28 августа часть труппы театра МХАТ имени Горького провела пресс-конференцию, на которой предъявила претензии художественному руководителю театра Эдуарду Боякову. Актеры потребовали вернуть президенту МХАТ Татьяне Дорониной ее полномочия, которых она де-факто лишена.
Напомним, что в декабря 2018 года директор и художественный руководитель МХАТ имени Горького Татьяна Доронина стала президентом театра, уступив руководство Эдуарду Боякову. Новый устав театра предполагал активное участие знаменитой актрисы в репертуарной политике, однако она оказалась отстранена от нее.
Заслуженная артистка РФ Лидия Матасова рассказала, что Татьяна Доронина не выходит с января на связь, однако их общей знакомой удалось поговорить с бывшей главой театра. По словам г-жи Матасовой, Доронина чувствует себя оскорбленной и обманутой, поскольку обещания данные главой Министерства культуры Владимиром Мединским и советником президента РФ по вопросам культуры Владимиром Толстым не сбылись. Но бороться ни с кем не собирается, предпочитая стать «затворницей».
Матасова даже зачитала выдержку из стенограммы выступления министра культуры Владимира Мединского и советника президента по культуре Владимира Толстого с представления труппе Эдуарда Боякова, в которой они обещают, что театр останется верным классическому искусству и сохранит верность и православию, и патриотизму. Интересно, что увольнение Дорониной глава Минкульта объяснил единственной возможностью спасти театр от объединения с МХАТ имени Чехова и театром Наций.
Надо сказать, что часть актеров уже достаточно давно ведут борьбу за возвращение полномочий Татьяне Дорониной. Так, 23 июня они записали в интернете видеообращение к президенту России Владимиру Путину, где просили вернуть ей руководство театром. Но видеороликом дело не ограничились. На пресс-конференции сообщили, что было написано 8 писем на имя Путина, однако, как прокомментировала экс-заведующая литературной частью МХАТа Галина Ореханова, уволенная в декабре 2018 года, эти письма якобы «перехватывает» Министерство культуры.
«Я самый главный болгарин!»
Ореханова рассказала «Культуромании», что в во МХАТе имени Горького сейчас происходит то же самое, что происходило при разделе труппы в 1987, именно тогда появился «Доронинский» театр.
— Ефремов хотел избавиться от части труппы, сбросить «балласт», пенсионеров же вовсе уволить. Часть актеров — лучших по его мнению — перевести на хозрасчет и взять с собой в только что восстановленное здание в Камергерском переулке. Актеры «второго сорта» должны были идти работать в помещение на ул. Москвина. Здание же театра на Тверской должно было отойти театру Дружбы народов. Руководить труппами должен был Ефремов. Доронина переходить отказалась, встав на сторону менее востребованных артистов. В результате возник МХАТ имени Горького. И сейчас происходит ровно тоже самое, — считает собеседница.
Интересно, что 32 года назад, в 1987, «доронинцы» написали письмо в Министерство культуры. В нем они красочно описали, как Ефремов напился на гастролях в Болгарии прямо за кулисами театра, а потом голый завернулся во флаг этой страны и вышел на балкон, с которого кричал: «Я самый главный болгарин!».
Вот и 28 августа служители Мельпомены озвучили целое досье на Боякова. Артист театра и кино Антон Наумов припомнил ему отсутствие профильного образования — Бояков закончил журфак Воронежского государственго университета. Упомянул уголовное дело о растрате в Воронежской академии искусств, которую возглавлял Эдуард Бояков, и он же проходил по следствию в качестве свидетеля. И, конечно, Наумов рассказал о постановках худрука, которые на его взгляд, являются непрофессиональными и эстетически неприемлемыми.
Заслуженная артистка РФ Юлия Зыкова рассказала о пьесе «Парикмахерша», которая только готовится к постановке. В ней на лицо героини мочится молодой человек.
“Очнулась, когда поняла, что мне на лицо льется что-то теплое. Это был Коля: он смеялся и писал на меня», — процитировала произведение Зыкова.
По словам актеров, спектакль «Последний герой», поставленный при новом режиссере, провальный. На него люди не идут, зрители приходят только на«доронинские» спектакли. Косвенным подтверждением этому может служить перечень спектаклей, с которым театр поедет на гастроли в Севастополь. «Последнего героя» в этом списке нет.
И хотя на пресс-конференции актеры много говорили о низком качестве постановок при Боякове, настоящим камнем преткновения стал добровольно-принудительный перевод из постоянного штата на срочные договоры.
Суд да дело
Актер театра и кино Антон Наумов рассказал«Культуромании», что данный перевод абсолютно не законен и некоторые актеры уже подали заявления в прокуратуру.
— Татьяна Васильевна перед тем, как ее уволили с поста директора и художественного руководителя театра, перевела всю труппу на бессрочные договоры. Как только Бояков заступил на должность, он сразу сообщил о том, что все актеры должны перейти на срочные контракты. Конечно, кому это понравится. При Дорониной были временные контракты на, скажем, год. Но мы ей доверяли и знали, что несмотря определенный срок договора, работа будет и в следующем году, и через год. Боякову мы, к сожалению, не доверяем, — делится актер. — У меня дети, мне надо брать ипотеку, как мне ее дадут, если у меня срочный договор? Почему мы должны ухудшать условия своей работы? Поэтому я не заключил новый договор, как и часть труппы.
На вопрос корреспондента «Культуромании», надеются ли они на победу, ведь срочные договора вводятся во всех театрах, Наумов ответил отрицательно.
— Не надеюсь я лично на победу, но у меня, у нас нет выбора. Бояков объявил, что актеров, которые не подпишут срочные договоры, уволят, на собрание труппы 30 августа нас не пригласили, например. Наверное, придется прорываться с боем. В любом случае, мы это делаем, сделали, и будь, что будет. Но в планах обращение в суд по поводу нарушения трудового законодательства, — сообщил собеседник.
И еще одним поводом для недовольства части труппы стало решение Минкульта о создании в театре общественного пространства, которое предполагает работу фойе с 9 утра. В нем будут проводится лекции, занятия йогой или танцами, работать различные кружки. Актеры считают, что таким образом театр превратится в «проходной двор». Некоторые из них полагают, что это первый шаг к «захвату» театра Никитой Михалковым, который якобы «положил глаз» на здание в самом центре Москвы для создания в нем своей фестивальной площадки. Одним словом, история повторяется и со зданием, которое может отойти другой организации, другому театру.
Чем закончится конфликт между частью труппы и руководством театра предположить со стопроцентной уверенностью нельзя. Лидия Матасова не проявляет оптимизма, оценивая перспективы противостояния, но дает понять, что актеры настроены на борьбу. На вопрос корреспондента «Культуромании», есть ли у них иной план, кроме как возвращение в театр Татьяны Дорониной, которой исполнилось 85 лет, Матасова отвечает, что они думают и об альтернативной стратегии. Озвучивать ее сейчас не собираются. Галина Ореханова считает, что надо спасать МХАТ имени Горького от «массовика-затейника» Эдуарда Боякова и уверена в победе «доронинцев», апеллируя к истории театра.
Елена Сердечнова