Большой театр России объявил программу следующего, 244-го сезона. О предстоящих премьерах, концертах, специальных проектах на пресс-конференции рассказали генеральный директор театра Владимир Урин, главный дирижер Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев.
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения всемирно известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Большой театр отмечает эту дату премьерой оперы «Сказка о царе Салтане» в постановке режиссера Алексея Франдетти, она состоится на Исторической сцене 26 сентября. Дирижер-постановщик - Туган Сохиев.
На февраль 2020 года намечена премьера еще одной оперы Римского-Корсакова, «Садко», ее поставит Дмитрий Черняков.
В новом сезоне Большой театр продолжит традицию концертного исполнения опер. В женский праздник 8 марта прозвучит «Мазепа» Петра Ильича Чайковского, история о любви, хотя и трагичной, а 24 мая – «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти.
Традицию исполнения барочной музыки (опера «Альцина» на музыку Генделя, которую Большой театр выпустил в прошлом сезоне, получила «Золотую Маску») поддержит «Дидона и Эней» Генри Перселла. Этот спектакль – копродукция Большого театра и Международного оперного фестиваля Экс-ан-Прованса, дирижер-постановщик Кристофер Мулдс, режиссер Венсан Уге. Премьера состоится 5 декабря на Новой сцене.
Путешествие по операм Моцарта (в Большом театре идет «Женитьба Фигаро» и «Так поступают все женщины») продолжит «Дон-Жуан» в постановке петербургского режиссера Семена Спивака, руководителя Молодежного театра на Фонтанке.
«Я знаю, что у многих появится вопрос, зачем мы приглашаем в оперу драматических режиссеров, - сказал на пресс-конференции музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев. - Я скажу, что у нас в России большое количество оперных режиссеров, которые ставят замечательные спектакли. Европейские режиссеры, которые ставят в оперных театрах, у нас тоже работают, мы делаем все, чтобы они появлялись. Но для нас очень важно развивать свою молодежь, и если получается, что у молодого драматического режиссера есть слух и он любит музыку, Большой театр может помочь ему развивать свой талант».
Год назад у Большого театра появилась третья сцена – в его состав вошел Московский Камерный театр имени Бориса Покровского. По словам Тугана Сохиева, молодые режиссеры из драматических театров смогут дебютировать там в оперной постановке.
В новом сезоне на Камерной сцене выйдут три новых спектакля. «Гостиный двор» Василия Пашкевича, одна из первых русских барочных опер, созданная придворным композитором Екатерины Великой; детская опера Бенджамена Бриттена «Маленький трубочист» и «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. В роли оперных режиссеров впервые выступят Глеб Черепанов, Олег Долин и Владислав Наставшев.
Оркестр Большого театра будет выступать и на других площадках, включая новый концертный зал «Зарядье», где музыканты исполнят ораторию Прокофьева «Иван Грозный» в сопровождении кадров из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна.
Для балетной труппы, по словам руководителя балета Большого театра Махара Вазиева, следующий сезон будет колоссально сложным: впереди пять премьер.
«Конечно, русская система проката музыкального, оперно-балетного театра самая лучшая, но она имеет свои ограничения, - объяснил Махар Вазиев. - У нас две сцены, мы играем более двухсот спектаклей в год, и создавать новые спектакли в рамках этой системы очень непросто. Но, невзирая на это, мы выпускаем пять новых работ».
Сразу после открытия сезона Алексей Ратманский приступит к работе над балетом «Жизель». Сейчас этот классический балет идет в редакции Юрия Григоровича, какой станет его новая версия, можно только предполагать, но в театре надеются, что она вызовет интерес, в том числе и своей сценографией – при создании декораций используются эскизы Александра Бенуа.
Следующая премьера – три одноактных балета, которые объединят в один вечер. Это «Танцемания» на музыку Юрия Красавина в хореографии Вячеслава Самодурова, «Времена года» на музыку Глазунова в постановке Артемия Белякова и «Сделано в Большом» - музыка Анатолия Королева, хореограф Антон Пимонов.
Завершает программу балет в двух действиях «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке и Шостаковича. Ставить его будет словенский хореограф Эдвард Клюг, которого московская публика знает по балету «Петрушка» в Большом театре.
Любителей балета в новом сезоне ждет и встреча со спектаклями Международного фестиваля современного танца Dance Inversion, в этом году он празднует свое двадцатилетие. Откроется фестиваль на сцене Большого театра 10 и 11 сентября спектаклем китайской труппы, которая покажет «Весну Священную» в интерпретации легендарной танцовщицы Ян Липин.
Татьяна Филиппова