«Доронинский» театр продолжает лихорадить. 7 февраля состоится второе судебное заседание, на котором будет рассматриваться групповой иск актеров МХАТ им. Горького к администрации театра. «Культуромания» поговорила с участниками «военных» действий, и выяснила, что точку в конфликте поставит решение суда, но будет ли она последней — большой вопрос.
Основных причин конфликта две — смена репертуарной политики после ухода Татьяны Дорониной, много лет возглавлявший этот театр, и требование нового режиссера Эдуарда Боякова перейти с постоянных контрактов на срочные договоры. Часть труппы, которая занимала ведущие позиции при Татьяне Васильевне, отказалась это делать. Негативную реакцию вызвали как изменения в театре, так и ухудшение своего положения — а переход на срочные контракты сложно расценить по-другому.
Раздражение актеров вызывает и то, что руководство театра якобы запрещает давать им комментарии прессе под угрозой увольнения. В театре действительно существует документ — кодекс этики, принятый еще в «Доронинскую» эпоху. Он обязывает работников театра согласовывать с руководством любое мнение, предназначенное для прессы.
Однако адвокат Московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Михайличенко, представляющая интересы группы актеров МХАТ им. Горького в суде, считает, что такое требование — незаконно.
— Работник не имеет право распространяться лишь об одном виде информации — коммерческой тайне. Но положение о ней должно специально прописываться, в театре оно не было введено, да и информация о жизнедеятельности театра к коммерческой тайне не относится. Так что такой запрет — это нарушение конституционных прав и Европейской конвенции по правам человека, в которой предусмотрено право человека на свободу слова, — рассказывает «Культуромании» юрист.
Тем не менее, актеры стараются не рисковать, и еще один собеседник нашего издания — актер МХАТ им. Горького — попросил не называть его имени. Как он утверждает, суть поданного иска в том, что трудовые права актеров нарушаются, а зарплата выплачивается не полностью.
— Действительно, мы, восемь актеров, объединили иски и подали их ко МХАТ им. Горького, также есть несколько наших коллег, они подали заявления в другие суды. Это произошло после того, как мы отказались переходить на срочные трудовые договоры, обратились в трудовую инспекцию и прокуратуру. После этого нас сняли со спектаклей, лишили премий и надбавок. Заменили в постановках совершенно необоснованно, на наш взгляд. Представители театра в суде объяснили данные шаги тем, что другим актерам тоже нужны роли, а также необходимостью омоложения актерского состава. Так вот — есть множество примеров, когда со спектакля снимался актер достаточно молодой и заменялся возрастным или членом труппы, имеющим полную занятость, — говорит собеседник.
— Хочу подчеркнуть, что дело не только в переходе на срочные договоры. Я вижу весомую причину в самом отношении к нам Боякова — это личная неприязнь, возникшая к группе актеров. Режиссер использует административный ресурс, осуществляя давление на них, его действия не продиктованы производственной необходимостью. Это исключительно месть, попытка наказать нас за то, что мы посмели его ослушаться.
На взгляд собеседника «Культуромании», причина конфликта и в том, что пришедшая команда «непрофессиональна».
— У режиссера просто журналистское образование. Сейчас «клепается» большое количество премьер, немного порепетировали и вышли на сцену. Я видел, как проходят эти репетиции — это самодеятельность, а не уровень профессионального академического театра, — делится своим мнением актер. — И даже разговор Татьяны Дорониной с Путиным не помог. Насколько я знаю, Татьяна Васильевна попросила его в первую очередь восстановить в спектаклях актеров, пострадавших в этом конфликте, начислить им удержанные премии и надбавки. Но этого не произошло, наоборот, ситуация усугубилась. Руководство театра утверждает, что постоянно общается с Дорониной и держит ее в курсе происходящего. Но это неправда. Татьяна Васильевна два раза разговаривала с Бояковым. Первый раз — просила, чтобы он не трогал актера Дмитрия Корепина, которого сейчас увольняют. И второй — просила не менять ничего в спектакле «Три сестры», репетиции которого проходят с новым составом актеров. Так что ее мнение в расчет не берется.
Собеседник уверен, что многие актеры, лояльные новому руководству, выбрали эту позицию, испугавшись возможных проблем по работе. И если с ними «поговорить по душам», то выяснится, что они так же недовольны и репертуарной политикой, и тем, что пришлось ухудшить условия труда, заключив срочный договор вместо постоянного, и тем, что театр «превратился в торговый центр». Последнее замечание относится к тому, что сейчас МХАТ работает с утра, в помещении проходят лекции и различные занятия.
Адвокат Ксения Михайличенко рассказала «Культуромании» о том, что по ее мнению, ситуация во МХАТ им.Горького вышла из правового поля.
— Я считаю то, что происходит сейчас с истцами в театре — нарушение закона. Во-первых, это неправомерное лишение премий, а они являются составной частью зарплаты, в соответствие с существующим положением об оплате труда. И в нем, кстати, перечислены критерии — один из них — отсутствие к работе нареканий, так у моих клиентов их нет. Однако с сентября 2019 они все не получают премий.То есть работодатель нарушает требования локальных актов, и почему-то он начал это делать именно в отношении тех работников, которые не согласились перейти на срочный трудовой договор. Поэтому наше требование — начислить невыплаченные с сентября 2019 года премии, — говорит она. — Еще одна проблема — людей, работающих по бессрочному трудовому договору, нельзя принуждать к переходу на срочный договор. Когда истцы отказались это делать, их стали лишать работы — спектаклей, в которых они были заняты годами. С части постановок их просто сняли, с части — заменили другими членами труппы. Поэтому второе наше требование — предоставление работы, которой истцы оказались лишены. И лишили их работы по дискриминационному признаку — из-за нежелания переходить на срочный трудовой договор.
А что же ответчик? Пресс-секретарь МХАТ им. Горького Анастасия Шмарова так прокомментировала позицию театра.
— Каждый гражданин России имеет право подать иск. Но вся работа в кадровом департаменте МХАТ им. Горького идет в соответствии с Трудовым кодексом и внутренними документами, определяющими порядок начисления стимулирующих надбавок актерам. Кстати, на них стоит подпись самой Татьяны Васильевны Дорониной. Что касается актеров, которых якобы сняли со спектаклей из-за того, что они не перешли на срочные трудовые соглашения, то это неправда. Почти половина труппы на них не перешла, но никто кроме истцов не заявляет, что это обстоятельство стало причиной решения о занятости в тех или иных спектаклях. Это вообще не влияет на решения режиссеров — а в соответствии с нормативными документами только режиссер каждого спектакля принимает решение о распределении ролей в спектакле, — сообщила «Культуромании» пресс-секретарь.
По ее словам положение о том, что сотрудники театра не должны высказывать публично негативное мнение в отношении театра, принято несколько лет назад и подписано президентом МХАТ им. Горького Татьяной Дорониной. Это коллективное решение труппы — согласиться с таким документом и считать внутренней этической нормой.
Следующее судебное заседание состоится 7 февраля. Ксения Михайличенко уверяет, что она видит у этого дела перспективы.
— Иначе я не взялась бы за него. Но в то же время есть сложные вещи, например, дискриминация. В России очень мало судебных дел, в которых она рассматривалась. Так что все-таки сложно судить о будущем решении, — делится мнением адвокат. — Но в любом случае для истцов вопрос дискриминации — принципиальный. Часть актеров, кстати, думает о том, чтобы подать иск непосредственно к Эдуарду Боякову о защите чести и достоинства.
Елена Сердечнова