Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”

Государство и культура

Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”
24 Мая 2019, 09:11
Генеральный директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов о работе музея и о двух крупных выставках, которые в Год театра представит музей

С 30 мая по 2 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоится Международный фестиваль музеев «Интермузей» – одно из самых важных музейных событий года. В фестивале примет участие и Театральный музей имени Бахрушина. Музей, которому в этом году исполняется 125 лет, несмотря на обширную исследовательскую и хранительскую работу, тесно связан с живым театральным процессом. О работе музея и о двух крупных выставках, которые в Год театра представит Бахрушинский музей, рассказывает его руководитель Дмитрий Родионов.


- Как живет Бахрушинский музей в свой юбилейный год?

Музей живет активной творческой жизнью – так, как жил все свои 125 лет. И эта творческая жизнь словно расширяющаяся вселенная: чем больше делаешь, тем больше предстоит сделать. Наши проекты охватывают не только Москву. Мы сотрудничаем в совместных проектах с большим множеством региональных музеев и театров. В Год театра количество предложений существенно выросло, но мы никому не отказываем, потому что понимаем, как важно поддержать творческую инициативу.

- А сколько выставок музей должен устраивать по госзаданию?

На этот год по госзаданию 30 выставок. Это благоприятная тенденция: в прошлом году их было 70, а до этого – 90.

- Как удалось уменьшить их количество?

Мы доказали, что делать 90 выставок в наших камерных выставочных залах – антиэффективно. Чем больше выставок, тем меньше время экспонирования. Информация о выставке должна распространиться, нужно привлечь к ней внимание, это тоже требует времени. Даже при хорошей информационной поддержке бывает, что посетители начинают приходить, когда выставка уже подходит к концу. А кто ее увидит, если она длится две недели? Нам пошли навстречу, зато повысили показатели внебюджетных доходов: музей должен зарабатывать больше, чем раньше.

- Скажите, а из чего складывается бюджет музея?

95 процентов бюджета – государственная субсидия, покрывающая расходы на зарплату сотрудников, содержание зданий и помещений, на охрану музея, а также на исследовательскую, хранительскую и выставочную работу. При том музеи тратят значительную часть бюджета на содержание охранных структур МВД.

- За счет чего можно увеличить внебюджетный доход?

Нам удалось это сделать благодаря разработке специальной маркетинговой стратегии. Прежде всего, устраиваем интересные выставки, куда стало приходить больше посетителей, и соответственно, увеличилось количество проданных билетов (хотя значительную долю составляют бесплатные и льготные билеты). Кроме того, активно развиваем сеть наших книжных и сувенирных киосков и сильно расширили ассортимент продукции: издаем не только книги, каталоги и серьезные научно-исследовательские сборники, но и календари, блокнотики и продаем сувениры (например, маленькие балетные пуанты, театральные маски). Все это охотно покупают. В прошлом году мы продали книг и сувениров почти на 3 миллиона рублей. Третий источник внебюджетного дохода – это предоставление прав на публикацию изображений предметов из нашей коллекции. Заявки на публикацию приходят со всего мира, и их количество растет.

Конечно, наши возможности не безграничны. Здания музея – в основном старые купеческие или дворянские особняки, памятники истории и архитектуры. Там очень тесно и мало возможностей улучшить условия для посетителей. В некоторых музеях-квартирах можно одновременно принимать не более 10-15 человек. Мы уже почти достигли максимального предела посещаемости мемориальных пространств. Надеюсь, что когда начнет работать музейно-театральный центр «Бахрушинский», идею которого поддержало Министерство культуры России, ситуация улучшится. Внутри нашего музейно-театрального квартала должна наконец появится необходимая инфраструктура для комфортного и безопасного пребывания наших посетителей.

- Идет ли реконструкция бывшей медсанчасти №32, которую вам передали и которую вы планировали закончить к юбилею?

К сожалению, к реконструкции музейно-театрального центра на базе бывшей медсанчасти мы сможем приступить только в 2020 году. Это очень сложный, заформализованный многоэтапный процесс: создание проектно-сметной документации, ее согласование с множеством инстанций, проведение государственной экспертизы, конкурсных процедур по выбору подрядчика – все это заняло значительно больше времени, чем планировалось. Однако, параллельно мы занимаемся реставрацией других наших объектов. В январе приняли в эксплуатацию пристройку к Каретному сараю, где появились гардероб и туалеты для зрителей, а также разместился наш просветительский отдел. В Главном доме после масштабной реставрации открыли парадный вестибюль, Граненую гостиную и Зимний сад. И все это без остановки работы музея. Начали подготовку к началу капитального ремонта нашего филиала в городе Зарайске, проходит согласование в Росэкспертизе проектная документация по новому пространству Музея-мастерской Давида Боровского.

- Правда ли, что Минкульт не выделяет Бахрушинскому музею средств на закупку экспонатов?

Это серьезная проблема. Действительно, в последние годы Министерство культуры средства на закупку экспонатов не выделяет, мы можем что-то приобретать только на небольшие сэкономленные средства. Приобретаем что можем, в основном в России: и у современных художников, и у наследников, которым важно, чтобы работы их именитых предков попали в Бахрушинский музей. Но большинство поступлений – это дары. Благодаря им у музея есть возможность пополнять свою коллекцию.

- Как вы прокомментируете высказывания о том, что учреждения культуры должны быть самоокупаемыми? Или что в России слишком много театров?

Тот, кто говорит о самоокупаемости учреждений культуры, мягко говоря, экономически необразован. Науке давно известна так называемая болезнь цен» или «болезнь Баумоля». Для организаций искусства она заключается в том, что в большинстве из них рост затрат на содержание объектов культуры всегда опережает рост их доходов. И это объективная экономическая закономерность, требующая поддержки со стороны государства организаций искусства, учредителем которых оно выступает. Подчеркиваю, все учреждения культуры некоммерческие по сути! У нас нет задачи получения прибыли от нашей деятельности. Наша задача – духовное, нравственное, эстетическое воспитание и приобщение к культурному наследию всех граждан нашей страны. Эта миссия прописана в Конституции. Затраты на содержание объектов культуры кажутся обременительными, и государство всегда стремилось к экономии. Всем нам хорошо знаком остаточный принцип такого патернализма.

В России государственных театров всего лишь несколько более шестисот. Для нашей страны цифра невелика. Ведь сейчас не выдерживаются даже советские нормативы по количеству театров на 100 тысяч человек!

- Будут ли изменения к лучшему?

Сейчас идет работа по разработке основ культурной политики, уточнение законодательных актов в области культуры и искусства. СТД России и Союз музеев России все время инициируют процесс обсуждения этих законодательных актов, чтобы они совершенствовались, учитывая специфику нашей деятельности. Надеюсь, что на стыке диалога государства, деятелей театра и музейных деятелей, удастся выработать механизм взаимопонимания. Чтобы государство учитывало специфику нашей деятельности, не приравнивая нас к бизнес-структурам. Все-таки, у музеев, театров и библиотек – другие задачи.

- И напоследок, вопрос о планах.

В этом году мы готовим две большие, очень важные для нас выставки. Первая – «Инновационный костюм XXI века: новое поколение» откроется в июне в залах Исторического музея, которому я искренне признателен за поддержку в нашем юбилейном сезоне. В рамках этой выставки представлены работы в области театрального костюма около 250 художников из 46 стран. Выставка будет необычная, яркая, художественно выразительная, представляющая то, что называют современным искусством, и наполненная поисками нового художественного языка. Она будет интересна не только специалистам, но и широкой публике. Мы сделали ее вместе с Историческим музеем, объединив наши усилия в связи с нашим юбилеем – 125 лет и грядущим 150-летием Исторического музея.

А к концу года мы должны открыть масштабную выставку «Комедийная хоромина, или Четыре века российского театра». Она посвящена истории Российского театра, и перед нами стоит задача показать основные тенденции развития российского театра от истоков до сегодняшнего дня. Она создается в честь Года театра и в связи с нашим юбилеем. В этом проекте, по нашему приглашению, участвуют более 30 российских музеев. Эти два выставочных проекта, и по масштабу, и по сложности задач будут для нас серьезным творческим испытанием.

Ольга Романцова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”

<h2>С 30 мая по 2 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоится Международный фестиваль музеев «Интермузей» – одно из самых важных музейных событий года. В фестивале примет участие и Театральный музей имени Бахрушина. Музей, которому в этом году исполняется 125 лет, несмотря на обширную исследовательскую и хранительскую работу, тесно связан с живым театральным процессом. О работе музея и о двух крупных выставках, которые в Год театра представит Бахрушинский музей, рассказывает его руководитель Дмитрий Родионов. </h2> <br> <b> </b> <span style="font-size: 14pt;"><b>- Как живет Бахрушинский музей в свой юбилейный год?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Музей живет активной творческой жизнью – так, как жил все свои 125 лет. И эта творческая жизнь словно расширяющаяся вселенная: чем больше делаешь, тем больше предстоит сделать. Наши проекты охватывают не только Москву. Мы сотрудничаем в совместных проектах с большим множеством региональных музеев и театров. В Год театра количество предложений существенно выросло, но мы никому не отказываем, потому что понимаем, как важно поддержать творческую инициативу. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- А сколько выставок музей должен устраивать по госзаданию?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> На этот год по госзаданию 30 выставок. Это благоприятная тенденция: в прошлом году их было 70, а до этого – 90.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Как удалось уменьшить их количество?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мы доказали, что делать 90 выставок в наших камерных выставочных залах – антиэффективно. Чем больше выставок, тем меньше время экспонирования. Информация о выставке должна распространиться, нужно привлечь к ней внимание, это тоже требует времени. Даже при хорошей информационной поддержке бывает, что посетители начинают приходить, когда выставка уже подходит к концу. А кто ее увидит, если она длится две недели? Нам пошли навстречу, зато повысили показатели внебюджетных доходов: музей должен зарабатывать больше, чем раньше.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Скажите, а из чего складывается бюджет музея?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> 95 процентов бюджета – государственная субсидия, покрывающая расходы на зарплату сотрудников, содержание зданий и помещений, на охрану музея, а также на исследовательскую, хранительскую и выставочную работу. При том музеи тратят значительную часть бюджета на содержание охранных структур МВД. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- За счет чего можно увеличить внебюджетный доход?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Нам удалось это сделать благодаря разработке специальной маркетинговой стратегии. Прежде всего, устраиваем интересные выставки, куда стало приходить больше посетителей, и соответственно, увеличилось количество проданных билетов (хотя значительную долю составляют бесплатные и льготные билеты). Кроме того, активно развиваем сеть наших книжных и сувенирных киосков и сильно расширили ассортимент продукции: издаем не только книги, каталоги и серьезные научно-исследовательские сборники, но и календари, блокнотики и продаем сувениры (например, маленькие балетные пуанты, театральные маски). Все это охотно покупают. В прошлом году мы продали книг и сувениров почти на 3 миллиона рублей. Третий источник внебюджетного дохода – это предоставление прав на публикацию изображений предметов из нашей коллекции. Заявки на публикацию приходят со всего мира, и их количество растет. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Конечно, наши возможности не безграничны. Здания музея – в основном старые купеческие или дворянские особняки, памятники истории и архитектуры. Там очень тесно и мало возможностей улучшить условия для посетителей. В некоторых музеях-квартирах можно одновременно принимать не более 10-15 человек. Мы уже почти достигли максимального предела посещаемости мемориальных пространств. Надеюсь, что когда начнет работать музейно-театральный центр «Бахрушинский», идею которого поддержало Министерство культуры России, ситуация улучшится. Внутри нашего музейно-театрального квартала должна наконец появится необходимая инфраструктура для комфортного и безопасного пребывания наших посетителей.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Идет ли реконструкция бывшей медсанчасти №32, которую вам передали и которую вы планировали закончить к юбилею? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> К сожалению, к реконструкции музейно-театрального центра на базе бывшей медсанчасти мы сможем приступить только в 2020 году. Это очень сложный, заформализованный многоэтапный процесс: создание проектно-сметной документации, ее согласование с множеством инстанций, проведение государственной экспертизы, конкурсных процедур по выбору подрядчика – все это заняло значительно больше времени, чем планировалось. Однако, параллельно мы занимаемся реставрацией других наших объектов. В январе приняли в эксплуатацию пристройку к Каретному сараю, где появились гардероб и туалеты для зрителей, а также разместился наш просветительский отдел. В Главном доме после масштабной реставрации открыли парадный вестибюль, Граненую гостиную и Зимний сад. И все это без остановки работы музея. Начали подготовку к началу капитального ремонта нашего филиала в городе Зарайске, проходит согласование в Росэкспертизе проектная документация по новому пространству Музея-мастерской Давида Боровского. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> - Правда ли, что Минкульт не выделяет Бахрушинскому музею средств на закупку экспонатов? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Это серьезная проблема. Действительно, в последние годы Министерство культуры средства на закупку экспонатов не выделяет, мы можем что-то приобретать только на небольшие сэкономленные средства. Приобретаем что можем, в основном в России: и у современных художников, и у наследников, которым важно, чтобы работы их именитых предков попали в Бахрушинский музей. Но большинство поступлений – это дары. Благодаря им у музея есть возможность пополнять свою коллекцию. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Как вы прокомментируете высказывания о том, что учреждения культуры должны быть самоокупаемыми? Или что в России слишком много театров? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Тот, кто говорит о самоокупаемости учреждений культуры, мягко говоря, экономически необразован. Науке давно известна так называемая болезнь цен» или «болезнь Баумоля». Для организаций искусства она заключается в том, что в большинстве из них рост затрат на содержание объектов культуры всегда опережает рост их доходов. И это объективная экономическая закономерность, требующая поддержки со стороны государства организаций искусства, учредителем которых оно выступает. Подчеркиваю, все учреждения культуры некоммерческие по сути! У нас нет задачи получения прибыли от нашей деятельности. Наша задача – духовное, нравственное, эстетическое воспитание и приобщение к культурному наследию всех граждан нашей страны. Эта миссия прописана в Конституции. Затраты на содержание объектов культуры кажутся обременительными, и государство всегда стремилось к экономии. Всем нам хорошо знаком остаточный принцип такого патернализма.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В России государственных театров всего лишь несколько более шестисот. Для нашей страны цифра невелика. Ведь сейчас не выдерживаются даже советские нормативы по количеству театров на 100 тысяч человек! </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> - Будут ли изменения к лучшему?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сейчас идет работа по разработке основ культурной политики, уточнение законодательных актов в области культуры и искусства. СТД России и Союз музеев России все время инициируют процесс обсуждения этих законодательных актов, чтобы они совершенствовались, учитывая специфику нашей деятельности. Надеюсь, что на стыке диалога государства, деятелей театра и музейных деятелей, удастся выработать механизм взаимопонимания. Чтобы государство учитывало специфику нашей деятельности, не приравнивая нас к бизнес-структурам. Все-таки, у музеев, театров и библиотек – другие задачи. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- И напоследок, вопрос о планах.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В этом году мы готовим две большие, очень важные для нас выставки. Первая – «Инновационный костюм XXI века: новое поколение» откроется в июне в залах Исторического музея, которому я искренне признателен за поддержку в нашем юбилейном сезоне. В рамках этой выставки представлены работы в области театрального костюма около 250 художников из 46 стран. Выставка будет необычная, яркая, художественно выразительная, представляющая то, что называют современным искусством, и наполненная поисками нового художественного языка. Она будет интересна не только специалистам, но и широкой публике. Мы сделали ее вместе с Историческим музеем, объединив наши усилия в связи с нашим юбилеем – 125 лет и грядущим 150-летием Исторического музея. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> А к концу года мы должны открыть масштабную выставку «Комедийная хоромина, или Четыре века российского театра». Она посвящена истории Российского театра, и перед нами стоит задача показать основные тенденции развития российского театра от истоков до сегодняшнего дня. Она создается в честь Года театра и в связи с нашим юбилеем. В этом проекте, по нашему приглашению, участвуют более 30 российских музеев. Эти два выставочных проекта, и по масштабу, и по сложности задач будут для нас серьезным творческим испытанием. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Ольга Романцова </b></span> <p> </p>

Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”

Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”

Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”

Гендиректор Бахрушинского музея: “Проводить 30 выставок экономически более эффективно, чем 90”

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Подделок на 200 млн евро
15 ноября 2024, 14:02

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04