Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: "Академический музыкант самоучкой быть не может"

Музыка

Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: "Академический музыкант самоучкой быть не может"
31 Октября 2019, 16:41
Ректор Санкт-Петербургской консерватории,  известный музыкант Алексей Васильев в ноябре станет ведущим трека "Культура и молодёжь" на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, о самых ярких участниках которого мы решили заранее рассказать на страницах нашего издания. В интервью «Культуромании» он рассказывает о том, в чем преимущество изучения именно академической музыки.

Ректор Санкт-Петербургской консерватории,  известный музыкант Алексей Васильев в ноябре станет ведущим трека "Культура и молодёжь" на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, о самых ярких участниках которого мы решили заранее рассказать на страницах нашего издания. В интервью «Культуромании» он рассказывает о том, в чем преимущество изучения именно академической музыки.

- На Культурном форуме вы ведёте трек «Культура и молодёжь». С чем связан выбор темы, формата проведения? 

- Сам формат проведения трека был предложен администрацией Форума и показался интересным. Что  касается темы «Культура и молодёжь», то она актуальна всегда. Как предоставить молодёжи возможность себя реализовать наилучшим образом  – вот наша главная задача, которую мы будем обсуждать в рамках трека. 

- Почему вы скомпоновали программу подобным образом?

- Мы постарались выстроить её так, чтобы мероприятия, которые являются частью разных потоков, были объединены общей логикой и шли друг за другом, а заинтересованная аудитория имела возможность посетить их полностью или же частично. Мы представляем четыре мероприятия в Профессиональном потоке и десять в Общественном. Это мастер-классы, пленарные заседания, круглые столы, сессии, просто беседы. Тематика у них  достаточно разнообразная. Проблемы современного  образования обсуждаются  на Форуме ежегодно. Очень полезно пообщаться в этом контексте: нам  интересен опыт зарубежных коллег,  а им – наш.

- Что из всей программы вы считаете самым важным?

- Лично для меня, как руководителя трека, важнее всего мероприятие Сессия «Союз молодых ученых в области музыкального искусства: цели, задачи, перспективы сотрудничества».  Это инициатива серьёзного  масштаба.  Два года назад наши студенты, один из которых Михаил Черниговский,  председатель  Совета молодых учёных Консерватории, разработали этот проект.  Мы  приняли решение поддержать его.  К Форуму сообщество, которое стартовало,  как Совет молодых учёных, уже трансформировалось в Союз молодых учёных и в настоящий момент является частью Союза молодых учёных восточно-славянских стран, который представляет собой важное подразделение международного музыкального сообщества. Для нас очень важно, что эти ребята могут показать свою работу, продемонстрировать и задать  вектор направления развития деятельности молодёжных советов в современных вузах.

- По какой причине в молодёжной теме в программе не отражены образцы современного искусства?

- Современное искусство – это, действительно,  актуальная тема, но  поскольку Консерватория специализируется именно на академическом искусстве, нам ближе этот аспект. Все мы прекрасно знаем, что академическое искусство требует более глубокого освоения профессии и специальности, в которой молодые люди задействованы.
Музыкант, который исполняющий академический репертуар, должен быть гораздо более образован и подкован, чем рок-музыкант. Последним всё-таки немного проще. Вы можете вспомнить много имён рок-музыкантов или диджеев, подавляющее число которых -- самоучки. Академический музыкант самоучкой быть не может. Это отдельная область искусства и отдельный  ряд проблем для обсуждения.

Конечно, если этот трек будет продолжен и на следующих форумах,  мы  сможем обсудить формы взаимодействия современного искусства с академическим.  

- А как же современная симфоническая музыка? Многие молодые музыканты ею интересуются, включая и ваш творческий коллектив.

- У Симфонического оркестра Консерватории есть традиция исполнять сочинения ныне здравствующих  композиторов,  работающих у нас. 
19 октября уже в девятнадцатый раз  у нас стартовал грандиозный  фестиваль «Международная неделя Консерваторий»,  на котором мы представляем новое сочинение Сергея Михайловича Слонимского. На Всероссийском конкурсе камерной музыки наши квартеты представят произведения Антона Танонова, который у нас сейчас заведует кафедрой композиции. Все, что касается современной музыки в академических жанрах,  является частью нашей профессии. 

- А вы сами какую музыку предпочитаете слушать? И какой учите студентов?

- В обычной жизни я предпочитаю слушать традиционный джаз, а также рок-музыку, которую люблю с детства -  Beatles, Queen, Стинга. В свободное время часто слушаю  музыку,   которой буду дирижировать  в моих ближайших выступлениях.

Но вообще, в автомобиле, во время движения, не очень удобно слушать академическую музыку. Она подразумевает слишком большой динамический диапазон. Я имею в виду разницу между громкими и тихими фрагментами, а в  автомобиле и в самолёте очень сложно настроить баланс так, чтобы всё воспринимать адекватно. 

Вдохновляюсь я решительно всем, что мне нравится, что находит отклик в моей душе. Вне зависимости от того, академическая это музыка или не академическая.  Лишь бы было талантливо написано.

- Симфонический оркестр  Консерватории регулярно объезжает Россию и страны ближнего зарубежья. Когда и куда планируете ехать? С какой программой?

- Поскольку это студенческий оркестр, мы не можем гастролировать слишком часто. Нам необходимо помнить об образовательном процессе. Традиционные выезды происходят в летние месяцы, когда учёба подходит к концу, либо на каникулах.  

В основном мы концертируем в странах  ближнего зарубежья.  В  июне и августе 2020 года у нас запланированы поездки в страны Балтии. Обсуждается также визит в Китай в первой половине ноября. Если всё удастся организовать, то мы поедем туда с программой русской музыки. Это Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Прокофьев. Они всегда пользуются спросом за рубежом.

Чайковский был первым выпускником нашей Консерватории, Римский-Корсаков  – одним из наших именитых профессоров. Шостакович и Прокофьев -  тоже  выпускники Консерватории,  прославившие alma mater на весь мир.

- Вы сочетаете творческую жизнь и должность ректора. Что из этого вам ближе?

- Всё важно в комплексе. Если бы я работал только администратором с утра до вечера, то просто сошёл бы с ума.  Мой день тщательно спланирован. Как правило, утром я прихожу на работу и занимаюсь административной деятельностью, а потом –  творческой.  Это репетиции,  занятия со студентами,  выступления на концертах. Такой график  не позволяет ни  провалиться в процесс неконтролируемого творчества, ни  безвозвратно погрузиться в пучину бюрократии и администрирования. 

Анна Маганет-Юрова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: "Академический музыкант самоучкой быть не может"

<h2>Ректор Санкт-Петербургской консерватории,  известный музыкант Алексей Васильев в ноябре станет ведущим трека "Культура и молодёжь" на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, о самых ярких участниках которого мы решили заранее рассказать на страницах нашего издания. В интервью «Культуромании» он рассказывает о том, в чем преимущество изучения именно академической музыки.</h2> <b>- На Культурном форуме вы ведёте трек «Культура и молодёжь». С чем связан выбор темы, формата проведения? </b><br> <br> - Сам формат проведения трека был предложен администрацией Форума и показался интересным. Что  касается темы «Культура и молодёжь», то она актуальна всегда. Как предоставить молодёжи возможность себя реализовать наилучшим образом  – вот наша главная задача, которую мы будем обсуждать в рамках трека. <br> <br> <b>- Почему вы скомпоновали программу подобным об</b><b>разом?</b><br> <br> - Мы постарались выстроить её так, чтобы мероприятия, которые являются частью разных потоков, были объединены общей логикой и шли друг за другом, а заинтересованная аудитория имела возможность посетить их полностью или же частично. Мы представляем четыре мероприятия в Профессиональном потоке и десять в Общественном. Это мастер-классы, пленарные заседания, круглые столы, сессии, просто беседы. Тематика у них  достаточно разнообразная. Проблемы современного  образования обсуждаются  на Форуме ежегодно. Очень полезно пообщаться в этом контексте: нам  интересен опыт зарубежных коллег,  а им – наш.<br> <br> <b> - Что из всей программы вы считаете самым важным?</b><br> <br> - Лично для меня, как руководителя трека, важнее всего мероприятие Сессия «Союз молодых ученых в области музыкального искусства: цели, задачи, перспективы сотрудничества».  Это инициатива серьёзного  масштаба.  Два года назад наши студенты, один из которых Михаил Черниговский,  председатель  Совета молодых учёных Консерватории, разработали этот проект.  Мы  приняли решение поддержать его.  К Форуму сообщество, которое стартовало,  как Совет молодых учёных, уже трансформировалось в Союз молодых учёных и в настоящий момент является частью Союза молодых учёных восточно-славянских стран, который представляет собой важное подразделение международного музыкального сообщества. Для нас очень важно, что эти ребята могут показать свою работу, продемонстрировать и задать  вектор направления развития деятельности молодёжных советов в современных вузах.<br> <br> <b> - По какой причине в молодёжной теме в программе не отражены образцы современного искусства?</b><br> <br> - Современное искусство – это, действительно,  актуальная тема, но  поскольку Консерватория специализируется именно на академическом искусстве, нам ближе этот аспект. Все мы прекрасно знаем, что академическое искусство требует более глубокого освоения профессии и специальности, в которой молодые люди задействованы.<br> Музыкант, который исполняющий академический репертуар, должен быть гораздо более образован и подкован, чем рок-музыкант. Последним всё-таки немного проще. Вы можете вспомнить много имён рок-музыкантов или диджеев, подавляющее число которых -- самоучки. Академический музыкант самоучкой быть не может. Это отдельная область искусства и отдельный  ряд проблем для обсуждения.<br> <br> Конечно, если этот трек будет продолжен и на следующих форумах,  мы  сможем обсудить формы взаимодействия современного искусства с академическим.  <br> <br> <b> - А как же современная симфоническая музыка? Многие молодые музыканты ею интересуются, включая и ваш творческий коллектив.</b><br> <br> - У Симфонического оркестра Консерватории есть традиция исполнять сочинения ныне здравствующих  композиторов,  работающих у нас. <br> 19 октября уже в девятнадцатый раз  у нас стартовал грандиозный  фестиваль «Международная неделя Консерваторий»,  на котором мы представляем новое сочинение Сергея Михайловича Слонимского. На Всероссийском конкурсе камерной музыки наши квартеты представят произведения Антона Танонова, который у нас сейчас заведует кафедрой композиции. Все, что касается современной музыки в академических жанрах,  является частью нашей профессии. <br> <br> <b>- А вы сами какую музыку предпочитаете слушать? И какой учите студентов?</b><br> <br> - В обычной жизни я предпочитаю слушать традиционный джаз, а также рок-музыку, которую люблю с детства -  Beatles, Queen, Стинга. В свободное время часто слушаю  музыку,   которой буду дирижировать  в моих ближайших выступлениях.<br> <br> Но вообще, в автомобиле, во время движения, не очень удобно слушать академическую музыку. Она подразумевает слишком большой динамический диапазон. Я имею в виду разницу между громкими и тихими фрагментами, а в  автомобиле и в самолёте очень сложно настроить баланс так, чтобы всё воспринимать адекватно. <br> <br> Вдохновляюсь я решительно всем, что мне нравится, что находит отклик в моей душе. Вне зависимости от того, академическая это музыка или не академическая.  Лишь бы было талантливо написано.<br> <br> <b> - Симфонический оркестр  Консерватории регулярно объезжает Россию и страны ближнего зарубежья. Когда и куда планируете ехать? С какой программой?</b><br> <br> - Поскольку это студенческий оркестр, мы не можем гастролировать слишком часто. Нам необходимо помнить об образовательном процессе. Традиционные выезды происходят в летние месяцы, когда учёба подходит к концу, либо на каникулах.  <br> <br> В основном мы концертируем в странах  ближнего зарубежья.  В  июне и августе 2020 года у нас запланированы поездки в страны Балтии. Обсуждается также визит в Китай в первой половине ноября. Если всё удастся организовать, то мы поедем туда с программой русской музыки. Это Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Прокофьев. Они всегда пользуются спросом за рубежом.<br> <br> Чайковский был первым выпускником нашей Консерватории, Римский-Корсаков  – одним из наших именитых профессоров. Шостакович и Прокофьев -  тоже  выпускники Консерватории,  прославившие alma mater на весь мир.<br> <br> <b>- Вы сочетаете творческую жизнь и должность ректора. Что из этого вам ближе?</b><br> <br> - Всё важно в комплексе. Если бы я работал только администратором с утра до вечера, то просто сошёл бы с ума.  Мой день тщательно спланирован. Как правило, утром я прихожу на работу и занимаюсь административной деятельностью, а потом –  творческой.  Это репетиции,  занятия со студентами,  выступления на концертах. Такой график  не позволяет ни  провалиться в процесс неконтролируемого творчества, ни  безвозвратно погрузиться в пучину бюрократии и администрирования. <br> <br> <b>Анна Маганет-Юрова</b><br> <br>

Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: &amp;quot;Академический музыкант самоучкой быть не может&amp;quot;

Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: &amp;quot;Академический музыкант самоучкой быть не может&amp;quot;

Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: &amp;quot;Академический музыкант самоучкой быть не может&amp;quot;

Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: &amp;quot;Академический музыкант самоучкой быть не может&amp;quot;