Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему

Кино-театр

Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему
11 Декабря 2023, 14:37
Каким должен быть современный театр?

В издательстве ЭКСМО в серии «Мастер сцены» вышла в свет новая книга драматурга Валентина Красногорова «Основы драматургии». Автор адресовал свою работу всем, кто «болеет» театром – маститым и начинающим режиссерам, состоявшимся актерам и только что поступившим в театральный вуз студентам, широкой публике. «Родилась книга, в которой новый подход к теории драмы сочетается с непринужденным и нестандартным изложением ее», – написал в предисловии народный артист России Александр Ширвиндт. 

Автор книги, один из основателей Гильдии драматургов России, член Союза писателей и Союза театральных деятелей России, рассказал «Культуромании» о своей новой работе. 

— Ранее свой взгляд на драматургию вы изложили в книге «Четыре стены и одна страсть». Что сподвигло написать новую работу о драме? 

— Моя книга о поэтике драмы «Четыре стены и одна страсть» была написана более тридцати лет назад. Прекрасный отзыв на нее дал выдающийся режиссер Георгий Александрович Товстоногов. Эту книгу уже нигде не найти. За эти годы накопился новый опыт – я написал десятки пьес, которые поставлены в сотнях театров России и за рубежом, изучил много работ о драматургии, театре и кино, посмотрел множество спектаклей самых разных режиссеров – такое участие в живом театральном процессе и решил обобщить в новой книге. 

— Проблематика драмы как жанра непроста? 

— Да, теория драмы слишком сложна и мало разработана. Книги о ней часто написаны наукообразным языком и способны лишь отбить интерес к поэтике (теории) драмы. И обычно созданы людьми, которые сами драматургией не занимались. Поэтому было важно поднять кардинальные вопросы – что такое драма? Чем она отличается от других родов литературы? Какие практические выводы из этого должен сделать для себя драматург, режиссер, актер, сценарист? Драматургию порой считают второсортным жанром. Мне хотелось побудить читателей полюбить драму, увидеть притягательность этого самого концентрированного и динамичного рода литературы. Недаром лучшие умы человечества: Аристотель, Дидро, Гегель, Белинский – считали ее «высшим родом поэзии и венцом искусства». И самое главное, хотелось написать обо всем этом как можно яснее, но нет ничего труднее, чем писать просто о сложном. 

— Судя по отзывам, это удалось. 

— Приятно слышать. Иногда кому-то кажется, что раз книга написана доступно, без зауми и ученых слов, то это учебник для начинающих, популярное изложение известных истин. На самом деле это не так. Теория драмы представлена в книге всесторонне, и нестандартный подход к ее изучению не совпадает с общепринятыми мнениями. И я предлагаю читателю размышлять вместе. 

Интересно, что я получаю отклики чаще не от драматургов, а от режиссеров и это ценно. Ведь без понимания основ драматургии нельзя правильно проанализировать пьесу и поставить полноценный спектакль. Книга полезна также для сценаристов, актеров, литературоведов, театроведов, студентов театральных, кинематографических и гуманитарных вузов и колледжей, участников любительских театров и для всех, кого интересует литература, драматургия и театр. И, конечно, важно, что это попытка сблизить и широкого театрального зрителя с жанром драмы. 

— При этом драма хороша не только для театральной сцены, но и для такого вида искусства, как кино? 

— Надо ясно понимать, что театральная пьеса и киносценарий создаются по разным законам и используют разные художественные инструменты. И, тем не менее, если кинорежиссер решил использовать пьесу для создания фильма, он должен относиться к пьесе максимально бережно и не только приспосабливать пьесу к фильму, но и фильм приспосабливать к пьесе. Такой опыт есть – на основе моих пьес снято пять полнометражных фильмов, и удалось достичь нужной синергии. 

— Кто кого должен вести вперед? Читатель и зритель – автора, по принципу «пишите то, что «пипл хавает»? Или автор должен вести за собой зрителя – развивая, воспитывая его? И чувствуют ли сегодня эту свою ответственность авторы? 

— Есть разные авторы и разные зрители. В моем представлении, драматург должен ориентироваться на зрителя, чувствовать его, понимать его вкусы, проблемы и надежды, нести перед ним ответственность, но при этом не угождать ему, а вести его за собой и даже вступать с ним в спор. «Публика образует драматические таланты», – писал Александр Пушкин. Для меня нравственная миссия драматургии и театра очень важна. 

— Мат и сленг на сцене – ваше отношение к подобным изыскам? 

Крайне отрицательное. Грубо и неприятно, не в традициях нашей культуры, попытка прикрыть дурной вкус варева пряными добавками. Признак неспособности автора строить диалог и действие, показатель его беспомощности. 

— Столицы и провинции – различается ли то, как там идет процесс развития театрального искусства? 

— На мой взгляд, провинциальные театры теперь нередко более интересны, чем столичные. В столицах театры отрываются от зрителя, работают не на него, а на некую тусовку, на фестивали и премии. Они забыли о благородной простоте, выбирают для постановки нечто «этакое», стремятся удивить экстравагантными приемами. То, что волнует страну и людей, не стыкуется с тем, что ищет режиссерский театр. Провинциальные театры ближе к человеку и все еще углубляются в наши человеческие проблемы, как высокие, так и житейские, и говорят со зрителем понятным, при этом ярким языком. И конечно, главное, что радует – сохраняющийся живой интерес людей к театру. Мы все еще не разучились вести со сцены диалог со зрителем. Это то, для чего мы и работаем, и творим. 

— Над чем сейчас работаете? 

— Буквально на днях закончил новую большую и, как мне кажется, новаторскую книгу «Смысл и содержание пейзажной живописи», над которой работал много лет. Природа – объект пейзажного полотна; но сама духовная насыщенность, идейная наполненность пейзажа, его подтекст – нечто иное, чем изображение рек или горных вершин. 

Марина Лепина

Фото: Олег Злобин, РОСМИПРЕСС, публикуется с разрешения правообладателя

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему

<p> В издательстве ЭКСМО в серии «Мастер сцены» вышла в свет новая книга драматурга Валентина Красногорова «Основы драматургии». Автор адресовал свою работу всем, кто «болеет» театром – маститым и начинающим режиссерам, состоявшимся актерам и только что поступившим в театральный вуз студентам, широкой публике. «Родилась книга, в которой новый подход к теории драмы сочетается с непринужденным и нестандартным изложением ее», – написал в предисловии народный артист России Александр Ширвиндт.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Автор книги, один из основателей Гильдии драматургов России, член Союза писателей и Союза театральных деятелей России, рассказал «Культуромании» о своей новой работе.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— Ранее свой взгляд на драматургию вы изложили в книге «Четыре стены и одна страсть». Что сподвигло написать новую работу о драме?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Моя книга о поэтике драмы «Четыре стены и одна страсть» была написана более тридцати лет назад. Прекрасный отзыв на нее дал выдающийся режиссер Георгий Александрович Товстоногов. Эту книгу уже нигде не найти. За эти годы накопился новый опыт – я написал десятки пьес, которые поставлены в сотнях театров России и за рубежом, изучил много работ о драматургии, театре и кино, посмотрел множество спектаклей самых разных режиссеров – такое участие в живом театральном процессе и решил обобщить в новой книге.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b> — Проблематика драмы как жанра непроста?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Да, теория драмы слишком сложна и мало разработана. Книги о ней часто написаны наукообразным языком и способны лишь отбить интерес к поэтике (теории) драмы. И обычно созданы людьми, которые сами драматургией не занимались. Поэтому было важно поднять кардинальные вопросы – что такое драма? Чем она отличается от других родов литературы? Какие практические выводы из этого должен сделать для себя драматург, режиссер, актер, сценарист? Драматургию порой считают второсортным жанром. Мне хотелось побудить читателей полюбить драму, увидеть притягательность этого самого концентрированного и динамичного рода литературы. Недаром лучшие умы человечества: Аристотель, Дидро, Гегель, Белинский – считали ее «высшим родом поэзии и венцом искусства». И самое главное, хотелось написать обо всем этом как можно яснее, но нет ничего труднее, чем писать просто о сложном.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b> — Судя по отзывам, это удалось.</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Приятно слышать. Иногда кому-то кажется, что раз книга написана доступно, без зауми и ученых слов, то это учебник для начинающих, популярное изложение известных истин. На самом деле это не так. Теория драмы представлена в книге всесторонне, и нестандартный подход к ее изучению не совпадает с общепринятыми мнениями. И я предлагаю читателю размышлять вместе.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Интересно, что я получаю отклики чаще не от драматургов, а от режиссеров и это ценно. Ведь без понимания основ драматургии нельзя правильно проанализировать пьесу и поставить полноценный спектакль. Книга полезна также для сценаристов, актеров, литературоведов, театроведов, студентов театральных, кинематографических и гуманитарных вузов и колледжей, участников любительских театров и для всех, кого интересует литература, драматургия и театр. И, конечно, важно, что это попытка сблизить и широкого театрального зрителя с жанром драмы.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— При этом драма хороша не только для театральной сцены, но и для такого вида искусства, как кино?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Надо ясно понимать, что театральная пьеса и киносценарий создаются по разным законам и используют разные художественные инструменты. И, тем не менее, если кинорежиссер решил использовать пьесу для создания фильма, он должен относиться к пьесе максимально бережно и не только приспосабливать пьесу к фильму, но и фильм приспосабливать к пьесе. Такой опыт есть – на основе моих пьес снято пять полнометражных фильмов, и удалось достичь нужной синергии.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Кто кого должен вести вперед? Читатель и зритель – автора, по принципу «пишите то, что «пипл хавает»? Или автор должен вести за собой зрителя – развивая, воспитывая его? И чувствуют ли сегодня эту свою ответственность авторы?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Есть разные авторы и разные зрители. В моем представлении, драматург должен ориентироваться на зрителя, чувствовать его, понимать его вкусы, проблемы и надежды, нести перед ним ответственность, но при этом не угождать ему, а вести его за собой и даже вступать с ним в спор. «Публика образует драматические таланты», – писал Александр Пушкин. Для меня нравственная миссия драматургии и театра очень важна.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Мат и сленг на сцене – ваше отношение к подобным изыскам?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— </b>Крайне отрицательное. Грубо и неприятно, не в традициях нашей культуры, попытка прикрыть дурной вкус варева пряными добавками. Признак неспособности автора строить диалог и действие, показатель его беспомощности.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Столицы и провинции – различается ли то, как там идет процесс развития театрального искусства?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — На мой взгляд, провинциальные театры теперь нередко более интересны, чем столичные. В столицах театры отрываются от зрителя, работают не на него, а на некую тусовку, на фестивали и премии. Они забыли о благородной простоте, выбирают для постановки нечто «этакое», стремятся удивить экстравагантными приемами. То, что волнует страну и людей, не стыкуется с тем, что ищет режиссерский театр. Провинциальные театры ближе к человеку и все еще углубляются в наши человеческие проблемы, как высокие, так и житейские, и говорят со зрителем понятным, при этом ярким языком. И конечно, главное, что радует – сохраняющийся живой интерес людей к театру. Мы все еще не разучились вести со сцены диалог со зрителем. Это то, для чего мы и работаем, и творим.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Над чем сейчас работаете?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Буквально на днях закончил новую большую и, как мне кажется, новаторскую книгу «Смысл и содержание пейзажной живописи», над которой работал много лет. Природа – объект пейзажного полотна; но сама духовная насыщенность, идейная наполненность пейзажа, его подтекст – нечто иное, чем изображение рек или горных вершин.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Марина Лепина </b> </p> <p> <b>Фото: Олег Злобин, РОСМИПРЕСС, публикуется с разрешения правообладателя</b> </p>

Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему

Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему

Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему

Драматург Валентин Красногоров: писать для зрителя, но не угождать ему

Интересное по теме

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Коллекционирование/Арт-рынок

Подделок на 200 млн евро
15 ноября 2024, 14:02

История

Священник и кавалер ордена Трудового Красного Знамени
сегодня, 14:08