До конца июля на 55 площадках Москвы проходят выставки и мероприятия в рамках VI Московской международной Биеннале молодого искусства. Программа и качество событий составляют хорошую конкуренцию классическим музеям и предлагают альтернативный досуг гостям чемпионата мира по футболу. Здесь действительно есть, на что посмотреть и во что вложить средства
До конца июля на 55 площадках Москвы проходят выставки и мероприятия в рамках VI Московской международной Биеннале молодого искусства. Программа и качество событий составляют хорошую конкуренцию классическим музеям и предлагают альтернативный досуг гостям чемпионата мира по футболу. Здесь действительно есть, на что посмотреть и во что вложить средства.
В этом проекте уникально все. Сама концепция: предоставить площадки молодым художникам со всего мира в центре столицы, объединив проекты качественным кураторским надзором. Сделать это в России. И, наконец, провести все действо с помощью, прежде всего, государственных институций – Росизо, Московского музея современного искусства и Государственного центра современного искусства. Оказалось, что в нашей стране достаточно экспертных, материальных ресурсов, поддержки бизнес-сообщества и государства для того, чтобы организовать по-настоящему масштабное и качественное событие в мире совриска.
Биеннале стартовала в 2008 году, и второй раз ее комиссаром является Екатерина Кибовская, глава дирекции по специальным проектам и развитию РОСИЗО, один из главных экспертов российской современной арт-сцены, уважаемый как в Минкульте, так и в среде независимых художников. Кроме нее, в экспертный совет входят еще одиннадцать человек, которые выбирают кураторов выставок и участвуют в формировании концепции. Внушает и партнерская сеть, включающая, например, компании Новатэк, Сибур и ЦУМ. Сами выставочные проекты получились интересными, дискуссионными и стоящими внимания зрителей. Одних только заявок на основной проект было подано около 1500. Кстати, он носит название «Абракадабра», и, по словам организаторов, посвящен «художественным практикам в современном мире, сформированном «экономикой присутствия». Экономика присутствия с легкостью конвертировала традиционные ценности, основанные на материальном производстве, в нематериальные альтернативы, такие, как опыт и эмоции, и сделала невозможными любые различия между временем работы и временем отдыха». Куратор Лукреция Висконти вложила в проект хорошую философскую концепцию, но, пожалуй, выставку проще и правильнее воспринимать, исходя из естественной рефлексии. Художники очень разные, яркие, и их объекты, объединенные под крышей завода «Рассвет» погружают в мир, скорее, ирреальный, чем рациональный, несмотря на связь многих объектов с конкретными социальными или политическими проблемами. Екатерина Кибовская рассказала «Культуромании» об особенностях Биеннале этого года и об участии государственных институтов в ее подготовке.
- Это – единственная биеннале в мире с фокусом на молодых художниках, причем она проходит уже шестой раз. Кроме того, она единственная, построенная на конкурсной основе. Мы получили около 1500 заявок от художников, Лукреция выбрала среди них лучшие, и их можно увидеть в квартале «Рассвет». Впервые такое масштабное событие происходит на недавно, буквально полгода назад, рассекреченном месте – на территории завода «Рассвет». Мы открываем эту площадку для Москвы благодаря KR Properties, владельцам этой территории, которые на безвозмездной основе предоставили локацию. Наша команда – на передовой современного искусства, с нами Лукреция Калабро Висконти, архитектор Алексей Подкидышев, дизайнер айдентики Биеннале Андрей Шелюта. Это лучшие интеллектуальные силы, которые есть сегодня в стране. Большую помощь нам оказывают Московский музей современного искусства и РОСИЗО (две государственные музейные институции-организаторы).
Биеннале состоит из пяти программ: основной, специальной, двух стратегических и параллельной. В ЦУМе мы проводим прекрасный образовательный интенсив под руководством трех кураторов. Большинство имен художников, представленных на наших площадках, абсолютно новые для московского зрителя, и у всех участников очень большой потенциал. Обязательно сходите на все выставки, запомните имена и следите за карьерами будущих больших художников. Министерство культуры нас очень поддерживает, в этом году нам увеличили бюджет, но мы не останавливаемся и работаем с посольствами (многие художник приехали из-за рубежа по грантовым программам), ищем новых партнеров, постоянно прирастаем друзьями и коллегами. Независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG Лукреция Калабро Висконти:
- Один из главных рисков организации большого кураторского проекта сегодня (и он есть абсолютно везде, не только в России) – это то, что когда вы выстраиваете масштабное пространство, с разными институтами, мероприятиями, дипломатией и т. д., то иногда забываете о самом главном. О художниках. При подготовке проекта я ощущала это в очень значительной степени. Треть из всех заявок были из России. Все работы были очень разнородными. Я бы не сказала, что увидела коренные различия между российскими художниками и остальными. Отличия в большей степени связаны с культурными политиками государств, в которых живут авторы. Скажем, в Нидерландах современные художники получают хорошую поддержку, и амбиции их проектов имеют другой масштаб. Но если говорить о практиках, то они настолько поразительно разнородны и открыты. Пора начать говорить о том, что художник – это еще и работа, а работа должна оплачиваться. Иными словами, художники должны иметь структурную поддержку. Такие проекты, как Биеннале, должны стать платформой, чтобы начать этот разговор.
Екатерина Ким
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Абракадабра: Биеннале молодого искусства
<h2>До конца июля на 55 площадках Москвы проходят выставки и мероприятия в рамках VI Московской международной Биеннале молодого искусства. Программа и качество событий составляют хорошую конкуренцию классическим музеям и предлагают альтернативный досуг гостям чемпионата мира по футболу. Здесь действительно есть, на что посмотреть и во что вложить средства.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">
В этом проекте уникально все. Сама концепция: предоставить площадки молодым художникам со всего мира в центре столицы, объединив проекты качественным кураторским надзором. Сделать это в России. И, наконец, провести все действо с помощью, прежде всего, государственных институций – Росизо, Московского музея современного искусства и Государственного центра современного искусства. Оказалось, что в нашей стране достаточно экспертных, материальных ресурсов, поддержки бизнес-сообщества и государства для того, чтобы организовать по-настоящему масштабное и качественное событие в мире совриска.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Биеннале стартовала в 2008 году, и второй раз ее комиссаром является <b>Екатерина Кибовская, глава дирекции по специальным проектам и развитию РОСИЗО</b>, один из главных экспертов российской современной арт-сцены, уважаемый как в Минкульте, так и в среде независимых художников. Кроме нее, в экспертный совет входят еще одиннадцать человек, которые выбирают кураторов выставок и участвуют в формировании концепции. Внушает и партнерская сеть, включающая, например, компании Новатэк, Сибур и ЦУМ. Сами выставочные проекты получились интересными, дискуссионными и стоящими внимания зрителей. Одних только заявок на основной проект было подано около 1500. Кстати, он носит название «Абракадабра», и, по словам организаторов, посвящен «художественным практикам в современном мире, сформированном «экономикой присутствия». Экономика присутствия с легкостью конвертировала традиционные ценности, основанные на материальном производстве, в нематериальные альтернативы, такие, как опыт и эмоции, и сделала невозможными любые различия между временем работы и временем отдыха». Куратор Лукреция Висконти вложила в проект хорошую философскую концепцию, но, пожалуй, выставку проще и правильнее воспринимать, исходя из естественной рефлексии. Художники очень разные, яркие, и их объекты, объединенные под крышей завода «Рассвет» погружают в мир, скорее, ирреальный, чем рациональный, несмотря на связь многих объектов с конкретными социальными или политическими проблемами.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Екатерина Кибовская </b>рассказала «Культуромании» об особенностях Биеннале этого года и об участии государственных институтов в ее подготовке. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Это – единственная биеннале в мире с фокусом на молодых художниках, причем она проходит уже шестой раз. Кроме того, она единственная, построенная на конкурсной основе. Мы получили около 1500 заявок от художников, Лукреция выбрала среди них лучшие, и их можно увидеть в квартале «Рассвет». Впервые такое масштабное событие происходит на недавно, буквально полгода назад, рассекреченном месте – на территории завода «Рассвет». Мы открываем эту площадку для Москвы благодаря KR Properties, владельцам этой территории, которые на безвозмездной основе предоставили локацию. Наша команда – на передовой современного искусства, с нами Лукреция Калабро Висконти, архитектор Алексей Подкидышев, дизайнер айдентики Биеннале Андрей Шелюта. Это лучшие интеллектуальные силы, которые есть сегодня в стране. Большую помощь нам оказывают Московский музей современного искусства и РОСИЗО (две государственные музейные институции-организаторы). </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Биеннале состоит из пяти программ: основной, специальной, двух стратегических и параллельной. В ЦУМе мы проводим прекрасный образовательный интенсив под руководством трех кураторов. Большинство имен художников, представленных на наших площадках, абсолютно новые для московского зрителя, и у всех участников очень большой потенциал. Обязательно сходите на все выставки, запомните имена и следите за карьерами будущих больших художников. Министерство культуры нас очень поддерживает, в этом году нам увеличили бюджет, но мы не останавливаемся и работаем с посольствами (многие художник приехали из-за рубежа по грантовым программам), ищем новых партнеров, постоянно прирастаем друзьями и коллегами.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG Лукреция Калабро Висконти</b>:</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Один из главных рисков организации большого кураторского проекта сегодня (и он есть абсолютно везде, не только в России) – это то, что когда вы выстраиваете масштабное пространство, с разными институтами, мероприятиями, дипломатией и т. д., то иногда забываете о самом главном. О художниках. При подготовке проекта я ощущала это в очень значительной степени. Треть из всех заявок были из России. Все работы были очень разнородными. Я бы не сказала, что увидела коренные различия между российскими художниками и остальными. Отличия в большей степени связаны с культурными политиками государств, в которых живут авторы. Скажем, в Нидерландах современные художники получают хорошую поддержку, и амбиции их проектов имеют другой масштаб. Но если говорить о практиках, то они настолько поразительно разнородны и открыты. Пора начать говорить о том, что художник – это еще и работа, а работа должна оплачиваться. Иными словами, художники должны иметь структурную поддержку. Такие проекты, как Биеннале, должны стать платформой, чтобы начать этот разговор.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Екатерина Ким</b></span>
<p>
</p>