Санкт-Петербургский международный культурный форум собирает на одной площадке множество профессионалов и талантливых людей мирового уровня. Среди них будет и Даниэль Поллак - почётный посол Форума, а также знаменитый пианист и педагог. Еще он известен тем, что часто выступает членом жюри музыкальных творческих конкурсов.
Начав свой творческий путь как участник Оркестра Нью-Йорка, вскоре Поллак связал его и с российской культурой. Впервые Даниэль Поллак привлек внимание публики, став лауреатом I конкурса Чайковского в самый разгар холодной войны, в 1958 году. Об этом и о многом другом Даниэль Поллак рассказал корреспонденту "Культуромании".
- Какое значение имеет для вас должность почётного посла Санкт-Петербургского Международного Культурного Форума?
- Это большая честь! Я очень ценю эту должность по многим причинам. Когда впервые попал на Санкт-Петербургский международный культурный форум, то был поражён его масштабом - от изобразительного искусства до кино и музыки. Я тогда улыбнулся и подумал: "Такое - только в России!".
Я хочу сказать, что, конечно, я бывал на подобных форумах во многих странах, но они обычно сосредоточены на какой-нибудь одной области. Например, музыка или семинары по литературе или киноиндустрии, но никак не все сферы, которые Культурный форум представляет в одном месте в одно и то же время. И я подумал, что это ведь так очевидно.Творчество не рождается в вакууме, и вот здесь присутствуют все эти «лидеры культуры», собравшиеся вместе креативные умы, каждый из которых возносит каждую сферу на новый уровень. Так что быть назначенным послом среди таких людей определённо приятно. Конечно, это влечёт за собой и ответственность выступать спикером от имени Форума в моей стране.
-- Какие проекты, заявленные на участие в Культурном форуме, на ваш взгляд самые многообещающие?
- Самые важные – проекты, «выросшие» из Форума. Проекты, которые зарождаются там и воплощаются в жизнь. Мы называем их take-aways (прим. переводчика - те, которые можно взять). То есть то, что было всего лишь инновационной идеей или проектом, а в итоге превращается в новую программу, влияющую на развитие региона или сообщества.
- Вы ведёте мастер-классы по игре на фортепиано. Какие композиции вы предпочитаете использовать в обучении и почему?
- Нет каких-то конкретных композиций "для образования". Я стараюсь открыть каждому ученику разнообразие музыкальных стилей, чтобы они обладали достаточным багажом знаний и могли построить на нём свои собственные предпочтения.
Я считаю, большинство музыкантов знают, какая музыка им ближе к сердцу. Хотя, конечно, пусть значительная часть классической музыкальной литературы восхищает меня, но именно романтическая - это по-настоящему "моё". Я также замечаю, что молодым пианистам трудно не столько в технике, сколько в процессе раскрыть свои сердца и найти свой голос - вложить в игру что-то личное. Вот на чём я стараюсь сосредоточиться в моём мастер-классе. Если мне удаётся побудить учеников полностью принять музыку и обрести смелость показывать в ней свои самые сокровенные чувства, значит я справился со своей задачей.
- На ваших мастер-классах вы неизбежно сталкиваетесь с музыкой современной молодёжи. В чем ее особенность?
- Исполнители, способные чувствовать музыку завтрашнего дня - "послы" этой музыки. Поэтому на них лежит ответственность увлечь публику, которой новая музыка может быть неинтересна. Но через энтузиазм и умное написание новой музыки новички обязательно получат внимание, которого они заслуживают, и постепенно, шаг за шагом, вкус к современной музыке дойдёт и до больших концертных залов.
- Вы довольно часто оказываетесь арбитром в крупных международных конкурсах. У вас есть какой-либо личный критерий, по которому вы судите участников?
- Определённо. Я считаю технические достижения - одним из путей к сотворению музыки, но никак не самоцелью. Слишком часто участники пытаются заворожить жюри техникой, и на мне это попросту не работает. Потрясающие спецэффекты потрясающи лишь тогда, когда в это вложена душа. Созданное с душой всегда чувствуется. Я также ищу личность в пианисте. Ты обязан "сказать" что-то своей музыкой, что тронет зрителей и жюри. По-настоящему это должен быть полный набор: душа, техничность и человек, создающий всё это.
- У вас были туры по всему миру. Где вам больше всего понравилось выступать?
- Скажу сразу, что впервые я выступал в России, когда мне было 23, во время первого Международного музыкального конкурса пианистов им. П. И. Чайковского, на котором я стал лауреатом. Я не уверен, кто влюбился первым - зрители в меня или я в зрителей. Молодой наивный американец, я был ошеломлён реакцией на моё выступление, и я отреагировал в ответ. Да, это чувство осталось со мной на многие годы, в которые я возвращался, чтобы выступить в России.Я люблю выступать для людей, которые понимают и чувствуют меня. Конечно, я встречал подобных зрителей в Соединённых Штатах и многих других странах, но в таких масштабах как в России - никогда. Классическая музыка у русских в крови.
- А какие концертные залы в России нравятся вам больше всего?
- Их не один, а целых три. В Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского есть резонанс, в котором играть одно удовольствие. Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге - просто бриллиант благодаря своей акустике и некоторой интимной атмосфере. Про красоту Большого зала Санкт-Петербургской филармонии я вообще молчу.
- Есть ли среди молодых российских музыкантов кто-то, чью работу вы сочли бы значимой?
- Зависит от того, насколько "молодых" вы имеете в виду. Михаил Плетнев кажется мне молодым исходя из его игры. Евгений Кисин всегда радует слух. Ещё один молодой пианист, которым я восхищаюсь, это Алексей Володин, чья яркость очень заразительна. Алексей Мельников тронул меня за живое на недавнем конкурсе Чайковского. И, конечно, Даниил Трифонов. Ещё я очень люблю Александра Кобрина и Ольгу Керн. Отличных пианистов много, но я хочу отдельно упомянуть Александра Штаркмана, чей глубокий проникновенный ум сочетается с очень необычной личностью (он сын моего друга, Наума Штаркмана, потрясающего лиричного пианиста с невероятным звучанием).
- В каком направлении, на ваш взгляд, движется русская культура? Какова динамика её роста на сегодняшний день?
- Русская музыка и музыканты затронули души людей по всему миру. Будь то гиганты-композиторы или гениальные исполнители, они ставили свою печать в истории на протяжении веков. Обучение артистов - это высший эшелон любого обучения. До тех пор, пока это продолжается, русские сохранят своё преимущество, которое они держат уже давно. А где я вижу рост? Вот прямо здесь. Форум предоставляет платформу для инноваций, роста и расширения кругозора; поощряет творчество и динамизм. Пока это передаётся от поколения к поколению, русские музыканты будут продолжать достигать вершин артистизма по всему миру.
Анна Маганет-Юрова