Хотя свои минивыставки привезли сюда 54 галереи из России и Европы, за Cosmoscow держится слава главной ярмарки именно российского актуального искусства. На пафосной площадке среди люксовых стендов спонсоров – Bentley, Messika, Beluga и Credit Suisse – расположились стерильные белые стены с работами на пограничные и маргинальные темы, которые «в приличном обществе не принято обсуждать». Главная заслуга организаторов ярмарки во главе с Маргаритой Пушкиной: попытаться объединить под одной крышей независимые галереи, самобытных авторов, актуальные темы, признанных арт-экспертов. И подать это в привлекательной форме, которая не оставляет равнодушным даже телеведущего Андрея Малахова, увлеченно делающего селфи на фоне стендов.
Вход на ярмарку украшает инсталляция лучшего художника 2017 года по версии Cosmoscow – Ивана Горшкова. Наверное, этот автор наиболее ярко воплощает в себе саму концепцию ярмарки: молодой региональный художник (из Воронежа), успешный (его представляет настоящий аксакал – галерея Марины Гисич), достаточно либеральный, но при этом находящийся в человеческом диалоге с государственной властью.
Видеозапись из мастерской Ивана представили как пример обучения искусству молодого поколения, а ведь ему самому едва исполнилось тридцать лет.
Иван Горшков в интервью «Культуромании» говорит: «Приз на Cosmoscow – признание для меня. Я отношусь к числу тех художников, которые занимаются своей карьерой, селфменеджемнтом. Искусство – мой источник доходов, и с ним связаны все мои надежды. Некоторые считают, что работать в офисе и заниматься искусством на досуге – это честнее, чем думать о продажах. Ведь если творчество приносит деньги, то есть опасность начать подстраиваться под рынок. С другой стороны, если искусство не является обязательным атрибутом твоей жизни, то его слишком легко бросить. Процессы в нем должны быть выстроены сами собой, но обязательно вокруг творчества: и тогда все получится в плане карьеры, и твои работы будут честными. Итак, я очень рад получить приз ярмарки, к тому же, это определенный челленж, повод попытаться прыгнуть выше головы, сделать что-то большое. Отсюда и появилась моя инсталляция для ярмарки, настоящая большая скульптурная группа».
Рядом с инсталляцией – презентация некоммерческой программы под руководством куратора Алексея Масляева под названием «Где революция?». Столетие революции – одна из главных тем нынешнего выставочного сезона, и на Cosmoscow ее тоже не обошли: «Революционная искра – это свет в человеческом существовании. Она есть в каждом из нас. Живите дикими. Поддерживайте человеческий огонь», – цитирует Алексей. Художник, изменяющий мир к лучшему – идеал актуальных авторов. Как всегда, вопрос только в том, что это за «лучшее», и в какой форме за него нужно бороться. Кстати, о борьбе: на ярмарке представлены не только молодые имена, но и плеяда московских концептуалистов: Павел Пепперштейн, Виктор Пивоваров и так далее. Иными словами, признанный «арт-выбор» для тех, чей кошелек может себе позволить музейные имена.
Вообще, тема музея была раскрыта на ярмарке сразу же: в пресс-конференции участвовала сама Зельфира Трегулова, директор Третьяковки. Главное, что не просто участвовала: в дар от ярмарки ГТГ получила работы Андрея Кузькина, лауреата премии Кандинского, чьи объекты уже вошли в собрание центра Жоржа Помпиду. Г-жа Трегулова подчеркнула, что этот дар станет важным вкладом в коллекцию искусства 2000-2010-х годов, и напомнила, что Павел Третьяков всегда собирал живопись, которую отвергало «официальное» общество. Впрочем, скромность и Андрея Кузькина, и других молодых художников очень выделялась на фоне роскошной атмосферы ярмарки: наверное, без красивой обертки продать объекты с андеграундным местом рождения очень сложно. Но даже пространных объяснений Зельфиры Трегуловой, Екатерины Кибовской (РОСИЗО-ГЦСИ) и других представителей экспертного сообщества было недостаточно для некоторых эмоциональных зрителей. Где-то в зале перешептывались: «Логичным завершением этой выставки было бы аутодафе».
Одной из тем ярмарки стала также поддержка государством современного искусства. В секции Focus представлены пять норвежских галерей. Все они представляют собой «гибридные» проекты, сочетающие в себе рыночные механизмы управления и некоммерческие принципы. И при этом сами галереи поддерживаются государством. Эта «скандинавская» модель действительно является отличным примером того, что актуальное искусство может существовать в диалоге с властью, не теряя свободы в своем развитии.
Руководитель проекта Маргарита Пушкина в интервью «Культуромании» подчеркнула: «Государство могло бы более весомо поддерживать современное искусство, это было бы полезно. Мы представили на ярмарке секцию Focus (куратор Любовь Кузовникова), и когда ее готовили, то были по-хорошему поражены, что поддержка искусства в Норвегии осуществляется на всех уровнях. Там существует Office of Contemporary Art, фонд, который был учрежден совместно с государством. Он дает гранты в том числе и галереям, которые продают искусство, и одновременно развивают его. Таким образом, государство помогает продвижению национального современного искусства на мировую сцену, и это очень важная и правильная инициатива. В России поддержка могла бы осуществляться в больших масштабах.
Но надо понимать, что заниматься искусством можно только если ты любишь и понимаешь его. В нашей стране есть особенная история, с железным занавесом, когда искусство существовало не благодаря, а вопреки, хотя и тогда было много хороших художников. И уровень понимания современного искусства все еще не очень высокий.
Но мы видим, что сейчас интерес к современному искусству растет, все больше людей приходят в галереи и задают вопросы о том, почему и как сделан тот или иной объект. Это означает, что и в будущем арт-процесс будет развиваться, ведь у современного творчества появляется все больше поклонников, понимающих актуальные процессы».
Иван Горшков продолжает тему: «Что касается взаимоотношений с государством, то здесь двоякая ситуация. Часто бывает, что самоорганизованные инициативы оказываются более важными для общества, чем бюрократизированные схемы и начинания. Но, конечно, есть и Московский музей современного искусства, и ГЦСИ, и пример Воронежа. В своем городе мы получили поддержку губернатора, он предоставил нам помещение для центра современного искусства. Администрация области понимает, что для города важно иметь центр современного искусства, помогать современным художникам. Ведь это – признак здорового общества. За последнее время поменялось общественное мнение, поменялась мода, изменились тренды. Как человек, наблюдающий за современными процессами, ты понимаешь: перевернуть все за год или за два невозможно. Создание новой культурной среды – это медленный процесс, занимающий десятилетия».
Автор статьи: Екатерина Ким
Фото: Cosmoscow (c)