Директор Исторического музея Алексей Левыкин: "Изучать историю России без Исторического музея невозможно"
5 Июля 2018, 11:45
Поделиться
В Москве недавно завершил работу международный фестиваль профессиональных музейщиков "Интермузей", которому в этом году исполнилось 20 лет. Корреспондент “Культуромании” поговорила с Алексеем Константиновичем Левыкиным – директором Государственного исторического музея и попросила поделиться впечатлениями от фестиваля и рассказать о деятельности главного национального музея страны
В Москве недавно завершил свою работу международный фестиваль профессиональных музейщиков "Интермузей", которому в этом году исполнилось 20 лет. Корреспондент “Культуромании” поговорила с директором Государственного исторического музея Алексеем Константиновичем Левыкиным и попросила его поделиться впечатлениями от фестиваля и рассказать о деятельности главного национального музея страны.
- Алексей Константинович, в этом году "Интермузею" исполняется 20 лет. Многое ли изменилось за это время?
«Интермузей» - это прекрасная площадка для обмена опытом, представления новых достижений нашего музея и направлений его деятельности. Мы двигаемся вперед и это наше приоритетное направление. Если раньше мы использовали достаточно традиционные и привычные формы, то сейчас они чрезвычайно разнообразны: это и партнерские проекты, и использование новейших технологий, которые помогают в изучении, исследовании и реставрации памятников культуры. Также обращает на себя внимание тот факт, что сейчас муниципальные музеи составляют серьезную конкуренцию федеральным. Они играют большую роль в культурной жизни страны, являясь центрами, вокруг которых объединяются общественные организации и силы, участвующие в развитии регионов. - Ощущаете ли Вы рост интереса к музею со стороны посетителей?
Мы постоянно наращиваем количество посетителей и их состав весьма разнообразен. У нас особый музей, который выполняет важные государственные функции, представляя историю Российского государства и вообще цивилизации на территории нашей страны, что естественно привлекает в первую очередь школьников. Ведь изучать историю России без Исторического музея невозможно. По сути, это основная его функция и цель создания. С другой стороны посещение нашего музея требует определенного уровня подготовки. Это не просто визит, чтобы провести свободное время, хотя у нас есть и такие посетители. Но все же это музей, который требует достаточно внимательного отношения к истории, знания ее. И мы очень ценим таких посетителей, потому что знаем, что они к нам постоянно возвращаются.
Особое внимание мы обращаем на работу с людьми с ограниченными возможностями. Ведь это очень важно – дать возможность всем посещать музей. Однако, мы, как и многие другие учреждения культуры, испытываем большие сложности с обеспечением доступности музея для таких людей. Так как главное здание Исторического музея построено в 19 веке, Покровский собор – в 16 веке, это памятники мирового значения, и поэтому очень трудно обеспечить тот уровень доступности, который можно создать в новом здании. Но эта работа необходима, и мы ведем ее. Также достаточно популярен музей у людей старшего возраста, для которых мы планируем создавать специальные кружки и занятия. - Какие проекты наиболее популярны у посетителей?
Их очень много и трудно выбрать какой-то конкретный. Допустим, у нас есть потрясающе интересный проект – арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор». Ежегодно в мае мы приглашаем всех желающих прийти на Красную площадь, на территорию Покровского собора и нарисовать этот всемирно известный шедевр архитектуры. Мы собираем все рисунки, награждаем участников, дарим им подарки, а потом устраиваем выставку этих работ. Сначала этот проект был направлен на аудиторию наших юных посетителей, но потом мы приняли решение снять все возрастные ограничения. Год от года количество участников постоянно растет. В этом году было уже 899 человек, взрослых и детей, среди которых и начинающие художники, и профессионалы.
Наши новые выставочные проекты пользуются большим вниманием публики. Сейчас в музее открыты две выставки, посвященные главным «юбилярам» этого года – императору Александру II, вошедшему в историю как Царь-освободитель и классику русской литературы Ивану Сергеевичу Тургеневу. Выставки были открыты почти одновременно, одна выставка дополняет другую, так как они посвящены одной эпохе и концептуально хорошо работают вместе.
- Что нового вы предлагаете своим посетителям в сфере высоких технологий?
В свое время на «Интермузее» с большим успехом победил проект Исторического музея «Медиапортал» – сейчас это один из наших главных информационных и просветительских ресурсов, который очень популярен. Там выложены различные материалы: информация о выставках, видеоэкскурсии и видеолекции, интервью, рассказы о музее и его сотрудниках. Сейчас мы его расширили и весной этого года запустили новый ресурс - приложение для Apple TV "Медиапортал ГИМ", что еще больше нарастит его аудиторию.
Также ведутся работы, связанные с созданием электронно-навигационной системы музея, причем мы не ограничиваемся навигацией по своему музею, мы понимаем, что этого очень мало. Она должна расширить возможности тех, кто приходит в музей, кто стремится расширить свои знания, получить дополнительные объемы информации не только о самом музее и его залах, но практически по любому экспонату, который представлен в экспозициях.
Кроме того, мы стали публиковать на сайте очень интересную часть нашей коллекции – это древние рукописные и печатные книги – одна из крупнейших коллекций в нашей стране. Мы храним памятники синодальной библиотеки, знаменитые «Макарьевские минеи» времен Ивана Грозного, многие летописи. И мы постоянно оцифровываем коллекции и даем возможность исследователям, представителям Русской православной церкви и просто всем, кто интересуется историей, знакомиться с нашим уникальным собранием.
- Деятельность музея всегда делится на несколько составляющих - экспозиционную, выставочную, кружковую, лекционную – как вам удается найти баланс между ними?
Музей может называться музеем, если он хранит коллекцию, изучает ее, представляет в своих экспозициях и продолжает комплектование. Исторический музей строит работу по этим направлениям, и разделить их практически невозможно. Но музей не может существовать без посетителя, причем он должен готовить его с юных лет – и это требует усилий в направлении просветительской, популяризаторской деятельности.
- Какие методы вы используете в работе с детьми?
Самые различные. Это и экскурсии, и занятия в залах в расширенном варианте с использованием реплик, которые дети могут взять в руки. Есть и кружкковая работа по разным направлениям, строящаяся на серьезном научном подходе. Например, у нас работает археологический кружок. И если посмотреть на состав нашего отдела археологии – одного из крупнейших в музее, то практически все его сотрудники в детстве посещали этот кружок. А на кафедре археологии исторического факультета МГУ половина состава - «выходцы» из археологического кружка ГИМ.
Также последние годы мы стараемся активно работать с волонтерами, которые могут не только помогать в приеме посетителей, но и взять на себя нагрузку ведения экскурсий, в том числе, на иностранных языках. Например, мы не можем взять экскурсовода на китайском языке, а волонтеры успешно помогают нам в работе с туристами из Китая. - В этом году Государственный исторический музей получил премию The Art Newspaper Russia в номинации "Реставрация года" за внедрение новых стандартов и методик в работе с самыми сложными памятниками. Какой проект был представлен на конкурс?
Это был очень интересный объект – конклюзия на эпоху правления императрицы Анны Иоанновны. Конклюзия это произведение, восхваляющее деятельность определенной персоны или конкретное событие, посвященное, например, победе в войне. Сложность нашей работы заключалась в том, что это уникальное произведение искусства, выполненное в технике живописи на шелке. Материал очень своеобразный, требующий особого подхода и большой исследовательской работы. Необходимо было разработать технологию, которая позволила бы и воссоздать памятник, и сохранить его на длительную перспективу. Эту работу мы проводили вместе с коллегами из Государственного НИИ реставрации, и это была наша общая победа. Результат реставрации был сразу воплощен в экспозиции, для него сделали специальную витрину, и сейчас этот ценнейший памятник можно увидеть в экспозиции Исторического музея. - На каком этапе находится проект по созданию Депозитарно-реставрационного комплекса Исторического музея в Новой Москве?
Создание любого центра это очень длительный процесс, который требует выбора места, его согласования, определения финансирования. Министерство культуры России поддержало наше обращение, и сейчас главное определиться с местом и финансированием. Все понимают необходимость подобного комплекса, мы хотели создать не просто фондохранилище, а центр, который по примеру Эрмитажа объединит функции хранения, реставрации и экспонирования. Ведь ресурс у нас огромный: коллекция Исторического музея насчитывает 5 млн единиц хранения, а то, что представлено на наших экспозициях, это только 7 процентов того, что есть в музее. И никакая выставка не даст возможности для расширения экспонирования.
- А каковы перспективы нового музейного центра возле Новодевичьего монастыря?
Эта работа тоже ведется по поручению Президента РФ. Мы ведем ее в рамках подготовки к нашему 150-летнему юбилею и к юбилею Новодевичьего монастыря. Идея создания Центра принадлежит владыке Ювеналию. Хочу отметить, что это очень хороший пример взаимодействия между учреждением культуры и Русской православной церковью, и такая работа дает возможность сохранять связи, которые у нас есть. Ведь раньше Новодевичий монастырь был филиалом Исторического музея, а в 2010 году был передан РПЦ, но это не приостановило наше взаимодействие. Наши сотрудники активно помогают в организации хранения экспонатов, так как там, в иконостасах и интерьерах соборов, осталась наша коллекция, и мы участвуем в реставрационном процессе. А то, что было предложено владыкой Ювеналием, дает возможность, во-первых, создать очень интересную экспозицию, посвященную не только монастырю, но и истории РПЦ в целом, а во-вторых, организовать нормальные условия для хранения уникальных экспонатов, связанных не только с Новодевичьим монастырем, но и с раннехристианским искусством нашей страны. И вместе мы сможем работать в рамках популяризации Новодевичьего монастыря для посетителей и туристов, ведь это объект внесен в список ЮНЕСКО. - Что еще вы делаете в рамках подготовки к 150-летнему юбилею Государственного исторического музея?
Мы не останавливаем реставрационный процесс, сейчас идут работы по проектированию и реставрации зданий музейного квартала. Кроме того, мы разработали выставочную программу и ведем переговоры с ведущими европейскими и китайскими музеями, чтобы организовать очень интересные выставки на наших площадях.
- Как происходит обмен опытом с западными коллегами? Чему учите их вы и чему они учат вас?
Этот процесс постоянен и всегда развивается так же, как с нашим российским музейным сообществом. Он имеет различные формы: это и участие в совместных выставочных проектах на наших площадках, и постоянные контакты с музейными работниками, позволяющие знакомиться с коллекциями и опытом. Это работа в рамках ЮНЕСКО и международной музейной организации ИКОМ, постоянный обмен и участие в конференциях и рабочих программах. У нас есть давние партнеры, например, наработаны очень хорошие связи с музеем истории Германии. Они реализуются и в выставках, и в совместной научной работе, связанной с изучением коллекций, проведением крупных научно-исследовательских проектов по памятникам культуры, которые попали к нам после Второй мировой войны. - Ощущаете ли поддержку государства или больше приходится рассчитывать на свои силы?
Мы государственное учреждение и существовать без поддержки и участия государства не можем. И мы выполняем важную государственную функцию - храним национальное культурное наследие и проводим просветительскую, если хотите, и идеологическую работу с точки зрения представления нашей истории. Так что мы ежегодно получаем бюджетное финансирование и определенную поддержку. Но при этом я не знаю ни одного музея в мире, которому было бы достаточно только бюджетного финансирования. У нас есть хорошая сеть сувенирных магазинов на всех объектах Исторического музея, где есть и наши издания, и фирменные сувениры. Кроме того, мы стараемся искать партнеров в сфере социально ответственного бизнеса и итогом этого является наша совместная деятельность в организации выставочных проектов и подготовке изданий, реставрации и пополнения коллекций. Например, в этом году мы получили от Фонда Сергея Ролдугина «Возрождение традиций» ряд прекрасных экспонатов, которые фонд приобрел для нашего музея, в том числе, знаменитую ширму с рисунками Билибина. Эти экспонаты сразу были помещены в экспозицию.
Татьяна Рыбкина
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Директор Исторического музея Алексей Левыкин: "Изучать историю России без Исторического музея невозможно"
<h2>В Москве недавно завершил свою работу международный фестиваль профессиональных музейщиков "Интермузей", которому в этом году исполнилось 20 лет. Корреспондент “Культуромании” поговорила с директором Государственного исторического музея Алексеем Константиновичем Левыкиным и попросила его поделиться впечатлениями от фестиваля и рассказать о деятельности главного национального музея страны.</h2>
<br>
<b><span style="font-size: 14pt;">- Алексей Константинович, в этом году "Интермузею" исполняется 20 лет. Многое ли изменилось за это время?</span></b><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
«Интермузей» - это прекрасная площадка для обмена опытом, представления новых достижений нашего музея и направлений его деятельности. Мы двигаемся вперед и это наше приоритетное направление. Если раньше мы использовали достаточно традиционные и привычные формы, то сейчас они чрезвычайно разнообразны: это и партнерские проекты, и использование новейших технологий, которые помогают в изучении, исследовании и реставрации памятников культуры. Также обращает на себя внимание тот факт, что сейчас муниципальные музеи составляют серьезную конкуренцию федеральным. Они играют большую роль в культурной жизни страны, являясь центрами, вокруг которых объединяются общественные организации и силы, участвующие в развитии регионов.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Ощущаете ли Вы рост интереса к музею со стороны посетителей? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Мы постоянно наращиваем количество посетителей и их состав весьма разнообразен. У нас особый музей, который выполняет важные государственные функции, представляя историю Российского государства и вообще цивилизации на территории нашей страны, что естественно привлекает в первую очередь школьников. Ведь изучать историю России без Исторического музея невозможно. По сути, это основная его функция и цель создания. С другой стороны посещение нашего музея требует определенного уровня подготовки. Это не просто визит, чтобы провести свободное время, хотя у нас есть и такие посетители. Но все же это музей, который требует достаточно внимательного отношения к истории, знания ее. И мы очень ценим таких посетителей, потому что знаем, что они к нам постоянно возвращаются. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Особое внимание мы обращаем на работу с людьми с ограниченными возможностями. Ведь это очень важно – дать возможность всем посещать музей. Однако, мы, как и многие другие учреждения культуры, испытываем большие сложности с обеспечением доступности музея для таких людей. Так как главное здание Исторического музея построено в 19 веке, Покровский собор – в 16 веке, это памятники мирового значения, и поэтому очень трудно обеспечить тот уровень доступности, который можно создать в новом здании. Но эта работа необходима, и мы ведем ее. Также достаточно популярен музей у людей старшего возраста, для которых мы планируем создавать специальные кружки и занятия.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Какие проекты наиболее популярны у посетителей? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Их очень много и трудно выбрать какой-то конкретный. Допустим, у нас есть потрясающе интересный проект – арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор». Ежегодно в мае мы приглашаем всех желающих прийти на Красную площадь, на территорию Покровского собора и нарисовать этот всемирно известный шедевр архитектуры. Мы собираем все рисунки, награждаем участников, дарим им подарки, а потом устраиваем выставку этих работ. Сначала этот проект был направлен на аудиторию наших юных посетителей, но потом мы приняли решение снять все возрастные ограничения. Год от года количество участников постоянно растет. В этом году было уже 899 человек, взрослых и детей, среди которых и начинающие художники, и профессионалы.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Наши новые выставочные проекты пользуются большим вниманием публики. Сейчас в музее открыты две выставки, посвященные главным «юбилярам» этого года – императору Александру II, вошедшему в историю как Царь-освободитель и классику русской литературы Ивану Сергеевичу Тургеневу. Выставки были открыты почти одновременно, одна выставка дополняет другую, так как они посвящены одной эпохе и концептуально хорошо работают вместе.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Что нового вы предлагаете своим посетителям в сфере высоких технологий? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В свое время на «Интермузее» с большим успехом победил проект Исторического музея «Медиапортал» – сейчас это один из наших главных информационных и просветительских ресурсов, который очень популярен. Там выложены различные материалы: информация о выставках, видеоэкскурсии и видеолекции, интервью, рассказы о музее и его сотрудниках. Сейчас мы его расширили и весной этого года запустили новый ресурс - приложение для Apple TV "Медиапортал ГИМ", что еще больше нарастит его аудиторию. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Также ведутся работы, связанные с созданием электронно-навигационной системы музея, причем мы не ограничиваемся навигацией по своему музею, мы понимаем, что этого очень мало. Она должна расширить возможности тех, кто приходит в музей, кто стремится расширить свои знания, получить дополнительные объемы информации не только о самом музее и его залах, но практически по любому экспонату, который представлен в экспозициях. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кроме того, мы стали публиковать на сайте очень интересную часть нашей коллекции – это древние рукописные и печатные книги – одна из крупнейших коллекций в нашей стране. Мы храним памятники синодальной библиотеки, знаменитые «Макарьевские минеи» времен Ивана Грозного, многие летописи. И мы постоянно оцифровываем коллекции и даем возможность исследователям, представителям Русской православной церкви и просто всем, кто интересуется историей, знакомиться с нашим уникальным собранием. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Деятельность музея всегда делится на несколько составляющих - экспозиционную, выставочную, кружковую, лекционную – как вам удается найти баланс между ними?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Музей может называться музеем, если он хранит коллекцию, изучает ее, представляет в своих экспозициях и продолжает комплектование. Исторический музей строит работу по этим направлениям, и разделить их практически невозможно. Но музей не может существовать без посетителя, причем он должен готовить его с юных лет – и это требует усилий в направлении просветительской, популяризаторской деятельности. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Какие методы вы используете в работе с детьми?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Самые различные. Это и экскурсии, и занятия в залах в расширенном варианте с использованием реплик, которые дети могут взять в руки. Есть и кружкковая работа по разным направлениям, строящаяся на серьезном научном подходе. Например, у нас работает археологический кружок. И если посмотреть на состав нашего отдела археологии – одного из крупнейших в музее, то практически все его сотрудники в детстве посещали этот кружок. А на кафедре археологии исторического факультета МГУ половина состава - «выходцы» из археологического кружка ГИМ. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Также последние годы мы стараемся активно работать с волонтерами, которые могут не только помогать в приеме посетителей, но и взять на себя нагрузку ведения экскурсий, в том числе, на иностранных языках. Например, мы не можем взять экскурсовода на китайском языке, а волонтеры успешно помогают нам в работе с туристами из Китая. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- В этом году Государственный исторический музей получил премию The Art Newspaper Russia в номинации "Реставрация года" за внедрение новых стандартов и методик в работе с самыми сложными памятниками. Какой проект был представлен на конкурс?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Это был очень интересный объект – конклюзия на эпоху правления императрицы Анны Иоанновны. Конклюзия это произведение, восхваляющее деятельность определенной персоны или конкретное событие, посвященное, например, победе в войне. Сложность нашей работы заключалась в том, что это уникальное произведение искусства, выполненное в технике живописи на шелке. Материал очень своеобразный, требующий особого подхода и большой исследовательской работы. Необходимо было разработать технологию, которая позволила бы и воссоздать памятник, и сохранить его на длительную перспективу. Эту работу мы проводили вместе с коллегами из Государственного НИИ реставрации, и это была наша общая победа. Результат реставрации был сразу воплощен в экспозиции, для него сделали специальную витрину, и сейчас этот ценнейший памятник можно увидеть в экспозиции Исторического музея. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- На каком этапе находится проект по созданию Депозитарно-реставрационного комплекса Исторического музея в Новой Москве?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Создание любого центра это очень длительный процесс, который требует выбора места, его согласования, определения финансирования. Министерство культуры России поддержало наше обращение, и сейчас главное определиться с местом и финансированием. Все понимают необходимость подобного комплекса, мы хотели создать не просто фондохранилище, а центр, который по примеру Эрмитажа объединит функции хранения, реставрации и экспонирования. Ведь ресурс у нас огромный: коллекция Исторического музея насчитывает 5 млн единиц хранения, а то, что представлено на наших экспозициях, это только 7 процентов того, что есть в музее. И никакая выставка не даст возможности для расширения экспонирования.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- А каковы перспективы нового музейного центра возле Новодевичьего монастыря?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Эта работа тоже ведется по поручению Президента РФ. Мы ведем ее в рамках подготовки к нашему 150-летнему юбилею и к юбилею Новодевичьего монастыря. Идея создания Центра принадлежит владыке Ювеналию. Хочу отметить, что это очень хороший пример взаимодействия между учреждением культуры и Русской православной церковью, и такая работа дает возможность сохранять связи, которые у нас есть. Ведь раньше Новодевичий монастырь был филиалом Исторического музея, а в 2010 году был передан РПЦ, но это не приостановило наше взаимодействие. Наши сотрудники активно помогают в организации хранения экспонатов, так как там, в иконостасах и интерьерах соборов, осталась наша коллекция, и мы участвуем в реставрационном процессе. А то, что было предложено владыкой Ювеналием, дает возможность, во-первых, создать очень интересную экспозицию, посвященную не только монастырю, но и истории РПЦ в целом, а во-вторых, организовать нормальные условия для хранения уникальных экспонатов, связанных не только с Новодевичьим монастырем, но и с раннехристианским искусством нашей страны. И вместе мы сможем работать в рамках популяризации Новодевичьего монастыря для посетителей и туристов, ведь это объект внесен в список ЮНЕСКО. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Что еще вы делаете в рамках подготовки к 150-летнему юбилею Государственного исторического музея?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Мы не останавливаем реставрационный процесс, сейчас идут работы по проектированию и реставрации зданий музейного квартала. Кроме того, мы разработали выставочную программу и ведем переговоры с ведущими европейскими и китайскими музеями, чтобы организовать очень интересные выставки на наших площадях. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Как происходит обмен опытом с западными коллегами? Чему учите их вы и чему они учат вас? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Этот процесс постоянен и всегда развивается так же, как с нашим российским музейным сообществом. Он имеет различные формы: это и участие в совместных выставочных проектах на наших площадках, и постоянные контакты с музейными работниками, позволяющие знакомиться с коллекциями и опытом. Это работа в рамках ЮНЕСКО и международной музейной организации ИКОМ, постоянный обмен и участие в конференциях и рабочих программах. У нас есть давние партнеры, например, наработаны очень хорошие связи с музеем истории Германии. Они реализуются и в выставках, и в совместной научной работе, связанной с изучением коллекций, проведением крупных научно-исследовательских проектов по памятникам культуры, которые попали к нам после Второй мировой войны. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Ощущаете ли поддержку государства или больше приходится рассчитывать на свои силы? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Мы государственное учреждение и существовать без поддержки и участия государства не можем. И мы выполняем важную государственную функцию - храним национальное культурное наследие и проводим просветительскую, если хотите, и идеологическую работу с точки зрения представления нашей истории. Так что мы ежегодно получаем бюджетное финансирование и определенную поддержку. Но при этом я не знаю ни одного музея в мире, которому было бы достаточно только бюджетного финансирования. У нас есть хорошая сеть сувенирных магазинов на всех объектах Исторического музея, где есть и наши издания, и фирменные сувениры. Кроме того, мы стараемся искать партнеров в сфере социально ответственного бизнеса и итогом этого является наша совместная деятельность в организации выставочных проектов и подготовке изданий, реставрации и пополнения коллекций. Например, в этом году мы получили от Фонда Сергея Ролдугина «Возрождение традиций» ряд прекрасных экспонатов, которые фонд приобрел для нашего музея, в том числе, знаменитую ширму с рисунками Билибина. Эти экспонаты сразу были помещены в экспозицию. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Татьяна Рыбкина</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span>
<p>
</p>
<br>
https://kulturomania.ru
Директор Исторического музея Алексей Левыкин: &quot;Изучать историю России без Исторического музея невозможно&quot;
Директор Исторического музея Алексей Левыкин: &quot;Изучать историю России без Исторического музея невозможно&quot;
Директор Исторического музея Алексей Левыкин: &quot;Изучать историю России без Исторического музея невозможно&quot;