Этнографический музей остался без нового директора

Государство и культура

Этнографический музей остался без нового директора
27 Сентября 2019, 10:46
Министерство культуры тестирует новый формат назначения на должности. 25 сентября в ведомстве прошла защита концепций развития Российского этнографического музея (РЭМ), по итогам которой собирались выбрать нового директора музея. 

Министерство культуры тестирует новый формат назначения на должности. 25 сентября в ведомстве прошла защита концепций развития Российского этнографического музея (РЭМ), по итогам которой собирались выбрать нового директора музея. Правда, победителя комиссия так и не смогла назвать и взяла таймаут. Как сейчас не назначают директоров учреждений культуры — читайте в материале «Культуромании».


Напомним, что находящийся в Санкт-Петербурге Российский этнографический музей основан в 1895 году, тогда он назывался Русским музеем. Сейчас его собрание насчитывает более 600 000 экспонатов, представляющих культуру более чем 158 народов. Они размещаются на 7182 кв.м., при этом на постоянных экспозициях выставляется лишь 3% от общего количества единиц хранения.

Всего в конкурсе участвовало пять авторов концепций. Действующий директор музея Владимир Грусман, завсектором отдела истории, археологии и этнографии Пермского Уральского отделения РАН Александр Черных, директор музея «Невская застава» Анна Яковенко, научный сотрудник отдела внешних связей РЭМ Павел Лисицин, и Юлия Купина, экс-замдиректора музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Все они заранее прибыли в Министерство культуры, где должно было пройти заседание. Началось оно с задержкой, как всегда оказались виноваты пробки.

«Защита Лужина»

Открыла питчинг концепций заместитель министра культуры Алла Манилова. По ее словам, пять участников в этом мероприятии означают большой конкурс.

— Пять человек, когда речь идет о защите концепций — это большой конкурс. В первую очередь мы будем смотреть на содержание предложений, затем выработаем свои рекомендации для министра культуры по ним, — сообщила г-жа Манилова.

Первым озвучил свою концепцию действующий директор этнографического музея Владимир Грусман. Члены комиссии: замминистра культуры Алла Манилова,  директор департамента музеев Владислав Кононов, советник президента РФ Владимир Толстой, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин и другие работники музейной сферы слушали его целый час.

Владимир Грусман сосредоточился на текущем положении дел и сообщил, что в 2019 году музей провел 34 выставки, всего посетителей в 2019 году было 304 000, а доход от деятельности музея составил 50 млн 700 тысяч. В 2021 году музей надеется привлечь 402 000 посетителей, которые принесут доход в 67 млн рублей. Главными задачами действующий директор видит окончательную передачу мастерских Михайловского театра этнографическому музею, который будет их использовать в качестве открытого фондохранилища, а также создание детского этнографического центра и центра этнографической реставрации.

Однако члены комиссии считают, что у Российского этнографического музея большой потенциал, который требует более масштабных планов развития. Прозвучала даже фраза, что РЭМ отстает от своей коллекции. Поскольку слушания первого спикера затянулись, Алла Манилова поделилась мнением, что министерство пока находится в поиске формата при проведении защиты концепций и возможно он изменится.

Второй в зал заседания вошла экс-замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина. Она обратила внимание на то, что несмотря на конкурентные преимущества РЭМ, на международных площадках его не увидишь. Поэтому одной из целей ее концепции стала интеграция РЭМ в мировое гуманитарное сообщество, обеспечение присутствия музея на международных выставках. Юлия Аркадьевна считает, что только за счет собственных средств музей не сможет развиваться, поэтому ему надо искать партнеров, обратить внимание на волонтерское движение, развивать многоканально финансирование.

Кстати, экс-замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина ответила на несколько вопросов «Культуромании».

— Как вам новая система назначения через защиту концепций?

— Для меня как человека более 30 лет проработавшего в Академии наук, такая система новой не является. Мы все вопросы всегда обсуждали, это даже административно было предусмотрено. Это нормальный подход, я себя достаточно комфортно ощущаю.

— Вас не удивило решение комиссии взять таймаут и через некоторое время сообщить имя автора победившей концепции? Например, при назначении Сергея Пускепалиса худруком театра имени Федора Волкова решение принято было сразу на заседании.

— Нет, не удивило, ситуации каждый раз разные, поэтому ничего не вижу такого в том, что сразу решение не огласили.

— Как думаете, кто станет новым директором?

— Я не буду комментировать. Вопросы назначения всегда серьезные, политические. От кандидата ждут сочетания профессиональных и личностных качеств в определенной ситуации, которую министерство видит как перспективную. Это всегда филигранное решение.

Третьим докладчиком выступил научный сотрудник отдела внешних связей РЭМ Павел Лисицин. Как человек «изнутри»  он обратил внимание на то, что музею не хватает просветительской и научно-методической работы, внедрения цифровых технологий и более интенсивной выставочной работы. Но, пожалуй, самым оригинальным стало предложение Лисицина найти меценатов для создания эндаумент-фонда (целевого фонда, предназначенного для финансирования организаций культуры — Ред). Также сотрудник этнографического музея предложил создать лабораторию современной этнографии и актуализировать научный журнал «Музей. Традиции. Этничность».

Эндаумент-фонд заинтересовал некоторых членов комиссии, они стали задавать вопросы, как Лисицин предполагает искать благотворителей, а самое главное — на какой размер фонда он рассчитывает. Поскольку проценты по такого рода вкладам невелики, соответственно целевой фонд должен быть очень внушительным для того, чтобы приносить ощутимый доход.

После того, как участник конкурса вышел из зала, члены комиссии продолжили обсуждать его кандидатуру, поскольку он непосредственно из этнографического музея, коллектив его поддерживает, опасаясь «пришествия варяга». Алла Манилова особо отметила санкт-петербургский менталитет, неохотно принимающий «чужаков» в своем городе.

Завсектором отдела истории, археологии и этнографии Пермского Уральского отделения РАН Александр Черных стал четвертым «докладчиком». Он отметил стагнацию в развитии музея, обратив внимание на отсутствие концепции его развития, детальных программ для основных видов деятельности, динамичного роста посещаемости и дохода от деятельности музея и нехватку экспозиционных площадей. Черных видит Российский этнографический музей в качестве и хранителя этнокультурного наследия, и инновационного музейного и научного центра России, и лидера среди музейных центров этнографического профиля. Этот участник конкурса надеется, что РЭМ активно включится в реализацию национальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Александр Черных предлагает создать виртуальный музей, разработать систему международного выставочного обмена и систему открытого хранения фондов как часть экспозиционной деятельности.

Алла Манилова, выслушав участника конкурса, сообщила, что Пермь, откуда приехал Черных, всегда была местом, которое рождает смыслы.

Последним спикером оказалась привлекательная молодая женщина — директор музея «Невская застава» Анна Яковенко. Как и предыдущие ораторы, она обратила внимание на то, что музею надо активнее проводить выставки, заниматься обменными проектами, обновлять экспозицию. Яковенко предложила привлекать кураторов и дизайнеров для того, чтобы деятельность музея стала более интересной для публики. 

Прозвучало предложение развивать новые направления этнографических экспедиций, а также продвигать бренд Российского этнографического музея. Отдельно директор «Невской заставы» упомянула цифровизацию экспонатов и занесение их в Госкаталог. В результате, по ее мнению, должна усилиться роль РЭМ в качестве центра культуры и науки.

Директор музея «Невская застава» Анна Яковенко рассказала «Культуромании» как она оценивает новый способ назначения руководителей в учреждения культуры.

— Назначение через защиту концепций — новая практика для министерства, как она вам?

— Я довольна новым подходом, принять участие в конкурсе может каждый желающий, это прекрасный вариант. Это не просто назначение «вслепую», здесь комиссия рассматривает именно концепцию развития музея, знакомишься с потенциальными коллегами, узнаешь что-то новое. Конечно, это очень интересный способ.

— Во время защиты концепции Алла Манилова задала вам вопрос о том согласитесь ли вы на другую должность, например, заместителя директора, 
так согласитесь?

— Для меня этот вопрос был сюрпризом, хотя для себя я его продумывала. Соглашусь или нет — вопрос сложный, просто так его не решить.

— Получается, что участие в конкурсе это не только возможность получить руководящую должность, но попасть в кадровый резерв министерства?

— Надеюсь, что да. События могут разворачиваться совершенно по-разному.

Заместитель министра культуры Алла Манилова подвела итог мероприятию, сообщив, что среди представленных концепций не было ни одной проходной.

— Не было ни одного проходного выступления. Наша комиссия выработает рекомендации для руководства министерства по поддержке концепции, не только концепции, но и по кадрам, конечно, тоже. Хотя сегодня перед нами не ставилась задача решения кадрового вопроса, ведь у Владимира Алексеевича Грусмана действующий контракт. Нам не надо бежать и назначать директора, нам важно было понять, как этот уникальный музей может получить новое дыхание. Мы выработали предложения, о них я расскажу в ближайшие дни, и участников конкурса мы о них обязательно проинформируем. Плюс, мы смотрели на каждого участника с точки зрения нашего кадрового резерва руководителей, — резюмировала Манилова. — Что касается музея, то я всегда говорю, что нигде в Европе нет такой коллекции, только в этнографическом музее, только в Петербурге, только в России.

Елена Сердечнова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Этнографический музей остался без нового директора

<h2>Министерство культуры тестирует новый формат назначения на должности. 25 сентября в ведомстве прошла защита концепций развития Российского этнографического музея (РЭМ), по итогам которой собирались выбрать нового директора музея. Правда, победителя комиссия так и не смогла назвать и взяла таймаут. Как сейчас не назначают директоров учреждений культуры — читайте в материале «Культуромании».</h2> <br> Напомним, что находящийся в Санкт-Петербурге Российский этнографический музей основан в 1895 году, тогда он назывался Русским музеем. Сейчас его собрание насчитывает более 600 000 экспонатов, представляющих культуру более чем 158 народов. Они размещаются на 7182 кв.м., при этом на постоянных экспозициях выставляется лишь 3% от общего количества единиц хранения.<br> <br> Всего в конкурсе участвовало пять авторов концепций. Действующий директор музея Владимир Грусман, завсектором отдела истории, археологии и этнографии Пермского Уральского отделения РАН Александр Черных, директор музея «Невская застава» Анна Яковенко, научный сотрудник отдела внешних связей РЭМ Павел Лисицин, и Юлия Купина, экс-замдиректора музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Все они заранее прибыли в Министерство культуры, где должно было пройти заседание. Началось оно с задержкой, как всегда оказались виноваты пробки.<br> <br> <b>«Защита Лужина»</b><br> <br> Открыла питчинг концепций заместитель министра культуры Алла Манилова. По ее словам, пять участников в этом мероприятии означают большой конкурс.<br> <br> — Пять человек, когда речь идет о защите концепций — это большой конкурс. В первую очередь мы будем смотреть на содержание предложений, затем выработаем свои рекомендации для министра культуры по ним, — сообщила г-жа Манилова.<br> <br> Первым озвучил свою концепцию действующий директор этнографического музея Владимир Грусман. Члены комиссии: замминистра культуры Алла Манилова,  директор департамента музеев Владислав Кононов, советник президента РФ Владимир Толстой, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин и другие работники музейной сферы слушали его целый час.<br> <br> Владимир Грусман сосредоточился на текущем положении дел и сообщил, что в 2019 году музей провел 34 выставки, всего посетителей в 2019 году было 304 000, а доход от деятельности музея составил 50 млн 700 тысяч. В 2021 году музей надеется привлечь 402 000 посетителей, которые принесут доход в 67 млн рублей. Главными задачами действующий директор видит окончательную передачу мастерских Михайловского театра этнографическому музею, который будет их использовать в качестве открытого фондохранилища, а также создание детского этнографического центра и центра этнографической реставрации.<br> <br> Однако члены комиссии считают, что у Российского этнографического музея большой потенциал, который требует более масштабных планов развития. Прозвучала даже фраза, что РЭМ отстает от своей коллекции. Поскольку слушания первого спикера затянулись, Алла Манилова поделилась мнением, что министерство пока находится в поиске формата при проведении защиты концепций и возможно он изменится.<br> <br> Второй в зал заседания вошла экс-замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина. Она обратила внимание на то, что несмотря на конкурентные преимущества РЭМ, на международных площадках его не увидишь. Поэтому одной из целей ее концепции стала интеграция РЭМ в мировое гуманитарное сообщество, обеспечение присутствия музея на международных выставках. Юлия Аркадьевна считает, что только за счет собственных средств музей не сможет развиваться, поэтому ему надо искать партнеров, обратить внимание на волонтерское движение, развивать многоканально финансирование.<br> <br> Кстати, <b>экс-</b><b>замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина</b> ответила на несколько вопросов «Культуромании».<br> <br> <b> — Как вам новая система назначения через защиту концепций?</b><br> <br> — Для меня как человека более 30 лет проработавшего в Академии наук, такая система новой не является. Мы все вопросы всегда обсуждали, это даже административно было предусмотрено. Это нормальный подход, я себя достаточно комфортно ощущаю.<br> <br> <b>— Вас не удивило решение комиссии взять таймаут и через некоторое время сообщить имя автора победившей концепции? Например, при назначении Сергея Пускепалиса худруком театра имени Федора Волкова решение принято было сразу на заседании.</b><br> <br> — Нет, не удивило, ситуации каждый раз разные, поэтому ничего не вижу такого в том, что сразу решение не огласили.<br> <br> <b>— Как думаете, кто станет новым директором?</b><br> <br> — Я не буду комментировать. Вопросы назначения всегда серьезные, политические. От кандидата ждут сочетания профессиональных и личностных качеств в определенной ситуации, которую министерство видит как перспективную. Это всегда филигранное решение.<br> <br> Третьим докладчиком выступил научный сотрудник отдела внешних связей РЭМ Павел Лисицин. Как человек «изнутри»  он обратил внимание на то, что музею не хватает просветительской и научно-методической работы, внедрения цифровых технологий и более интенсивной выставочной работы. Но, пожалуй, самым оригинальным стало предложение Лисицина найти меценатов для создания эндаумент-фонда (целевого фонда, предназначенного для финансирования организаций культуры — Ред). Также сотрудник этнографического музея предложил создать лабораторию современной этнографии и актуализировать научный журнал «Музей. Традиции. Этничность».<br> <br> Эндаумент-фонд заинтересовал некоторых членов комиссии, они стали задавать вопросы, как Лисицин предполагает искать благотворителей, а самое главное — на какой размер фонда он рассчитывает. Поскольку проценты по такого рода вкладам невелики, соответственно целевой фонд должен быть очень внушительным для того, чтобы приносить ощутимый доход.<br> <br> После того, как участник конкурса вышел из зала, члены комиссии продолжили обсуждать его кандидатуру, поскольку он непосредственно из этнографического музея, коллектив его поддерживает, опасаясь «пришествия варяга». Алла Манилова особо отметила санкт-петербургский менталитет, неохотно принимающий «чужаков» в своем городе.<br> <br> Завсектором отдела истории, археологии и этнографии Пермского Уральского отделения РАН Александр Черных стал четвертым «докладчиком». Он отметил стагнацию в развитии музея, обратив внимание на отсутствие концепции его развития, детальных программ для основных видов деятельности, динамичного роста посещаемости и дохода от деятельности музея и нехватку экспозиционных площадей. Черных видит Российский этнографический музей в качестве и хранителя этнокультурного наследия, и инновационного музейного и научного центра России, и лидера среди музейных центров этнографического профиля. Этот участник конкурса надеется, что РЭМ активно включится в реализацию национальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Александр Черных предлагает создать виртуальный музей, разработать систему международного выставочного обмена и систему открытого хранения фондов как часть экспозиционной деятельности.<br> <br> Алла Манилова, выслушав участника конкурса, сообщила, что Пермь, откуда приехал Черных, всегда была местом, которое рождает смыслы.<br> <br> Последним спикером оказалась привлекательная молодая женщина — директор музея «Невская застава» Анна Яковенко. Как и предыдущие ораторы, она обратила внимание на то, что музею надо активнее проводить выставки, заниматься обменными проектами, обновлять экспозицию. Яковенко предложила привлекать кураторов и дизайнеров для того, чтобы деятельность музея стала более интересной для публики. <br> <br> Прозвучало предложение развивать новые направления этнографических экспедиций, а также продвигать бренд Российского этнографического музея. Отдельно директор «Невской заставы» упомянула цифровизацию экспонатов и занесение их в Госкаталог. В результате, по ее мнению, должна усилиться роль РЭМ в качестве центра культуры и науки.<br> <b> </b><br> <b> Директор музея «Невская застава» Анна Яковенко</b> рассказала «Культуромании» как она оценивает новый способ назначения руководителей в учреждения культуры.<br> <br> <b>— Назначение через защиту концепций — новая практика для министерства, как она вам?</b><br> <br> — Я довольна новым подходом, принять участие в конкурсе может каждый желающий, это прекрасный вариант. Это не просто назначение «вслепую», здесь комиссия рассматривает именно концепцию развития музея, знакомишься с потенциальными коллегами, узнаешь что-то новое. Конечно, это очень интересный способ.<br> <br> <b>— Во время защиты концепции Алла Манилова задала вам вопрос о том согласитесь ли вы на другую должность, например, заместителя директора, </b><br> <b> так согласитесь?</b><br> <br> — Для меня этот вопрос был сюрпризом, хотя для себя я его продумывала. Соглашусь или нет — вопрос сложный, просто так его не решить.<br> <br> <b> — Получается, что участие в конкурсе это не только возможность получить руководящую должность, но попасть в кадровый резерв министерства?</b><br> <br> — Надеюсь, что да. События могут разворачиваться совершенно по-разному.<br> <br> Заместитель министра культуры Алла Манилова подвела итог мероприятию, сообщив, что среди представленных концепций не было ни одной проходной.<br> <br> — Не было ни одного проходного выступления. Наша комиссия выработает рекомендации для руководства министерства по поддержке концепции, не только концепции, но и по кадрам, конечно, тоже. Хотя сегодня перед нами не ставилась задача решения кадрового вопроса, ведь у Владимира Алексеевича Грусмана действующий контракт. Нам не надо бежать и назначать директора, нам важно было понять, как этот уникальный музей может получить новое дыхание. Мы выработали предложения, о них я расскажу в ближайшие дни, и участников конкурса мы о них обязательно проинформируем. Плюс, мы смотрели на каждого участника с точки зрения нашего кадрового резерва руководителей, — резюмировала Манилова. — Что касается музея, то я всегда говорю, что нигде в Европе нет такой коллекции, только в этнографическом музее, только в Петербурге, только в России.<br> <br> <b>Елена Сердечнова</b><br>

Этнографический музей остался без нового директора

Этнографический музей остался без нового директора

Этнографический музей остался без нового директора

Этнографический музей остался без нового директора