20 мая 2019-го года – дата, которую несколько десятков миллионов людей ждали с трепетом, восторгом и ужасом. В этот день канал HBO выложил в сеть последнюю серию последнего сезона «Игры престолов» – проекта, ставшего не просто мега-хитом, но и изменившего наше представление о сериалостроении в целом. Но почему именно «Игра престолов» оказалась в центре фанатской бури? Что в ней особенного? «Культуромания» предлагает вам свой вариант ответа на этот вопрос.
Можно сказать, что «Игра престолов» – это «Звездные войны» нашего времени. Во всяком случае, если говорить об уровне популярности и о степени влияния на массовую культуру. Мега-хиты, однако, появляются хоть и редко, но регулярно: киноиндустрия нуждается в хедлайнерах, и их наличие как раз говорит о том, что машина по производству и раскрутке блокбастеров работает в правильном направлении. Что продюсеры способны уловить запросы аудитории и на основе полученной информации создать проект, который не просто заинтересует миллионы, но и что-то в этих миллионах изменит.
Тем не менее, «Игра престолов» – не просто очередной киношлягер с хорошей фанатской базой. Истерия вокруг белокурых кудряшек Дейенерис достигла таких масштабов, что поблекли даже красоты Средиземья (рыдайте, хоббиты и фанаты «Властелина колец»), а обаяш Гарри Поттер окончательно шагнул во вчерашний день. Бессильны перед «Игрой престолов» и сериалы Marvel и DC: по количеству просмотров история войны за Железный трон бьет их всухую. Впрочем, по этому критерию с «Игрой престолов» не сравнится никто: она показывает такие рейтинги, которых не было НИКОГДА в истории телевидения. Например, только на легальных сервисах ее смотрят более 30 миллионов человек в неделю. Вдвое больше скачивают ее через торренты или предпочитают пиратки. То есть еженедельно сериал смотрят примерно 90-100 миллионов (!) человек в мире. Для сравнения: 146 миллионов – это население России. Представляете теперь, что за цифры?!
Более того: сериал давно уже интегрировался в нашу жизнь. Его цитируют политики самого высокого уровня, кто-то проводит свадьбы в стиле «Игры престолов», кто-то составляет путеводители по Семи королевствам и участвует в конкурсах двойников. При этом многие фанаты даже не заметили, как присвоили себе право распоряжаться судьбой любимых персонажей: не так давно в сети появилась петиция с требованием переснять восьмой сезон. Дело в том, что многим не понравилось поведение их белокурой Дейенерис, поэтому просьбу-требование подписали уже миллион человек. Чего тоже раньше не было никогда, тем более в таких масштабах.
Так в чем же всё-таки дело? В чем секрет этой нескончаемой эпидемии из Вестероса?
1. «Игра престолов» – сериал для взрослых
Многие их тех, кто никогда не смотрел ни одного эпизода, почему-то уверены, что «Игра престолов» – это подростковое развлечение. А это совершенно не так. Проект явно заточен на аудиторию 18+. Это видно и по степени откровенности эротических сцен, и по жестокости боев, и по серьезности тем (например, о праве на власть, об искусстве манипулировать массами и об идеальном управлении). К тому же, перед нами не Поттериана, где главными героями являются школьники. При этом подросткам сериал понятен и интересен, но они его смотрят, что называется, из-под полы.
2. Максимальная откровенность: сексуальность крови, кровавость секса
«Игру престолов» давно уже называют энциклопедией по эротике и насилию: это и в самом деле ядреный микс из секса и крови. За восемь сезонов в сериале было 82 эротические сцены, причем раздевались не только девушки, но и мужчины. К тому же авторы не отмахивались ни от групповой, ни от гомосексуальной любви, а в некоторых случаях степень откровенности была такой, что особо впечатлительные зрители могли бы завести речь о софт-порно.
Другая особенность проекта – его «кровожадность». Всего в ходе сериала расстались с жизнью около шести тысяч (!) персонажей (людей и животных). Есть в нем и довольно жестокие сцены, связанные с насилием (например, пытки Теона), много эпизодов резни, кровавых стычек и драк. А иногда секс и насилие встречаются на узкой дорожке (первые брачные ночи Сансы и Дейенерис, эпизод, в котором голую Серсею ведут по улицам и так далее).
3. Земные «Звездные войны»
Несмотря на то, что действие «Игры» происходит в фэнтезийном мире, переда нами все-таки земные герои, а не хоббиты или марсиане. Да, здесь, есть ведьмы, драконы и великаны, но они, в общем-то, редкость. Суперсилы же имеются только у представителей семейства Таргариен. Таким образом основная часть персонажей больше приближена к аудитории, чем представители любых других фэнтезийных франшиз.
4. Большое количество различных персонажей – есть возможность выбрать ролевую модель
В «Игре престолов» практически нет героев, которые бы дублировали друг друга по типажу, по функциям и по характеру. Персонажей действительно очень много и все они разные, а значит, фанатам обоих полов есть в кого влюбляться, и за кем следить.
5. Гендерный вопрос – сильная героиня
Легко заметить, что «Игра престолов» активно льет воду на мельницу культа сильной героини. Собственно, барышень слабых здесь нет вообще: авторы их не пускают дальше массовки или крошечного эпизода. А вот главные героини – это девы-воительницы, пусть и не всегда в прямом смысле слова. Они управляют королевствами, дерутся за доступ к Железному трону, воюют вместе с мужчинами или же их направляют. Интересно еще и то, что у некоторых из них одна судьба: и Дейенерис, и Арья, и Санса, и частично даже Серсея прошли путь от бессловесной жертвы, хлюпающей носом при каждом удобном случае, до сильной личности, от решения которой зависит судьба миллионов. Кстати, как вы помните, Короля Ночи убила именно девушка. Мужчины с этим просто не справились.
6. Мужчина тоже силен
Как правило, следствие культа сильной героини – это вольное или невольное ослабление героев-мужчин (авторы прибегают к приему контраста). Однако мужчина в сериале далеко не слабак. Это не хлюпик из фильма «Алита: боевой ангел», которого девушка несет на руках. Герой здесь – настоящий воин, защитник, чье лицо украшено шрамами от боевых топов и мечей, это хозяин дома и повелитель королевств. Женщина же становится сильной чаще всего в его отсутствие. И такой подход устаивает и женскую часть аудитории, и мужскую.
7. Шок и непредсказуемость сюжета
За более чем столетнюю историю существования кинематографа мы все приучены к приему «спасение в последнюю минуту» (спасибо Гриффиту и его «Нетерпимости»). Поэтому, когда над головой главного героя занесен топор палача, мы чаще всего спокойны: мы знаем, что за секунду до удара случится нечто, что персонажа спасет. Ведь главные герои почти никогда не умирают в подобном кино, особенно в самом начале дороги. Так вот: именно эту нашу уверенность авторы используют с особым смаком. Они нарушают негласную заповедь и крушат своих героев направо и налево на протяжении всех сезонов. И эта беспощадность сюжета и его непредсказуемость работает на сериал: никто из зрителей не может точно сказать, что случится в кадре через минуту. На фоне современных блокбастеров, где основные повороты сюжета можно предугадать еще до того, как в зале погасят свет, это очень ценное качество.
8. Масштабность и принцип мозаики
Не верьте, когда говорят, что «Игра престолов» – самый дорогой сериал в истории. То есть он, естественно, очень затратный, однако есть сериалы и с более дорогими сериями и сезонами. Например, за восьмой сезон продюсеры заплатили 90 миллионов долларов, тем не менее, сезоны «Короны» или «Братьев по оружию» были дороже.
Как бы то ни было, масштаб проекта все равно поражает. И дело не только в количестве потраченных долларов. «Игра престолов» – это клубок интриг, который сплетается из нескольких сюжетных линий, и за каждой такой линией – история отдельного отдельной семьи или персонажа, а также своя локация, свой стиль, свое визуальное решение. Из их сочетания и контраста, и рождается яркая образность «Игры престолов», а их частое чередование не дает заскучать ни мозгу, ни глазу.
9. Работа с соцсетями
Ни один сериал не был так глубоко интегрирован в соцсети, как «Игра престолов». Например, только на странице в Facebook у проекта 23 миллиона подписчиков. Есть свои аккаунты и у главных героев. Также пиарщики «Игры» активно работают с мемами, тизерами и роликами, которые делаются к каждой серии. Впрочем, это-то как раз успеха не гарантирует. Тем не менее, пиар-отдел сериала все восемь лет умудрялся поддерживать интерес к своему проекту, постоянно подстегивая аудиторию к его обсуждению в соцсетях – и это сработало и работает до сих пор.
Вера Алёнушкина