Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»

Кино-театр

Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»
24 Августа 2020, 10:51

Президент Общенациональной программы «В кругу семьи», руководитель одноименного фестиваля Александр Ковтунец рассказал «Культуромании» о том, сложно ли в сегодняшней России продвигать семейные ценности.

Президент Общенациональной программы «В кругу семьи», руководитель одноименного фестиваля Александр Ковтунец рассказал «Культуромании» о том, сложно ли в сегодняшней России продвигать семейные ценности.

- Начнем с наиболее актуальной проблемы сейчас. Пандемия коронавируса привела к отмене всех массовых мероприятий, в том числе в кинематографе. На ваш взгляд, как долго будет идти восстановление индустрии в нашей стране?

- Сейчас делать прогнозы достаточно сложно, ведь бытуют разные мнения насчет «второй волны» эпидемии, а также мер по ограничению массовых мероприятий до конца года. Не исключено, что мы уже сейчас перешли в новую парадигму бытия, в которой нам существовать еще очень долго. Я говорю о комбинированном формате офлайн + онлайн. Когда мы планировали фестиваль «В кругу семьи», то ни о какой изоляции еще речи и не шло. Но все развивалось очень стремительно, и нам пришлось подстраиваться под обстоятельства. Не хочу громких слов, но, кажется, получилось достойно. В формате онлайн мы собрали аудиторию более 15 млн человек, а это существенно больше привычного нам регионального офлайн-режима.

- Нужны ли теперь кинофестивали в их классическом понимании или после пандемии произойдет изменения формата проведения таких мероприятий?

- Я за личный контакт, за ту атмосферу, которая создается в кинозале на показах. Любой фестиваль — это же не просто набор картин и график показов, это целостная концепция, посвященная одной теме. Объединение людей, которые голосуют своим временем ради того, чтобы оказаться в кругу единомышленников. «Удаленка» в данном ключе — безусловно, компромисс, необходимый в силу обстоятельств. На фестивалях, кроме показов и общения, завязываются деловые знакомства и обсуждаются новые проекты. У нас таких историй было немало, когда становишься невольным свидетелем мимолетной встречи, а через пару лет смотришь на ее результат уже на экране кинотеатра. Это мировая практика, которая себя успешно зарекомендовала. Но в нашем случае был еще региональный акцент, так как мы проводили фестиваль в Ярославле, а для города это знаковое событие.

- Но в Москве организовывать это все равно удобнее?

- Да, никто с этим не спорит, у нас есть и другие проекты в столице, но для развития культуры одной Москвы недостаточно. Тут есть все — и театры, и галереи, классика и современное искусство, перформансы, а в регионах этого не хватает. Но люди-то живут не только в Москве. Много талантов в небольших городах, где любое событие как глоток свежего воздуха, там этого ждут, «горят» этим, нет такого пресыщения. И отдача чувствуется на другом уровне — Москва задает высокую планку, люди более требовательные, не всегда готовые к тем форматам, которые мы предлагаем, но при этом в погоне за популярностью тут можно упустить социальную миссию.

- А в чем эта миссия состоит?

- Моя работа уже много лет связана с развитием и донесением семейных ценностей, созданием позитивного контента. Я считаю, что это очень важно именно сегодня, так как молодое поколение очень креативно, у них есть доступ к любой информации, нет вообще никаких ограничений в плане творчества. Нашему поколение такое и не снилось даже. Но у такой свободы есть и обратная сторона — легко уйти в сторону гонки за одобрением, хайпом, спекуляции на резонансных вещах. И в массовом сознании случаются подмены понятий, что хорошо, а что плохо.

- Вы говорите про социальные сети?

- Я говорю в целом о каналах коммуникации. Социальные сети — это прекрасно, я сам активно ими пользуюсь, веду свою страницу в Instagram, которая совершенно неожиданно набрала большое количество подписчиков. Но все же зависит от человека. Талант всегда можно использовать как во благо, так и во вред. Поэтому я для себя поставил цель — помогать в создании добрых и правильных ценностей, поддерживать благие начинания. К сожалению, таких направлений и проектов в нашей стране осталось немного, можно по пальцам пересчитать.

Поэтому мы сами создаем подобные проекты, которые посредством искусства поднимают важные семейные вопросы. К примеру, планируем запустить целую серию короткометражных историй «Быть», первую из которых, к слову, посмотрело в социальных сетях 70 млн человек. Новый фильм «Горящие сердца» мы начинаем снимать в августе. Он расскажет о людях, живущих в браке, но в пандемию вдруг решивших, что они разлюбили друг друга. И вот они думают, что нужно сделать, чтобы снова смотреть друг на друга влюбленными глазами.

А в полнометражном фильме «Быть» с Никитой Пресняковым в главной роли мы покажем героя, у которого нет никакого контакта с родителями. Но по ходу картины он меняется, а к финалу уже готов отдать жизнь за свою семью.

Я считаю, что такие фильмы особенно нужны в сложном современном мире.

- Вот вы давно занимаетесь кино и театром, много снимались, выступали в роли продюсера. Прекрасно понимаете, как устроен шоу-бизнес. Неужели семейная тематика востребована?

- Очень и очень сильно. У многих сейчас впечатление, что у нас кроме адаптации американских комиксов и другой полярности — европейского арт-хауса — ничего нет, достойного внимания. А на самом деле это вопрос промоушена. Если человеку все время навязывать только одну сторону, то у него рано или поздно возникнет непреодолимое желание посмотреть и на другую. И сейчас это и происходит. Люди устают от бесконечного негатива, от гипертрофированных эмоций и ненастоящей жизни, которая транслируется в большинстве массовых продуктах киноискусства. Хочется уюта и доброты, потому что мир вокруг — он не про страдания, а про создание и развитие. У нас был на фестивале случай, когда меня спрашивали: «А боевики будут? А триллеры? Кому это ваше семейное кино интересно?». Я ответил, что нет, не будет, но попросил человека остаться до конца. И только потом он понял, что такое на самом деле «семейное кино». Там эмоции не менее сильны, катарсис куда более явный, потому что это настоящая жизнь, а не выдуманная.

С театром ситуация несколько иная — есть постановки действительно сложные, они про такие переживания, от которых потом надо долго в себя приходить. Сейчас больше экспериментов ставят с классикой, с формами и подачей. И мне это очень нравится, театр живет и развивается, хотя и ему много раз предрекали упадок с развитием новых медиа.

- Давайте вернемся к вопросу о ценностях. Мы все немного космополиты, культуры смешиваются. Вам не кажется, что вы призываете к более консервативным взглядам в отношении общества и молодежи в первую очередь?

- Ни в коем случае. Я за прогрессивность, но в разумных ее проявлениях. Не стоит за ценности принимать стереотипы поведения общества, хотя и они имеют место. Существенно поменялся процесс переоценки происходящего культурного мышления. Во многих областях мы стали неким котлом культур и общностей. Под ценностями я подразумеваю все-таки позитивное мышление, желание создавать. Говорят, что настоящий художник должен страдать, тогда у него действительно рождается стоящее произведение. Считаю, что если настоящий художник будет счастлив, то и работы у него получатся еще лучше.

Говоря о семейных ценностях, я вам пример приведу как раз по итогам карантина — люди оказались в замкнутом пространстве, многие впервые столько времени провели вместе, а это и молодые пары, и уже состоявшиеся взрослые семьи с детьми. И сразу возникло огромное количество конфликтов, стычек, эмоционального кризиса. Люди общаться разучились друг с другом, потому что вся жизнь перешла во вне — в интернет, в общественную активность и так далее. А когда один на один остались, не поняли, как надо общаться, разучились. Конечно, тут неминуемы раздоры и все остальное. Вот семейное кино и пришло на помощь — мы показали несколько циклов из разных стран. Проблемы у всех людей в мире одинаковы, все сталкиваются с похожими ситуациями, в этом нет ничего плохого. Главное, находить из них выход и уметь общаться. Многим пришлось учиться этому заново. А когда у тебя в семье разлад, то ни о чем другом думать не получается. Сразу становится не по себе, все силы уходят на переживания. В нашем обществе и в современной динамике жизни это иногда бывает роковым ударом. Поэтому искусство выступает не просто данью высокому, но и вполне практичным способом терапии.

- А другие области в творчестве или той же фестивальной деятельности вам неинтересны? Или они не востребованы?

- Я стараюсь себе рамок в таких вопросах не ставить, а со всеми социальными группами работать. Фестивали и мероприятия были даже на тему экологии и жилья для многодетных семей, а театральные и кинопроекты совсем разные. А вот про востребованность вопрос, как говорится, о больном! Я общался с западными коллегами, у которых в целом подход не отличается от нашего — социально значимые проекты всегда реализуются при содействии фондов и крупных компаний. «В кругу семьи» поддерживает, к примеру, Госкорпорация «Ростех» и лично ее генеральный директор Сергей Викторович Чемезов, за что хочется сказать огромное спасибо. Особенно за поддержку в это непростое время. Есть и те, для кого коммерческий интерес выше, но тут у нас иная плоскость отношений. Но главное, что у людей есть интерес и запрос. Как на авторское кино, на яркие и экспериментальные постановки, на очень непривычные для массового зрителя выставки и на наши социальные темы. Если бы такого запроса не было, мы бы никогда ничего провести не смогли, кто бы нам ни помогал.

- Какие у вас планы на этот год? Продолжите фестивальную деятельность?

- Очень хотелось бы не прекращать и не останавливаться. Главный результат, что с каждым годом сторонников и продолжателей дела становится все больше. Фестивалю в этом году исполнилось 15 лет, а это, можно сказать, целая жизнь. И те, кто еще совсем детьми приходили на первые показы, сегодня становятся продюсерами и настоящими импресарио по всей стране, активно продвигают свои проекты в различных направлениях, где-то связанные целиком с искусством, где-то уже в большей степени социальные. Но радует то, что мы в свое время приложили руку к тому, чтобы эти люди выросли достойными и инициативными. Это наша главная победа.

Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи».

Проведено 15 фестивалей в 8 городах страны: Калуге, Новосибирске, Екатеринбурге, Москве, Иркутске, Калининграде, Санкт-Петербурге, Ярославле. Каждый год в кинофестивале принимают участие от 15 до 20 стран мира. В разное время гостями фестиваля стали российские и зарубежные звезды: О.Мути, М. Плачидо, С.Насери, Д. Мацуев, Ю. Башмет, С. Любшин, Ф. Добронравов, С. Шакуров, В.Вдовиченков, Е.Лядова, О. Кабо, Г. Куценко, Е. Гусева, Д. Харатьян и многие другие. Презентация фестиваля состоялась на международных кинофестивалях в Канне (Франция), Берлине (Германия) и «Шелковый путь» (Китай).

Ирина Бас

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»

<h2> Президент Общенациональной программы «В кругу семьи», руководитель одноименного фестиваля Александр Ковтунец рассказал «Культуромании» о том, сложно ли в сегодняшней России продвигать семейные ценности. </h2> <p> <b>- Начнем с наиболее актуальной проблемы сейчас. Пандемия коронавируса привела к отмене всех массовых мероприятий, в том числе в кинематографе. На ваш взгляд, как долго будет идти восстановление индустрии в нашей стране?</b> </p> <p> - Сейчас делать прогнозы достаточно сложно, ведь бытуют разные мнения насчет «второй волны» эпидемии, а также мер по ограничению массовых мероприятий до конца года. Не исключено, что мы уже сейчас перешли в новую парадигму бытия, в которой нам существовать еще очень долго. Я говорю о комбинированном формате офлайн + онлайн. Когда мы планировали фестиваль «В кругу семьи», то ни о какой изоляции еще речи и не шло. Но все развивалось очень стремительно, и нам пришлось подстраиваться под обстоятельства. Не хочу громких слов, но, кажется, получилось достойно. В формате онлайн мы собрали аудиторию более 15 млн человек, а это существенно больше привычного нам регионального офлайн-режима. </p> <p> <b>- Нужны ли теперь кинофестивали в их классическом понимании или после пандемии произойдет изменения формата проведения таких мероприятий?</b> </p> <p> - Я за личный контакт, за ту атмосферу, которая создается в кинозале на показах. Любой фестиваль — это же не просто набор картин и график показов, это целостная концепция, посвященная одной теме. Объединение людей, которые голосуют своим временем ради того, чтобы оказаться в кругу единомышленников. «Удаленка» в данном ключе — безусловно, компромисс, необходимый в силу обстоятельств. На фестивалях, кроме показов и общения, завязываются деловые знакомства и обсуждаются новые проекты. У нас таких историй было немало, когда становишься невольным свидетелем мимолетной встречи, а через пару лет смотришь на ее результат уже на экране кинотеатра. Это мировая практика, которая себя успешно зарекомендовала. Но в нашем случае был еще региональный акцент, так как мы проводили фестиваль в Ярославле, а для города это знаковое событие. </p> <p> <b>- Но в Москве организовывать это все равно удобнее?</b> </p> <p> - Да, никто с этим не спорит, у нас есть и другие проекты в столице, но для развития культуры одной Москвы недостаточно. Тут есть все — и театры, и галереи, классика и современное искусство, перформансы, а в регионах этого не хватает. Но люди-то живут не только в Москве. Много талантов в небольших городах, где любое событие как глоток свежего воздуха, там этого ждут, «горят» этим, нет такого пресыщения. И отдача чувствуется на другом уровне — Москва задает высокую планку, люди более требовательные, не всегда готовые к тем форматам, которые мы предлагаем, но при этом в погоне за популярностью тут можно упустить социальную миссию. </p> <p> <b>- А в чем эта миссия состоит?</b> </p> <p> - Моя работа уже много лет связана с развитием и донесением семейных ценностей, созданием позитивного контента. Я считаю, что это очень важно именно сегодня, так как молодое поколение очень креативно, у них есть доступ к любой информации, нет вообще никаких ограничений в плане творчества. Нашему поколение такое и не снилось даже. Но у такой свободы есть и обратная сторона — легко уйти в сторону гонки за одобрением, хайпом, спекуляции на резонансных вещах. И в массовом сознании случаются подмены понятий, что хорошо, а что плохо. </p> <p> <b>- Вы говорите про социальные сети?</b> </p> <p> - Я говорю в целом о каналах коммуникации. Социальные сети — это прекрасно, я сам активно ими пользуюсь, веду свою страницу в Instagram, которая совершенно неожиданно набрала большое количество подписчиков. Но все же зависит от человека. Талант всегда можно использовать как во благо, так и во вред. Поэтому я для себя поставил цель — помогать в создании добрых и правильных ценностей, поддерживать благие начинания. К сожалению, таких направлений и проектов в нашей стране осталось немного, можно по пальцам пересчитать. </p> <p> Поэтому мы сами создаем подобные проекты, которые посредством искусства поднимают важные семейные вопросы. К примеру, планируем запустить целую серию короткометражных историй «Быть», первую из которых, к слову, посмотрело в социальных сетях 70 млн человек. Новый фильм «Горящие сердца» мы начинаем снимать в августе. Он расскажет о людях, живущих в браке, но в пандемию вдруг решивших, что они разлюбили друг друга. И вот они думают, что нужно сделать, чтобы снова смотреть друг на друга влюбленными глазами. </p> <p> А в полнометражном фильме «Быть» с Никитой Пресняковым в главной роли мы покажем героя, у которого нет никакого контакта с родителями. Но по ходу картины он меняется, а к финалу уже готов отдать жизнь за свою семью. </p> <p> Я считаю, что такие фильмы особенно нужны в сложном современном мире. </p> <p> <b>- Вот вы давно занимаетесь кино и театром, много снимались, выступали в роли продюсера. Прекрасно понимаете, как устроен шоу-бизнес. Неужели семейная тематика востребована?</b> </p> <p> - Очень и очень сильно. У многих сейчас впечатление, что у нас кроме адаптации американских комиксов и другой полярности — европейского арт-хауса — ничего нет, достойного внимания. А на самом деле это вопрос промоушена. Если человеку все время навязывать только одну сторону, то у него рано или поздно возникнет непреодолимое желание посмотреть и на другую. И сейчас это и происходит. Люди устают от бесконечного негатива, от гипертрофированных эмоций и ненастоящей жизни, которая транслируется в большинстве массовых продуктах киноискусства. Хочется уюта и доброты, потому что мир вокруг — он не про страдания, а про создание и развитие. У нас был на фестивале случай, когда меня спрашивали: «А боевики будут? А триллеры? Кому это ваше семейное кино интересно?». Я ответил, что нет, не будет, но попросил человека остаться до конца. И только потом он понял, что такое на самом деле «семейное кино». Там эмоции не менее сильны, катарсис куда более явный, потому что это настоящая жизнь, а не выдуманная. </p> <p> С театром ситуация несколько иная — есть постановки действительно сложные, они про такие переживания, от которых потом надо долго в себя приходить. Сейчас больше экспериментов ставят с классикой, с формами и подачей. И мне это очень нравится, театр живет и развивается, хотя и ему много раз предрекали упадок с развитием новых медиа. </p> <p> <b>- Давайте вернемся к вопросу о ценностях. Мы все немного космополиты, культуры смешиваются. Вам не кажется, что вы призываете к более консервативным взглядам в отношении общества и молодежи в первую очередь?</b> </p> <p> - Ни в коем случае. Я за прогрессивность, но в разумных ее проявлениях. Не стоит за ценности принимать стереотипы поведения общества, хотя и они имеют место. Существенно поменялся процесс переоценки происходящего культурного мышления. Во многих областях мы стали неким котлом культур и общностей. Под ценностями я подразумеваю все-таки позитивное мышление, желание создавать. Говорят, что настоящий художник должен страдать, тогда у него действительно рождается стоящее произведение. Считаю, что если настоящий художник будет счастлив, то и работы у него получатся еще лучше. </p> <p> Говоря о семейных ценностях, я вам пример приведу как раз по итогам карантина — люди оказались в замкнутом пространстве, многие впервые столько времени провели вместе, а это и молодые пары, и уже состоявшиеся взрослые семьи с детьми. И сразу возникло огромное количество конфликтов, стычек, эмоционального кризиса. Люди общаться разучились друг с другом, потому что вся жизнь перешла во вне — в интернет, в общественную активность и так далее. А когда один на один остались, не поняли, как надо общаться, разучились. Конечно, тут неминуемы раздоры и все остальное. Вот семейное кино и пришло на помощь — мы показали несколько циклов из разных стран. Проблемы у всех людей в мире одинаковы, все сталкиваются с похожими ситуациями, в этом нет ничего плохого. Главное, находить из них выход и уметь общаться. Многим пришлось учиться этому заново. А когда у тебя в семье разлад, то ни о чем другом думать не получается. Сразу становится не по себе, все силы уходят на переживания. В нашем обществе и в современной динамике жизни это иногда бывает роковым ударом. Поэтому искусство выступает не просто данью высокому, но и вполне практичным способом терапии. </p> <p> <b>- А другие области в творчестве или той же фестивальной деятельности вам неинтересны? Или они не востребованы?</b> </p> <p> - Я стараюсь себе рамок в таких вопросах не ставить, а со всеми социальными группами работать. Фестивали и мероприятия были даже на тему экологии и жилья для многодетных семей, а театральные и кинопроекты совсем разные. А вот про востребованность вопрос, как говорится, о больном! Я общался с западными коллегами, у которых в целом подход не отличается от нашего — социально значимые проекты всегда реализуются при содействии фондов и крупных компаний. «В кругу семьи» поддерживает, к примеру, <u>Г</u>оскорпорация «Ростех» и лично ее генеральный директор Сергей Викторович Чемезов, за что хочется сказать огромное спасибо. Особенно за поддержку в это непростое время. Есть и те, для кого коммерческий интерес выше, но тут у нас иная плоскость отношений. Но главное, что у людей есть интерес и запрос. Как на авторское кино, на яркие и экспериментальные постановки, на очень непривычные для массового зрителя выставки и на наши социальные темы. Если бы такого запроса не было, мы бы никогда ничего провести не смогли, кто бы нам ни помогал. </p> <p> <b>- Какие у вас планы на этот год? Продолжите фестивальную деятельность?</b> </p> <p> - Очень хотелось бы не прекращать и не останавливаться. Главный результат, что с каждым годом сторонников и продолжателей дела становится все больше. Фестивалю в этом году исполнилось 15 лет, а это, можно сказать, целая жизнь. И те, кто еще совсем детьми приходили на первые показы, сегодня становятся продюсерами и настоящими импресарио по всей стране, активно продвигают свои проекты в различных направлениях, где-то связанные целиком с искусством, где-то уже в большей степени социальные. Но радует то, что мы в свое время приложили руку к тому, чтобы эти люди выросли достойными и инициативными. Это наша главная победа. </p> <p> <i>Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи».</i> </p> <p> <i>Проведено 15 фестивалей в 8 городах страны: Калуге, Новосибирске, Екатеринбурге, Москве, Иркутске, Калининграде, Санкт-Петербурге, Ярославле. Каждый год в кинофестивале принимают участие от 15 до 20 стран мира. В разное время гостями фестиваля стали российские и зарубежные звезды: О.Мути, М. Плачидо, С.Насери, Д. Мацуев, Ю. Башмет, С. Любшин, Ф. Добронравов, С. Шакуров, В.Вдовиченков, Е.Лядова, О. Кабо, Г. Куценко, Е. Гусева, Д. Харатьян и многие другие. Презентация фестиваля состоялась на международных кинофестивалях в Канне (Франция), Берлине (Германия) и «Шелковый путь» (Китай).</i> </p> <p> <b>Ирина Бас</b> </p>

Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»

Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»

Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»

Александр Ковтунец, руководитель международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи»: «Моя работа связана с созданием позитивного контента»