Во-первых, стало известно, что крупные федеральные каналы отказались ставить в эфир рекламные ролики «Матильды». Более того, «Первый канал» и «Пятница» даже пошли на расторжение уже заключенных контрактов, вернув прокатчику деньги (случай беспрецедентный!). Также планировалось сотрудничество с «НТВ» и «ВГТРК», которому теперь, видимо, не бывать.
Самое интересное, комментировать ситуацию пресс-службы каналов не спешат. На ВГТРК и вовсе сообщили, что не понимают, о чем идет речь. А вот реакция Алексея Учителя известна. Он считает, что теперь потери в сборах могут быть очень значительными. «Ведь телевизионная реклама рассчитана, прежде всего, на тех, кто не является завсегдатаями кинотеатров. И если раньше у нас был шанс их заинтересовать, то сейчас у нас этой возможности нет. Зато есть вероятность, что и прокатчики будут быстрее картину с сеансов снимать».
Правда, большинство экспертов пессимизма Алексея Учителя не разделяют. Так, например, Артур Чачелов, аналитик бизнес-издания «Бюллетень кинопрокатчика», сообщил «Культуромании», что «за сборы «Матильды» волноваться не нужно.
Уровень ожидания сейчас настолько высок, фильм настолько у всех на слуху, что в данном случае телевизионная реклама могла бы оказаться лишь тратой денег. Большего ажиотажа, чем есть сейчас, уже всё равно не создать. Так что вряд ли это как-то повлияет на сборы. А что касается позиции ВГТРК, то она вполне объяснима: в октябре, в том числе и одновременно с фильмом Учителя, будут работать два других крупных релиза, которые поддерживает канал «Россия-1»».
Вторая же новость выражает совершенно противоположную тенденцию, тенденцию не «запрещающую», а «разрешающую». 13-го октября объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» объявила о своем решении вернуть картину в прокат. На всякий случай, напомню, о чем идет речь.
В начале сентября конфликт вокруг «Матильды» перешел в новую фазу. Ситуация, которую год назад многие считали смехотворной и не принимали всерьез, внезапно оказалась за рамками правового поля – и стала очень серьезной. Настолько серьезной, что 12 сентября самая крупная киносеть страны объявила о своем отказе брать фильм Алексея Учителя в прокат.
В принципе, чего-то подобного и следовало ожидать. Решение было принято руководителями «Формулы кино» и «Синема Парка» (объединенная сеть кинотеатров, принадлежащая Александру Мамуту) вовсе не на пустом месте: оно стало следствием того нескончаемого потока обвинений, который обрушился на «Матильду».
Но если раньше агрессивные действия «поборников нравственности» и «защитников пресветлого царского имени» можно было с горем пополам классифицировать как мелкое хулиганство, то сейчас эта «спасительная агрессия» перешла в стадию серьезных правонарушений.
Дело в том, что уже января 2017-го директора кинотеатров стали получать письма от некой организации, именовавшей себя «Христианское государство – Святая Русь». Текст посланий был следующим: «Любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будут рассмотрены как желание унизить святых Православной церкви… Кинотеатры будут гореть». Все, конечно же, возмутились. Сказали много красивых слов о недопустимости экстремизма и о праве художника на самовыражение. Тем не менее, никаких уголовных дел возбуждено не было, хотя с жалобами в прокуратуру обращались как Алексей Учитель, так и сама Наталья Поклонская. В результате январские «цветочки» сменились сентябрьскими «ягодками».
В ночь на 31-ое августа, в день рождения Алексея Учителя, в окно здания, где находится его студия «Рок», бросили три бутылки с зажигательной смесью. По счастью, пожара удалось избежать. Через несколько дней, 4-го сентября, в центре Екатеринбурга загорелся кинотеатр «Космос», в который въехал УАЗ, напичканный газовыми баллонами и бочками с бензином. А в понедельник, 11-го сентября, в центре Москвы загорелись два автомобиля, припаркованные недалеко от офиса Константина Добрынина – адвоката Алексея Учителя. Радом были разбросаны записки со словами «За Матильду гореть». Машины, кстати, принадлежали самым обычным людям – к фильму Алексея Учителя никакого отношения не имеющим.
В тот же день, 11 сентября, должен был состояться предпремьерный показ фильма в московском «Иллюзионе». Несмотря на ажиотаж, сеанс отменили, хотя билеты разлетелись за пару часов (кстати, на «черном рынке» их стоимость перевалила за 2000 рублей). Официальная версия отмены – «техническая причина», мол, копию не успевают привезти из Владивостока, где тоже проводился показ. Который, к слову сказать, прошел без сучка и задоринки и при полном аншлаге.
На фоне всего происходящего реакция крупной киносети, объединяющей «Формулу кино» и «Синема Парк», показалась вполне предсказуемой. Её генеральный директор, Роман Линин, сослался на многочисленные письма с угрозами и на невозможность гарантировать безопасность посетителям кинотеатра. «Если говорить про Владивосток, то на том единственном показе было 30 человек усиленной охраны. В масштабах страны это повторить невозможно», - объяснил он свое решение журналистам.
Казалось бы, все оправданно, но… Но что мог означать такой поворот для прокатной судьбы «Матильды»?
Да, конечно, киносеть Александра Мамута – не первая, которая вышла из этой прокатной «гонки». Были и другие «отказники». Например, единственный прокатчик в Ингушетии с фильмом работать не стал. Отказалась от него и сеть кинотеатров «Центрфильм», назвав работу Учителя «кинопасквилем», «оскверняющим память о святом-страстотерпце». А совсем недавно стало известно, что один из самых крупных кинотеатров в Красноярске («Луч») тоже решил не связываться с «Матильдой», потому что она «служит причиной раскола в обществе».
Однако всё это «кинорыбешка» мелкая. У «Центрфильма», например, всего четыре кинотеатра в Москве и Московской области. А в сети Александра Мамута их 75. Это 28 городов России и 624 зала (то есть каждый 7-ой зал в стране). Поэтому выход из «игры» столько крупного игрока вряд ли обошелся бы без последствий. В том числе и финансовых. Так, Алексей Учитель предположил, что в этом случае фильм может не досчитаться как минимум двухсот-трехсот миллионов рублей, не меньше. Приблизительно те же цифры называли и некоторые эксперты, хотя единого мнения среди них не было. Тем не менее, большинство из них серьезно опасались, что может начаться «флэшмоб отказников», и тогда на широком прокате можно будет поставить крест.
Однако после официального заявления Владимира Мединского, в котором он потребовал «жёстко пресечь давление на кинобизнес со стороны распоясавшихся "активистов"», и после его письма главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой «обеспечить безопасность и пресечь возможные противозаконные действия на показе фильма «Матильда», ситуация немного изменилась. В тот же день было заведено уголовное дело по ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», а лидер организации «Христианского государства» Александр Калинин задержан.
В результате массовых отказов кинотеатров от «Матильды» не произошло. Хотя, конечно, в прокат её взяли не все. Так, в Нижнем Новгороде картину будут показывать только в трех кинотеатрах (все они принадлежат одной сети – «Империи грез»). Тем не менее, тотальное «игнорирование» фильму уже не грозит. А 13-го числа пресс-служба объединенной сети Александра Мамута объявила о том, что «Матильда» будет показана и в их залах тоже.
«Мы рады, что ситуация стабилизировалась, - сказал гендиректор сети Роман Линин. – Ведь мы стремимся предоставлять нашему зрителю самый широкий выбор репертуара. Активная работа правоохранительных органов и предпринятые ими меры позволяют нам изменить принятое раньше решение».
Было ли подобное «возвращение» неожиданным? А вот и нет. Многие эксперты с самого начала считали, что «Формула кино» и «Синема Парк» вполне могут передумать. В частности, именно это месяц назад говорил «Культуромании» Сергей Лавров, главный редактор «KINODATA.PRO» (http://kinodata.pro/), много лет занимающийся анализом проката. Кстати, он тоже считает, что за прокатную судьбу «Матильды» можно не волноваться.
«Этот релиз будет работать долго, - сказал он. – Вплоть до Нового года. Другое дело, что «Матильда» всё равно не сможет окупиться в прокате: для этого ей необходимо собрать 1 миллиард 700 миллионов рублей – за всю историю проката столько собирал только «Сталинград». Тем не менее, от 600 до 900 миллионов рублей у фильма точно будет. И в принципе, если еще какая-то сеть не вздумает отказаться от проката, то лента сможет обогнать даже "Притяжение" (собравшее 1.1 миллиарда) – самый кассовый российский релиз этого года».
Автор статьи: Вера Аленушкина