Ассис Карреиро – ключевая фигура в мировой дэнс-индустрии. В рамках созданного ею проекта Rural Retreats проходят профессиональную подготовку менеджеры самых известных танцевальных коллективов мира
- Смогут ли роботы заменить людей в области творчества?
- Я считаю, что роботы никогда не смогут повторить творческую натуру человека. Думаю, им недоступно искусство, и они сами бы не существовали без той творческой искры, которую вложили в них люди. Неважно, какими бы сложными они ни стали, всегда потребуется человек, чтобы сделать что-то абсолютно новое.
- Современное искусство постоянно развивается, появляются формы, связанные с искусственным интеллектом...
- Да, в визуальной сфере искусства сейчас происходят такие изменения. Но за творческим процессом всегда стоит человек, несмотря ни на что. Даже в digital-искусстве есть художник, который делает свою мастерскую работу.
- Роботы уже запрограммированы писать сценарии, стихи...
- Они лишь берут за основу образцы, которые уже созданы, и повторяют их. Но когда речь заходит о совместной работе и общении, проявлении личности -- то роботы этого не умеют. Конечно, мы можем ограничить людей в творчестве, но этого делать не стоит. Посещая, к примеру, театр, люди хотят увидеть на сцене именно человеческие достижения. Нам нравится воспринимать, чувствовать. И я надеюсь, что мы не потеряем это в людях, особенно пока я жива.
- Не каждый творческий продукт создается с искрой вдохновения. Многое приходится делать через опыт, навык и упорный труд…
- У роботов нет ни упорного труда, ни опыта. Их программируют. Они не проживают жизнь. Не чувствуют музыку и танец, не испытывают их на себе. Они конечно пишут мелодию и выходят на сцену. Но всё это крайне безэмоционально. А люди очень чувствительны и эмоциональны, и именно на этом строят свою жизнь. И это самое главное различие. Поэтому роботу нужен человек -- для того, чтобы программировать в нём эмоции.
- Вы могли бы себя назвать эмоциональной?
- Да, я очень эмоциональна. По крайней мере, когда я хожу на работу в театр и замечаю там неэмоциональную, холодную игру, то всегда обращаю на это внимание. А ведь зрители хотят от спектакля “эмоционального путешествия” -- того самого опыта, о котором я говорила.
В театре люди хотят чувствовать себя сопричастными другим людям. Особенно когда борются с депрессией и одиночеством. Это плохо и неправильно, и они стремятся это изменить. Социализация вообще крайне важна для людей, а творчество помогает им в этом. Они нуждаются в искусстве.
Роботы, конечно, нужны. Если вы состарились и ослепли, и робот может позаботиться о вас -- это прекрасно. Но живого человека они всё равно не заменят.
- Сейчас вы задействованы во многих проектах, их огромное количество. Как хватает вдохновения на всё и времени тоже?
- Вот здесь мне приходится прибегать к технологиям. Они помогают экономить время. Например, говорить с людьми из России, находясь при этом в Лондоне. Так мне удаётся быть на связи сразу с большим количеством людей.
Все мои клиенты, мои ученики, в итоге выступают на сцене. И показывают мне свои достижения через видеосвязь. На мой взгляд, это идеальный баланс между технологией и искусством, который нам удалось найти.
- Как вы обрели столь богатый на эмоции и вдохновение жизненный опыт?
- Я почти 38 лет работаю в танце. Это и накопленные знания, и рабочий опыт, и выступления на сцене. В итоге я стала преподавателем, потому что мне нравится поддерживать новое поколение. Нравится помогать развивать их карьеру. Это очень вдохновляет -- несколько поколений хореографов, которых ты обучаешь. Помогаешь строить карьеру, показывать себя миру, соединять их друг с другом. Это мне очень нравится! Вряд ли роботы когда-то смогут делать мою работу. По крайней мере, я надеюсь на это.
- Вы видели и обучили несколько поколений. Что отличает современных танцоров от предшественников?
- Они гораздо лучше знают мир вокруг. Технологии дают им безграничный доступ к информации, к видео. Я думаю, что это замечательно, поскольку балет стал намного более открытым современным реалиям, чем 20 лет назад. Мир балета расшатывает застоявшиеся традиции.
Также на сцене сегодня огромное культурное разнообразие. Появилось больше танцоров разных рас. Наконец-то балет тоже начал развиваться, двигаться вперёд, сошёл с мёртвой точки. И это важно, потому что сцена должна отражать зрителей, которые находятся в зале. И хореографам нужно показывать балет не как умирающий вид искусства, а как нечто из XXI века. И арт-директора, и хореографы начали идти на определённые риски, чтобы добиться этого.
- Получается, вы -- сторонница современного балета?
- Всё зависит от конкретного хореографа. Например, Акрам Хан, Сиди Ларби Шеркауи, Кристал Пайт. Они вносят в современный балет особую эстетику. После того, как на сцене были только “Лебединое озеро”, “Спящая красавица” и “Золушка” -- это действительно ощущается как глоток свежего воздуха.
- А из русского современного балета вам есть кого отметить?
- Санкт-Петербургский культурный форум предложил действительно сильную культурную программу! Особенно в сфере балета. Но я всё же предпочитаю работы Кристал Пайт. Они очень захватывающие!
- А сами ещё танцуете?
- Нет, я только смотрю, как другие танцуют. Сама больше не практикую. Я обучаю хореографов и арт-директоров. Соединяю друг с другом людей, которые любят танцевать и которые заинтересованы в том, чтобы в будущем руководить. И набираю учеников из этих категорий. В основном рассказываю им больше о карьере, чем о технике исполнения. Как правило, мы даже не обсуждаем танец с физической точки зрения. Но я смотрю их видео с танцем и советую, что можно сделать, чтобы помочь стать популярнее.
- Что вы думаете о русской культуре?
- Россия в принципе восхитительная страна. Мы все постоянно на неё оглядываемся в культурном плане. Мне очень понравился Санкт-Петербург, потому что это город рождения классического балета как такового. Это город с огромной историей. А в плане культуры в целом Россия одновременно и древняя, и очень молодая.
- Из-за различий между классической культурой и современной?
- Именно. Мне кажется, что в области современного танца России ещё придётся пройти немалый путь. У вашей страны огромная история в классическом балете, но в современном танце она ещё только развивается. Пока что она на стадии показа себя западным хореографам. Но, если честно, я плохо знаю российское современное искусство.
- Получается, знаете Россию только по классике?
- Да, я много знаю о классическом искусстве -- танце и музыке. Но всегда готова узнать что-то новое.
- Какой совет вы могли бы дать начинающим танцорам?
- Никогда не сдаваться! Это сложная карьера, требующая большой дисциплины. Но важно также не забывать и о мире вокруг. О музыке, живописи и других видах искусства -- это всегда отражается на танце.
Анна Маганет-Юрова