Руководитель российского архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан – заметная фигура в современном зодчестве. В его резюме - успешные проекты как в России, так и за рубежом. «Культуромания» поговорила с Сергеем Энверовичем о сегодняшних архитектурных тенденциях времени, о том, как новые способы коммуникации меняют облик мира, а также о слагаемых нашей счастливой жизни в большом мегаполисе.
- Существует ли сегодня общемировое течение в архитектуре? Какие факторы влияют на архитектурную моду?
- Долгое время в архитектуре довлела мода на яркие, экзальтированные формы. Созданные в рамках этой моды постройки также нередко называют зданиями-скульптурами, поскольку они действительно очень заметно заявляют о себе в пространстве города или в ландшафте. Однако в XXI столетии, особенно после кризиса 2008 года, архитектура все больше стремится ориентироваться на окружающую среду. Она в большей степени оперирует пространствами, деталями и тонко найденным сочетанием материалов. И в меньшей степени является архитектурой вызывающих форм.
Почему это происходит? Количество и диапазон экстравагантных форм, а также архитектурных языков, умеющих создавать эти формы, конечны. И всем известны архитекторы, сыгравшие главные роли в создании этих форм. Поэтому более молодые архитекторы ищут свои ниши, ориентируются на более чуткое внедрение в среду, а не противопоставление себя ей, исповедуя принципы экологического сознания.
На мой взгляд, сегодня основные вызовы лежат в области изменения функций – как отдельных зданий, так и города в целом.
- Это как-то связано с развитием культуры самого человека?
- Образ жизни людей, способы их взаимодействия друг с другом, форматы их трудовой занятости, действительно, меняются. Например, в 1990-е годы офисы, как правило, состояли из неглубоких помещений, разделенных перегородками и имеющих по возможности большое остекление. Основным показателем комфортабельности рабочих мест было соотношение светового фронта к общей площади. Сейчас же мы проектируем, в первую очередь, многофункциональные пространства, в которых собственно работа может быть дополнена другими самыми разными занятиями. Ведь рабочим местом каждого стал гаджет, поэтому возможность совмещения работы с занятиями спортом и креативное общение друг с другом вышли на первый план. Это, в свою очередь, в корне изменило и саму структуру офисного пространства: сейчас наибольшим спросом пользуются офисы, не разделенные на отдельные кабинеты и имеющие минимум внутренних несущих конструкций.
В жилой архитектуре также очевидны значительные трансформации. С одной стороны, люди и сегодня охотно покупают квартиры в старых домах, но, с другой, все большим спросом пользуются и коливинги. В них небольшие личные ячейки для проживания дополнены общими комнатами для проведения досуга и приема пищи. По большому счету, это современный аналог общежитий или коммунальных квартир, которые мы, как правило, вспоминаем с негативным оттенком.
- Почему такие формы жилья возвращаются вновь?
- Потому что приток городского населения велик. И общежития (а «коливинг» переводится именно так) позволяют людям арендовать жилье по более привлекательной цене и при этом быстрее социализироваться, не чувствовать себя в большом городе одиноко. У молодых людей такое проживание становится все более популярным. В том числе, думаю, благодаря сериалам, которые показывают жизнь в коливингах как чрезвычайно интересную и привлекательную. В Берлине коливинги, например, приобретают всё большую популярность.
- Нам это пока совсем незнакомо.
- Пока да. Но, думаю, в ближайшие годы ситуация изменится, поскольку в России есть много активно развивающихся сфер, в том числе IT, которые привлекают большое количество специалистов из разных городов и других стран.
Впрочем, есть и другие форматы жилья, которые становятся сегодня все более востребованными. Например, лофты, создаваемые на месте бывших индустриальных сооружений. Или сочетание квартиры и офисы в одном пространстве. Все они влияют на архитектуру, приводят к новому распределению функций в пределах одного здания.
- Общественные пространства тоже изменяются?
- Да. Отдельно стоит сказать про торговые центры, которые претерпевают большие изменения и в Великобритании, и в Америке, и в Германии. Сегодня в наши города возвращается формат торговых улиц, когда магазины расположены на первых этажах зданий и формируют активный уличный фронт. Плюс огромное количество магазинов работает в формате интернет-торговли. А традиционные формы торговли переживают период стагнации. И крупным ТЦ необходимо искать новые способы привлечения клиентов, например, активнее сочетать торговлю и различные образовательно-развлекательные сценарии.
- Получается, меняется сам человек, раз он готов существовать в таких открытых общих пространствах?
- Сам человек и задает эти новые принципы в архитектуре. Люди изобретают новые формы коммуникации друг с другом, новые формы коммуникации с окружением. Здания, пространство лишь подстраиваются под новые потребности.
- По-вашему, красота, эстетика зданий и улиц может повлиять на культуру, на сознание человека?
- Я уверен в том, что хорошо выполненное здание, с вниманием сделанные детали способны воспитать в человеке уважение к архитектуре в целом. Такие здания меньше подвергаются актам вандализма – это доказанный факт.
Конечно, нужен и социальный контроль – большое количество открытых благоустроенных пространств, витрин, просматриваемых подъездов. Делать неприятные вещи в углах гораздо проще, если они укрыты от глаз, не просматриваются.
- Какими вы видите основные задачи города?
- Создание условий для комфортного времяпрепровождения и проживания. Чтобы люди не вытеснялись машинами. Должен быть создан здоровый баланс, удобный для всех – для пешеходов, автомобилистов, велосипедистов, людей с ограниченными возможностями. Пешеходы, конечно, должны пользоваться преимуществами перед автомобилистами. Тогда создается ощущение комфортного и расслабленного существования в городе.
- Кем задается это преимущество пешехода?
- Это выражается в пропорциях и иерархии пространств, свободных от застройки, в ясном делении этих пространств на частные и общественные. В пределах общественных пространств должны быть очень четко разграничены безопасные пешеходные пространства и дороги. По пешеходным пространствам человек должен идти спокойно, зная, что с ним ничего не случится. Спокойствие – это очень важное ощущение человека в городе.
- Вы выступаете против разграничения пешеходных и автомобильных потоков. Как это может выглядеть в реальности?
- Я против разведения потоков на различные уровни города. Потому что любые обособленные мосты или тоннели – это зона повышенного дискомфорта и риска. Я за то, чтобы автомобильные и пешеходные потоки были обособленны друг от друга, но не разграничены в пространстве, чтобы автомобилисты и пешеходы могли видеть, наблюдать друг друга.
- Что должно присутствовать в определении «хорошие условия для жизни» для Вас лично?
- Безопасность и комфорт.
- То есть в нашем мире главное всё-таки безопасность?
- Да, безусловно. Безопасность дарит ощущение спокойствия, а спокойствие ведет к комфорту, гармонии и здоровому образу жизни.
Любовь Мартынова