В театре «Практика» сыграли премьеру спектакля «Занос» по пьесе Владимира Сорокина, написанной в 2009 году. Главного героя пьесы, олигарха, в жизни которого происходит цепь ярких событий, заканчивающихся приходом в его дом людей в форме и тотальной экспроприацией, сыграл актер и продюсер Андрей Фомин. В интервью корреспонденту «Культуромании» он рассказал, кого ему напоминают персонажи, окружающие его героя, и какие ассоциации у него вызывает емкое слово «занос».
- Андрей, расскажите, пожалуйста, как вы попали в этот проект.
- Я пришел в театр «Практика» еще при Дмитрии Брусникине – он передал мне свою роль в спектакле «Чапаев и Пустота». Мне кажется, это символично, что я пришел в театр при нем и с его одобрения, я вижу в этом некий внутренний знак. А мы, артисты, верим в такие знаки.
Я начал играть в этом спектакле, выезжая с ним на гастроли, и подружился со всеми брусникинцами, поскольку в этом спектакле и Гладстон Махиб играет, и Петя Скворцов. А дальше, сидя в знаменитом дворике театра «Практика», я встретился с режиссером Юрой Квятковским, с которым был давно знаком - я как продюсер приглашал его делать для меня разные перформансы. Мы с ним делали очень крутое мероприятие на озере Комо, иммерсивный спектакль. И неожиданно он мне сказал, что давно хочет ставить пьесу Сорокина «Занос» и предлагает мне главную роль. Я пьесу прочитал, глупо было отказаться – это роль олигарха, который живет на Первом Успенском шоссе. Я всех этих людей знаю и вижу с начала 90-х.
И сама тема заноса, она имеет глубочайший смысл. Сорокин знаток русского языка и невероятный эквилибрист. Слово «Занос», которое он вынес в название пьесы, емкое и острое, потому что в России коррупция неистребима, но самое главное, что с годами оно становится все более актуальным.
Возьмите историю прошлых лет – министр Улюкаев с дипломатом пришел за заносом. Что это такое? Метафора Сорокина проросла в жизнь.
Ты утром открываешь «Коммерсант», или «РБК», или «Ведомости», и читаешь новости, они как будто бы из этой пьесы. А вот эта фраза из нее: «Он был мультимиллионером, а стал просто миллионером». А «пришли»? Каждый день мы это видим. Вчера пришли в УВД «Дорогомилово», а позавчера пришли к полковнику Захарченко и нашли у него 8 миллиардов. Что у Захарченко нашли? Занос! Это удивительная пьеса, которая отражает то, что происходит вокруг нас каждый день.
Я особенно хочу подчеркнуть, что во всей палитре современной драматургии мы очень редко встречаем главного героя-бизнесмена. А главного героя-олигарха я вообще не помню. А ведь все эти герои вокруг нас, они на слуху, они медийные. Мы все про них знаем, но в драматургию это никогда не переходило. Поэтому олигарх - это очень интересный для театра персонаж, редкий. Мне кажется, что драматургия блестящая, все очень тонко понято и подмечено.
Конечно, все эти миллионеры, олигархи окружают себя богемой. Все мы знаем это прекрасно, они хотят, чтобы слева были артисты, писатели, поэты, справа - эстрадные звезды. Второй слой пародии в этой пьесе – то, как ведут себя прихлебатели олигарха. Они тоже абсолютно ассоциативны. Тот персонаж, которого играет Гладстон Махиб или Алексей Мартынов в другом составе, это абсолютный Тимати, который написал песню о Москве «Съем бургер за Собянина» и получил за свой клип полтора миллиона дизлайков. Вот она, история. Понимаете, десять лет назад Владимир Сорокин написал пьесу, в которой рэпер читает олигарху свои сочинения, и вот четыре месяца назад на день города выходит клип Тимати. То есть в каждом персонаже заложен крутой, мощный типаж.
- Сорокин на встрече с актерами «Практики» сказал, что это странно, что пьеса дозревала до постановки так долго, десять лет. За это время люди в форме, которые появляются в финале и говорят на странном, непонятном всем другим языке, вышли на улицу – мы видели их этим летом. А что случилось с остальными персонажами этой пьесы, как вы думаете, где они сейчас?
- Я думаю, что после того, как олигарха посадили – ему, скорее всего, дали одиннадцать лет, как Ходорковскому – вся эта прекрасная ячейка распалась. Вряд ли эти люди примкнули к другому олигарху. Если ты друг человека, который сидит в тюрьме, ты не станешь другом олигарха. На тебе уже печать.
Но я вижу здесь не только ассоциации с сегодняшним днем, но и аллюзии на тему чеховского «Вишневого сада». Конечно, Сорокин имел в виду вот это предощущение конца, которое есть у Чехова. Геля смотрит в окно и говорит: «Как у вас красиво! Как здорово! Поле видно…» и мой герой ей отвечает: «Поля скоро не будет». Здесь чувствуются чеховские мотивы: герои проводят день в предощущении гибели своего дома, в котором они пока счастливы, но будущее уже витает в воздухе.
- В пьесе Сорокина два раза звучит слово «супрематизм» в начале и в конце, как напоминание о многослойности русской жизни. Почему вы спустя двадцать лет вернулись в театр из другого слоя?
- Это очень интересный вопрос. Я действительно начинал как театральный артист, я закончил Щукинское училище, курс Аллы Александровны Казанской. Меня с моими однокурсниками – Юлией Рутберг, Лидой Вележевой - Михаил Александрович Ульянов принял в труппу Вахтанговского театра. Три года я в нем служил, потом ушел сначала на высшие режиссерские курсы, поскольку решил стать кинорежиссером, а дальше просто ворвалась большая, красивая, бурная жизнь, в которой я нашел для себя нишу – организация мероприятий по принципу театральных постановок. Надо было зарабатывать деньги, двое детей и так далее. Жизнь увела меня в сторону, пока в один прекрасный момент Кирилл Семенович Серебренников не предложил мне сняться в фильме «Изображая жертву».
После фильма он по просьбе Евгения Витальевича Миронова готовил для него антрепризный спектакль – «Фигаро. События одного дня». Имея уже творческую дружбу с Серебренниковым, я попал в этот спектакль. Когда Евгению Витальевичу дали Театр Наций, первым спектаклем этого театра стал «Фигаро» с Лией Ахеджаковой, Авангардом Леонтьевым, никому не известной студенткой Юлией Пересильд, которую выбрали по кастингу на роль служанки. Этот спектакль определил судьбу очень многих. Мы его играли 12 лет, и я таким образом вошел в Театр Наций. Дальше был «Киллер Джо» Явора Гырдева, «Жанна», где мы с Ингеборгой Дапкунайте играем до сих пор уже более пяти лет, потом «Цирк» Максима Диденко, и сейчас я играю в последней премьере, «Иранская конференция» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова.
В общем, я вернулся в свою интересную профессию, что не мешает мне заниматься другим делом – организацией мероприятий. Из последних – свадьба Федора Бондарчука и Паулины Андреевой в Петербурге. Но большинство свадеб засекречены.
- В Сети есть коротенький фрагмент свадьбы саудовской принцессы, которую организовала ваша компания.
- Да, огромный пласт работы связан с арабскими странами. Я сделал огромную свадьбу в Абу-Даби, и в Дубае, и День независимости Катара. Это другая сторона моей жизни, и на профессиональной премии «Событие» я получил премию «Легенда российской event-индустрии». Но в театре это никому не интересно.
- Как вам удается переключаться с роли продюсера, у которого в подчинении огромное количество людей, на роль актера, простого исполнителя? Наверное, для этого надо что-то в себе изменить.
- Вы знаете, актерская профессия дает невероятный опыт. Совершенно потрясающее ощущение времени в тот момент, когда ты находишься на сцене. И это очень редкая возможность. Какие впечатления может купить себе богатый человек? Спрыгнуть с парашютом, проехать по трассе «Формулы 1». А у меня – семь раз в месяц невероятный еxperience, потому что любая роль – это невероятное волнение, это жизнь чужой жизнью, это наслаждение тем, что ты находишься на сцене, приобретаешь какой-то опыт. И если говорить, что для меня сейчас важнее – важнее театр. Я ни разу за 13 лет не отменил и не перенес ни одного спектакля. Потому что репертуар обычно составляется на 3-4 месяца вперед, а безумные люди с огромной свадьбой приходят к тебе за месяц.
Татьяна Филиппова
Фото: Александр Куров, сцена из спектакля "Занос"