализирует и формирует мировоззрение в какой-то степени. Поэтому я предложил Минкульту создать абонементную программу для школьников, чтобы они могли ходить в кино бесплатно или за символические деньги. Надо, чтобы походы в кино стали для них традицией.
— Детских фильмов совсем немного…
— Ну во-первых, школьник может пойти на фильм 12+, скажем, на фильм «Движение вверх», во-вторых, именно поэтому в 2019 году Министерство культуры впервые выделило 1 млрд рублей на детское кино. К сожалению, эта сумма оказалась не полностью израсходованной. Фонд кино строго подошел к отбору претендентов на нее.
— Все-таки, почему в России снимается мало детских фильмов?
— Я очень давно не видел нормального детского кино — не про детей, а предназначенного для них. После распада Союза практически прекратили снимать детские фильмы, а навыки и компетенции, необходимые для создания таких картин, оказались утеряны. Делать детское кино — сложно, да и с коммерческой точки зрения это уязвимые проекты. Но проекты есть, например, «Маленький Мук» по Вильгельму Гауфу. Мультфильмы делаются тоже -- наш «Иван Царевич и Серый Волк 4» очень удачно «выступил» на новогодних праздниках. Но фильмы для детей — анимационные, художественные, создавать трудно. Надо иметь мозги, которые способны придумывать кино, страшно интересное для ребят.
— Владимир Мединский сказал, что нам нужен свой «Гарри Поттер». Есть ли у нас подобные произведения или их авторы?
— Может быть, мы пока только вступаем в эту воду. Собственно, «Маленький Мук» и снимается по книжке Вильгельма Гауфа. Но что такое миллиард рублей на поддержку детского кино? Это бюджет одной хорошей сказки. Сумма не такая большая. Вернее, это три фильма, поскольку на кинопроект выделяется примерно треть суммы. Часть бюджета и постпродакшн — это частные деньги, и риски при этом огромные. Но все будет, движение идет в правильном направлении.
— Есть у российского детского кино перспективы выйти на зарубежные рынки?
— Я считаю, что есть. Но надо понимать, что практически во всем мире детское кино смотрят двух видов — американское и свое. Зарубежному продукту — не обязательно нашему — сложно попасть на международный рынок. Нет, мы там присутствуем, но вопрос в цене. Конечно, мы занимаемся зарубежными рынками, китайским особенно. Дорогу осилит идущий.
И, похоже, двигаться в этом направлении собираются. Минкульт готовит документ, адресованный Министерству просвещения, с предложением создать совместную программу школьных абонементов для посещения кинотеатров. Финансировать ее будет сам Минкульт.
На встрече кинодеятелей звучали оптимистичные прогнозы, участники рынка считают, что в 2020-м году доля отечественных фильмов в прокате превысит 30%, а наше кино станет успешнее продаваться за границей. Возможно, эти будущие успехи связаны с последними кадровыми решениями — снятием главы «Роскино» Екатерины Мцитуридзе и руководителя киностудии «Ленфильм» Эдуарда Пичугина. Некоторые эксперты полагают, что возможно создание холдинга, который будет как выпускать фильмы, так и продвигать их за рубежами нашей Родины. Ну а в самой России собираются учитывать онлайн-просмотры, поскольку появление в кинотеатрах на небольшое время — это лишь начало жизни кинофильма, дальше он уходит в мутные воды Интернета, и подсчет просмотров призван осветить лучом света это темное царство.
Елена Сердечнова