Не открою Америку, если скажу, что этот проект Вильнева – сиквел одноименной культовой картины Ридли Скотта, которая в 1982-м году устроила настоящую революцию в сознании киноманов. Какой же будет вторая часть, появление которой фанаты ждали 35 лет? Об этом (да и не только) Денни Вильнев рассказал на встрече с московскими журналистами, среди которых был и корреспондент «Культуромании».
- Дени, Вас все знали как автора психологических триллеров. И вдруг – научная фантастика. Как так, почему?
- Знаете, я же любил фантастику с детства, читал очень много американской и европейской фантастической литературы. В этом жанре есть что-то от сна. И при этом – много динамики, настоящая кладезь для кинематографиста. Научная фантастика дает тебе уникальный шанс: делать как интеллектуальные, так и очень жесткие фильмы. А при желании можно даже объединить жесткость и интеллект. Это просто невероятно!
- А помните свое первое впечатление от фильма «Бегущий по лезвию»?
- Еще бы! Я был подростком тогда. И жил в маленьком городке в Канаде. Интернета, сами понимаете, в то время не было, единственная связь с миром – газеты. Поэтому я даже не сразу узнал, что критики фильм разгромили. Впрочем, мне это было и не важно – я-то его полюбил.
- А почему?
- Это был первый фильм после «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, в котором я разглядел искусство. И я влюбился в этот футуристический мир до дрожи – в его эстетику, в каждый кадр. Но скажи мне кто-то тогда, что я буду работать над сиквелом – я бы не поверил. Я бы рассмеялся человеку в лицо. Да даже теперь, я иногда просыпаюсь утром и думаю: о боги, что же я натворил!
- Так вот и расскажите нам, что же Вы натворили! Сильно ли Ваш «Бегущий» отличается от «Бегущего» Ридли Скотта?
- Создать свой мир было адски сложной задачей. Понимаете, с 1982-го года прошло много времени. За эти 35 лет оказалось, что кое-какие элементы были пророческими. А значит, мы тоже не могли ударить в грязь лицом, мы тоже должны были выдумать что-то, что сбудется через 10, 15 или 25 лет. Что же касается мира как такового… Он стал у нас гораздо более жестким, общество оказалось на грани распада, а с климатом и вовсе беда какая-то. Очень мало ресурсов. Очень мало еды. Большинство стран распались, остались лишь города-колоссы.
- Какая-то катастрофа?
- Мы назвали ее blackout. По нашей хронологии, она случилась примерно в 2020-м. Суть ее в том, что некая электромагнитная вспышка, разрушила все цифровые данные и носители на планете. И люди вернулись в аналоговый мир. То есть мой персонаж ищет подсказки и улики не в интернете, а в той реальной действительности.
- Дани, давайте пофантазируем. Представьте, что фильм Ридли Скотта человек никогда не видел. Нужно ли ему смотреть ее, чтобы понять, что происходит в сиквеле?
- Мне кажется, зритель выше оценит мое кино, если посмотрит оригинал. Впечатление будет сильнее, я уверен в этом. Хотя, в принципе, этого, конечно, не требуется. Но ведь фильм-то шикарный. Да, кто-то называет его медлительным и устаревшим – но не соглашусь. Я недавно смотрел его с молодыми людьми: зал набился битком и реакция была чумовая. Так что не думаю, что фильм утратил свою актуальность.
- В фильме появился новый герой – персонаж Райана Гослинга. Что его связывает с тем, кого играл когда-то Харрисон Форд?
- Они оба занимаются одной и той же работой, они оба бегущие по лезвию. А в новой ситуации эта обязанность стала еще сложнее. Да, по планете всё еще разгуливают репликанты, которых надо найти и уничтожить. Попытка их контролировать во многом удалась, но проблемы остались. При этом героев роднит и ощущение изоляции, одиночества и так далее. Они оба не совсем понимают, кто они. И к тому же они полные неумехи в любви.
- А как Вам удалось заманить в проект Джареда Лето? Ведь все знают, что он выбирает роли довольно придирчиво…
- О, какой вопрос! На самом деле, персонаж-то писался под Дэвида Боуи. Но он, к несчастью, от нас ушел. И мы стали искать того, что принесет в кадр такой же драйв, харизму, загадку и поэтический настрой. И нашли Джареда. Он, кстати, очень давно хотел сниматься в этом фильме, он фанат «Бегущего по лезвию». Так что когда я к нему пришел, уговаривать его не пришлось.
- А как Вам работалось с ним?
- О, о нем ходит много баек. Например, что он присылает своим партнерам по съемке… крыс. У него вообще репутация дикого эксцентрика. У нас же было во что. По сценарию его персонаж ничего не видит. И Джаред решил играть так, как будто он и в самом деле слепой. Мы надели на него специальные линзы – а в них действительно ничего нельзя разглядеть. И несколько недель он не знал, как выглядят декорации, потому что помощники приводили его на площадку уже незрячим. И в этом была своя магия.
- В фильме очень много русских слов. Сюжет как-то связан с Россией?
- Знаете, что я люблю больше всего в процессе создания фильма? Что нет никаких запретов на то, что мы создаем. То есть придумать можно всё, что угодно. И мы решили взять эстетику конца 70-х и её развить. И сделать так, что в новом мире культура России будет представлена в США гораздо шире. Мол, если в Москве я вижу Макдональдс, то почему бы не показать в Лос-Анджелесе какую-то русскую еду. Кстати, в романе Филиппа К. Дика, по которому снят первый «Бегущий», есть отсылке к русской культуре. Так что придумал это не я!
- А общались ли Вы с Ридли Скоттом? Может, он Вам посоветовал что-то?
- Когда я «подписывался» на эту работу, у меня было одно единственное решение – получить благословение Ридли Скотта. Спросить, есть ли у меня право заниматься этим кино. И мы встретились.
- И?...
- И он мне сказал так: «Я расскажу тебе всё, что знаю о «Бегущем по лезвию» 1982-го года. Но «Бегущий по лезвию. 2049» – это фильм твой, так что извини. --Будут вопросы – буду рад помочь. Во всем остальном ты свободен». И, кстати, я думаю, что он прав. Если бы он стоял у меня над душой и контролировал каждый чох – я бы вряд ли бы что-то сделал. Так что если вам не понравится фильм – вы знаете, где меня искать (смеется). И это будет только моя вина – старина Ридли тут ни при чем.
Автор текста: Вера Алёнушкина
#ДениВильнев #БегущийПоЛезвию2049