Ректор Санкт-Петербургской консерватории, известный музыкант Алексей Васильев в ноябре станет ведущим трека "Культура и молодёжь" на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, о самых ярких участниках которого мы решили заранее рассказать на страницах нашего издания. В интервью «Культуромании» он рассказывает о том, в чем преимущество изучения именно академической музыки.
- На Культурном форуме вы ведёте трек «Культура и молодёжь». С чем связан выбор темы, формата проведения?
- Сам формат проведения трека был предложен администрацией Форума и показался интересным. Что касается темы «Культура и молодёжь», то она актуальна всегда. Как предоставить молодёжи возможность себя реализовать наилучшим образом – вот наша главная задача, которую мы будем обсуждать в рамках трека.
- Почему вы скомпоновали программу подобным образом?
- Мы постарались выстроить её так, чтобы мероприятия, которые являются частью разных потоков, были объединены общей логикой и шли друг за другом, а заинтересованная аудитория имела возможность посетить их полностью или же частично. Мы представляем четыре мероприятия в Профессиональном потоке и десять в Общественном. Это мастер-классы, пленарные заседания, круглые столы, сессии, просто беседы. Тематика у них достаточно разнообразная. Проблемы современного образования обсуждаются на Форуме ежегодно. Очень полезно пообщаться в этом контексте: нам интересен опыт зарубежных коллег, а им – наш.
- Что из всей программы вы считаете самым важным?
- Лично для меня, как руководителя трека, важнее всего мероприятие Сессия «Союз молодых ученых в области музыкального искусства: цели, задачи, перспективы сотрудничества». Это инициатива серьёзного масштаба. Два года назад наши студенты, один из которых Михаил Черниговский, председатель Совета молодых учёных Консерватории, разработали этот проект. Мы приняли решение поддержать его. К Форуму сообщество, которое стартовало, как Совет молодых учёных, уже трансформировалось в Союз молодых учёных и в настоящий момент является частью Союза молодых учёных восточно-славянских стран, который представляет собой важное подразделение международного музыкального сообщества. Для нас очень важно, что эти ребята могут показать свою работу, продемонстрировать и задать вектор направления развития деятельности молодёжных советов в современных вузах.
- По какой причине в молодёжной теме в программе не отражены образцы современного искусства?
- Современное искусство – это, действительно, актуальная тема, но поскольку Консерватория специализируется именно на академическом искусстве, нам ближе этот аспект. Все мы прекрасно знаем, что академическое искусство требует более глубокого освоения профессии и специальности, в которой молодые люди задействованы.
Музыкант, который исполняющий академический репертуар, должен быть гораздо более образован и подкован, чем рок-музыкант. Последним всё-таки немного проще. Вы можете вспомнить много имён рок-музыкантов или диджеев, подавляющее число которых -- самоучки. Академический музыкант самоучкой быть не может. Это отдельная область искусства и отдельный ряд проблем для обсуждения.
Конечно, если этот трек будет продолжен и на следующих форумах, мы сможем обсудить формы взаимодействия современного искусства с академическим.
- А как же современная симфоническая музыка? Многие молодые музыканты ею интересуются, включая и ваш творческий коллектив.
- У Симфонического оркестра Консерватории есть традиция исполнять сочинения ныне здравствующих композиторов, работающих у нас.
19 октября уже в девятнадцатый раз у нас стартовал грандиозный фестиваль «Международная неделя Консерваторий», на котором мы представляем новое сочинение Сергея Михайловича Слонимского. На Всероссийском конкурсе камерной музыки наши квартеты представят произведения Антона Танонова, который у нас сейчас заведует кафедрой композиции. Все, что касается современной музыки в академических жанрах, является частью нашей профессии.
- А вы сами какую музыку предпочитаете слушать? И какой учите студентов?
- В обычной жизни я предпочитаю слушать традиционный джаз, а также рок-музыку, которую люблю с детства - Beatles, Queen, Стинга. В свободное время часто слушаю музыку, которой буду дирижировать в моих ближайших выступлениях.
Но вообще, в автомобиле, во время движения, не очень удобно слушать академическую музыку. Она подразумевает слишком большой динамический диапазон. Я имею в виду разницу между громкими и тихими фрагментами, а в автомобиле и в самолёте очень сложно настроить баланс так, чтобы всё воспринимать адекватно.
Вдохновляюсь я решительно всем, что мне нравится, что находит отклик в моей душе. Вне зависимости от того, академическая это музыка или не академическая. Лишь бы было талантливо написано.
- Симфонический оркестр Консерватории регулярно объезжает Россию и страны ближнего зарубежья. Когда и куда планируете ехать? С какой программой?
- Поскольку это студенческий оркестр, мы не можем гастролировать слишком часто. Нам необходимо помнить об образовательном процессе. Традиционные выезды происходят в летние месяцы, когда учёба подходит к концу, либо на каникулах.
В основном мы концертируем в странах ближнего зарубежья. В июне и августе 2020 года у нас запланированы поездки в страны Балтии. Обсуждается также визит в Китай в первой половине ноября. Если всё удастся организовать, то мы поедем туда с программой русской музыки. Это Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Прокофьев. Они всегда пользуются спросом за рубежом.
Чайковский был первым выпускником нашей Консерватории, Римский-Корсаков – одним из наших именитых профессоров. Шостакович и Прокофьев - тоже выпускники Консерватории, прославившие alma mater на весь мир.
- Вы сочетаете творческую жизнь и должность ректора. Что из этого вам ближе?
- Всё важно в комплексе. Если бы я работал только администратором с утра до вечера, то просто сошёл бы с ума. Мой день тщательно спланирован. Как правило, утром я прихожу на работу и занимаюсь административной деятельностью, а потом – творческой. Это репетиции, занятия со студентами, выступления на концертах. Такой график не позволяет ни провалиться в процесс неконтролируемого творчества, ни безвозвратно погрузиться в пучину бюрократии и администрирования.
Анна Маганет-Юрова