Без страданий: премьера Евгения Гришковца в театре им. Пушкина
26 Февраля 2021, 10:50
Поделиться
Театр показал премьеру спектакля «Между делом». Автором и режиссером выступил калининградский писатель Евгений Гришковец. Сюжет пьесы довольно грустный. Но зритель этого даже не почувствует
Евгений Гришковец мастер того, что в театре называется one man show – на сцене автор, он же исполнитель, он же главный герой. Все помнят бессмертную «Как я съел собаку», которая в конце 90-х буквально порвала московские театральные подмостки. История армейской службы на острове Русский, где вся жизнь происходит буквально на глазах потенциального противника на том берегу океана, – это и в самом деле было феерически смешно. Теперь Гришковец выступает в другом, куда более ортодоксальном театральном жанре. Спектакль «Между делом», только что представленный в театре им. Пушкина, это просто спектакль, в котором играют просто актеры, а сам Гришковец на сцене даже не показывается. Впрочем, театральным человеком-оркестром он по-прежнему остался. Теперь он автор, режиссер и снова главный герой – в писателе Леониде Весневиче (Александр Арсентьев) без труда угадывается сам Гришковец.
«Это история попытки совершить благородный поступок в современном мире, вести себя достойно, – так рассказывает о своей пьесе сам автор, – В пьесе нет плохих людей, нет отрицательных персонажей, у всех своя правда – и свои слабости. Мы знаем много случаев, когда хорошему человеку бывает очень трудно выстроить отношения с другим хорошим человеком». Задача, как понятно, не хитрая. В любом случае, идя на спектакль после такого анонса, зритель точно не рассчитывает огрести порцию тех самых патентованных «русских страданий», от которых только что предложил избавиться Алексей Навальный в своем уже знаменитом последнем судебном слове.
И в самом деле, никаких страданий в спектакле нет. Просто один хороший человек, по совместительству известный писатель, которого читают даже тюремные надзирательницы, хочет помочь безвестной, но тоже хорошей девочке-художнице Зинаиде Серебровой (Таисия Вилкова) из города Барабинска. Как поясняет писатель Весневич, это где-то между Омском и Новосибирском. Велика Россия!
Желание помочь бедной, но талантливой девочке наталкивается на несколько непреодолимых препятствий. Во-первых, девочка рисует граффити, то есть стены славного города Барабинска в Москву не привезешь. Во-вторых, девочка, хоть и хорошая, но сидит в тюрьме. Статья ее печальна и тяжела: производство и распространение наркотиков. По ходу дела выясняется, что вроде бы девочка сама-то ни-ни, не употребляет, не производит и не продает. Во всем виноват ее анонимный сожитель, некий музыкант из того же Барабинска, с которым девочка в свои 22 года «активно жила». Как положено барабинскому эстету, музыкант не только употреблял и распространял, но и на следствии все свалил на ни в чем не виноватую подружку. Тут потенциальный зритель может справедливо напрячься – как, опять русские страдания?! Но нет. Расслабься, зритель! Автор, как и наш главный оппозиционер, не любит страдать сам и не дает этого делать другим. То есть, возможно, хорошая девочка из Барабинска и страдает, но на сцену такие неприличные вещи не выносятся.
Девочка Зина с фамилией, которая так напоминает главному герою другую Зинаиду – художницу Серебрякову, о которой барабинская почти тезка, естественно, не слышала – тоже на сцену почти не выносится. Она появляется только в последней сцене минут на пятнадцать. Ну и хватит. Все остальное время зритель наблюдает главного героя – а именно великого писателя земли русской Леонида Весневича или самого автора.
Товарищ Весневич не то чтобы радует зал какими-то пронзительными откровениями глубоко мыслящего человека, не то чтобы сыплет афоризмами, как мастер слова, не то чтобы идет на жертвы – мы уже договорились, что обойдемся без страданий. Главное, что делает довольно бесхребетный Весневич, ходит по своим знакомым и просит их помочь бедной девочке. Знакомых у писателя много. Мы видим не всех, но самых полезных – Глафиру, директора центра современного искусства (Ирина Бякова), полковника Лешу Лугина (Алексей Рахманов) и ответственного работника прокуратуры Славу Коня (Владимир Майзингер). Надо отдать должное труппе театра им. Пушкина. Актерский состав работает блестяще. Полковник Лугин и Слава Конь получились выдающимися. Очень хороша и Наталья Корогодова в роли служащей следственного изолятора Ларисы и Таисия Вилкова в роли Зины. Впрочем, все они не более чем эпизодические персонажи. Текст пьесы совершенно не позволяет им развернуться в полную актерскую мощь.
Главный человек на сцене, конечно, сам товарищ Весневич. По ходу дела мы узнаем, что человек он действительно хороший, не злой, даже можно сказать добрый, немножко разбирается в искусстве, почти не пьет, а если и пьет, то умеренно. Из его прочих достоинств можно назвать послушность. Весневич смиренно слушается жену, что сильно осложняет его задачу: помогая бедной девочке из Барабинска, он еще и пытается откосить сына от армии. Такова уж доля у хороших людей!
Да, совсем забыла! Еще мы узнаем, что Весневич великий писатель. Конечно, я уже сообщала об этом, но автор считает, что эту кашу маслом не испортить. О величии Весневича в пьесе говорят буквально все, начиная с первой сцены. Молоденькая и старательная журналистка, которую старшие коллеги не взяли на пресс-конференцию, вынуждена брать у Весневича интервью. Это ставит ее в неловкое положение, потому что книг его она не читала, но была строго проинструктирована, что писатель он великий. С этого она и начинает. Все прочие герои при каждом своем появлении повторяют ту же важную для автора мысль. Но не будем обвинять Евгения Гришковца в некоторых повторах. Не будем обвинять его и в том, что половина сценического времени отведена монотонным речам героя, объясняющего всем подряд, что надо быть добрыми и помогать слабым. Не будем обвинять автора и в том, что пьеса почти совершенно лишена драматургического действия и состоит из однообразных, скучнейших, страшно затянутых статических диалогов. Странным кажется только один факт.
В 1979 году прекрасный драматург Михаил Рощин написал пьесу «Спешите делать добро». Она так понравилась советской публике, что спустя три года была экранизирована. Рощин рассказывал историю скромного советского интеллигента, подобравшего на глухой железнодорожной станции девочку-подростка, которая пыталась броситься под поезд. Герой Рощина привез девочку домой, в Москву, поселил у себя дома и стал воспитывать как родную дочь, чем вызвал недоумение со стороны жены и детей. Пьеса Рощина отличалась глубиной и настоящей болью за судьбу бездушного, хотя и вроде бы совсем не злого человечества. В этой прекрасной театральной работе был только один важный на современный взгляд недостаток – ее главные герои искренне страдают, а финал трагичен. Похоже, что Евгений Гришковец исправил недоработку своего предшественника. Теперь на сцене мы видим тот же сюжет, но прошедший строжайшую эмоциональную стерилизацию. Больше никаких страданий в историях о бедных талантливых девочках из провинции зрителю можно не опасаться. Ведь они пришли в театр не для того, чтобы наблюдать за жителями дикого Барабинска, а для того, чтобы порадоваться величию великих русских писателей. Именно это они и делают все два с половиной часа. Ольга Андреева
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Без страданий: премьера Евгения Гришковца в театре им. Пушкина
<h2>Евгений Гришковец мастер того, что в театре называется one man show – на сцене автор, он же исполнитель, он же главный герой. Все помнят бессмертную «Как я съел собаку», которая в конце 90-х буквально порвала московские театральные подмостки. История армейской службы на острове Русский, где вся жизнь происходит буквально на глазах потенциального противника на том берегу океана, – это и в самом деле было феерически смешно. Теперь Гришковец выступает в другом, куда более ортодоксальном театральном жанре. Спектакль «Между делом», только что представленный в театре им. Пушкина, это просто спектакль, в котором играют просто актеры, а сам Гришковец на сцене даже не показывается. Впрочем, театральным человеком-оркестром он по-прежнему остался. Теперь он автор, режиссер и снова главный герой – в писателе Леониде Весневиче (Александр Арсентьев) без труда угадывается сам Гришковец.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">«Это история попытки совершить благородный поступок в современном мире, вести себя достойно,</span><span style="font-size: 14pt;"> – </span><span style="font-size: 14pt;">так рассказывает о своей пьесе сам автор, </span><span style="font-size: 14pt;">– </span><span style="font-size: 14pt;">В пьесе нет плохих людей, нет отрицательных персонажей, у всех своя правда – и свои слабости. Мы знаем много случаев, когда хорошему человеку бывает очень трудно выстроить отношения с другим хорошим человеком». Задача, как понятно, не хитрая. В любом случае, идя на спектакль после такого анонса, зритель точно не рассчитывает огрести порцию тех самых патентованных «русских страданий», от которых только что предложил избавиться Алексей Навальный в своем уже знаменитом последнем судебном слове. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
И в самом деле, никаких страданий в спектакле нет. Просто один хороший человек, по совместительству известный писатель, которого читают даже тюремные надзирательницы, хочет помочь безвестной, но тоже хорошей девочке-художнице Зинаиде Серебровой (Таисия Вилкова) из города Барабинска. Как поясняет писатель Весневич, это где-то между Омском и Новосибирском. Велика Россия! </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Желание помочь бедной, но талантливой девочке наталкивается на несколько непреодолимых препятствий. Во-первых, девочка рисует граффити, то есть стены славного города Барабинска в Москву не привезешь. Во-вторых, девочка, хоть и хорошая, но сидит в тюрьме. Статья ее печальна и тяжела: производство и распространение наркотиков. По ходу дела выясняется, что вроде бы девочка сама-то ни-ни, не употребляет, не производит и не продает. Во всем виноват ее анонимный сожитель, некий музыкант из того же Барабинска, с которым девочка в свои 22 года «активно жила». Как положено барабинскому эстету, музыкант не только употреблял и распространял, но и на следствии все свалил на ни в чем не виноватую подружку. Тут потенциальный зритель может справедливо напрячься – как, опять русские страдания?! Но нет. Расслабься, зритель! Автор, как и наш главный оппозиционер, не любит страдать сам и не дает этого делать другим. То есть, возможно, хорошая девочка из Барабинска и страдает, но на сцену такие неприличные вещи не выносятся. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Девочка Зина с фамилией, которая так напоминает главному герою другую Зинаиду – художницу Серебрякову, о которой барабинская почти тезка, естественно, не слышала – тоже на сцену почти не выносится. Она появляется только в последней сцене минут на пятнадцать. Ну и хватит. Все остальное время зритель наблюдает главного героя – а именно великого писателя земли русской Леонида Весневича или самого автора. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Товарищ Весневич не то чтобы радует зал какими-то пронзительными откровениями глубоко мыслящего человека, не то чтобы сыплет афоризмами, как мастер слова, не то чтобы идет на жертвы – мы уже договорились, что обойдемся без страданий. Главное, что делает довольно бесхребетный Весневич, ходит по своим знакомым и просит их помочь бедной девочке. Знакомых у писателя много. Мы видим не всех, но самых полезных – Глафиру, директора центра современного искусства (Ирина Бякова), полковника Лешу Лугина (Алексей Рахманов) и ответственного работника прокуратуры Славу Коня (Владимир Майзингер). Надо отдать должное труппе театра им. Пушкина. Актерский состав работает блестяще. Полковник Лугин и Слава Конь получились выдающимися. Очень хороша и Наталья Корогодова в роли служащей следственного изолятора Ларисы и Таисия Вилкова в роли Зины. Впрочем, все они не более чем эпизодические персонажи. Текст пьесы совершенно не позволяет им развернуться в полную актерскую мощь.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Главный человек на сцене, конечно, сам товарищ Весневич. По ходу дела мы узнаем, что человек он действительно хороший, не злой, даже можно сказать добрый, немножко разбирается в искусстве, почти не пьет, а если и пьет, то умеренно. Из его прочих достоинств можно назвать послушность. Весневич смиренно слушается жену, что сильно осложняет его задачу: помогая бедной девочке из Барабинска, он еще и пытается откосить сына от армии. Такова уж доля у хороших людей! </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Да, совсем забыла! Еще мы узнаем, что Весневич великий писатель. Конечно, я уже сообщала об этом, но автор считает, что эту кашу маслом не испортить. О величии Весневича в пьесе говорят буквально все, начиная с первой сцены. Молоденькая и старательная журналистка, которую старшие коллеги не взяли на пресс-конференцию, вынуждена брать у Весневича интервью. Это ставит ее в неловкое положение, потому что книг его она не читала, но была строго проинструктирована, что писатель он великий. С этого она и начинает. Все прочие герои при каждом своем появлении повторяют ту же важную для автора мысль. Но не будем обвинять Евгения Гришковца в некоторых повторах. Не будем обвинять его и в том, что половина сценического времени отведена монотонным речам героя, объясняющего всем подряд, что надо быть добрыми и помогать слабым. Не будем обвинять автора и в том, что пьеса почти совершенно лишена драматургического действия и состоит из однообразных, скучнейших, страшно затянутых статических диалогов. Странным кажется только один факт. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В 1979 году прекрасный драматург Михаил Рощин написал пьесу «Спешите делать добро». Она так понравилась советской публике, что спустя три года была экранизирована. Рощин рассказывал историю скромного советского интеллигента, подобравшего на глухой железнодорожной станции девочку-подростка, которая пыталась броситься под поезд. Герой Рощина привез девочку домой, в Москву, поселил у себя дома и стал воспитывать как родную дочь, чем вызвал недоумение со стороны жены и детей. Пьеса Рощина отличалась глубиной и настоящей болью за судьбу бездушного, хотя и вроде бы совсем не злого человечества. В этой прекрасной театральной работе был только один важный на современный взгляд недостаток – ее главные герои искренне страдают, а финал трагичен. Похоже, что Евгений Гришковец исправил недоработку своего предшественника. Теперь на сцене мы видим тот же сюжет, но прошедший строжайшую эмоциональную стерилизацию. Больше никаких страданий в историях о бедных талантливых девочках из провинции зрителю можно не опасаться. Ведь они пришли в театр не для того, чтобы наблюдать за жителями дикого Барабинска, а для того, чтобы порадоваться величию великих русских писателей. Именно это они и делают все два с половиной часа.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Ольга Андреева</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Без страданий: премьера Евгения Гришковца в театре им. Пушкина
Без страданий: премьера Евгения Гришковца в театре им. Пушкина
Без страданий: премьера Евгения Гришковца в театре им. Пушкина