Искусство эпохи Эдо в Пушкинском. 04.09 – 28.10. 2018
Это был небольшой, всего на 250 лет, мирный период, короткая передышка после длительного периода междоусобных войн. Центром Японии стал город Эдо (будущий Токио), куда военный правитель страны сегун Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за 50 лет Эдо из маленькой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением. Клан Токугава правил страной жестко: японцы были лишены ее покидать, иностранцы не могли находиться на ее территории. Исключение было сделано только для китайцев и голландцев, но и они не могли шагу ступить дальше Нагасаки. Но для культуры Японии самоизоляция оказалась благом: в эпоху Эдо, длившуюся с 1641 по 1853 год, все направления традиционного японского искусства достигли расцвета.
В Москву в рамках перекрестного года России и Японии привезли 120 работ, в том числе произведения художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё, укиё-э. Две из них имеют статус национального сокровища. Экспозицию дополняют произведения из российских музеев: живопись из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живопись и гравюра из Музея Востока.
Графика Дейнеки в Музее архитектуры. 14.09 – 13.10.2018
Александр Дейнека, возможно, самый популярный представитель «большого советского стиля»: ни одна выставка не обходится без его работ. Графика художника всегда оставалась в тени его живописи, и выставка «Контуры глобальной эпохи», которая открывается в главном здании Музея архитектуры имени Щусева, должна частично заполнить этот пробел.
Дейнека-график представлен произведениями разных лет: от детских рисунков и экспериментов в области гравюры, которые относятся к периоду учебы на полиграфическом отделении ВХУТЕМАСа, где Дейнека был учеником Владимира Фаворского, до эскизов росписи плафонов станции метро «Новокузнецкая», выполненных в конце 30-х годов.
Можно будет увидеть и наброски к известным живописным работам художника: кураторы выставки считают, что они создают эффект присутствия в мастерской во время создания полотна. Все рисунки являются частью семейного архива художника, который был лишь частично опубликован в ряде исследований и ни разу не был представлен в полном объеме.
Рерихи на ВДНХ. 4.09 – 31.10.2018
Четвертого сентября состоится сразу два события: выставка «Рерихи. Сохраняя культуру», которая приурочена к большому юбилею – 100-летию со дня основания Музея Востока, откроется в отреставрированном павильоне номер 13 на ВДНХ, бывшем павильоне «Армения», построенном по проекту Каро Алабяна в 1939 году.
Экспозиция включает лучшие образцы художественного творчества Николая Рериха – «Земля Славянская», «Похитители огня», «Меч Гессера», «Розовые вершины», а также сотни этюдов из его знаменитой «Гималайской серии». Творчество Святослава Рериха представлено работами, связанными с Индией. Зрители увидят его зарисовки индийского быта – картины «Священная флейта», «Красная земля», «Мои соседи», «Я иду в одиночестве», и редко экспонируемое полотно «Христос с учениками».
Не исключено, что выставка откроет новую страницу споров о знаменитой тибетской экспедиции Николая Рериха, которую одни исследователи считают политической, организованной советским ГПУ (есть предположения, что экспедицию под видом ламы сопровождал чекист Яков Блюмкин), другие – исключительно духовной. В экспозицию вошли документы из архива Рерихов, в том числе письма, адресованные тибетскому правителю далай-ламе, редкие буддийские иконы на ткани и фотографии 20-х годов.
Выставка «В будущее возьмут не всех» в Новой Третьяковке. 07.09.2018 – 13.01.2019
Тем, кто от искусства ждет красоты, на ретроспективе Ильи и Эмилии Кабаковых нечего делать. Один из самых известных в мире представителей современного русского искусства, который с 1980-го года работает вместе со своей женой, прославился своими инсталляциями, показывающее то, что большинство из граждан бывшего СССР хотели бы забыть, - советский быт во всей его красе.
На выставке представлены произведения, охватывающие шесть десятилетий — от ранних работ Ильи Кабакова, выполненных до отъезда из СССР, до инсталляций, макетов и живописных серий последних лет. Впервые за всю выставочную историю собраны вместе программные картины, рисунки, объекты и инсталляции художников: альбомы «Десять персонажей», инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», «Случай в коридоре возле кухни», «Мусорный человек или человек, который никогда ничего ничего не выбрасывал», «Три ночи», «Лабиринт. Альбом моей матери» и другие. От экспозиций в Тейт Модерн и в Государственном Эрмитаже московская выставка отличается тем, что в ее состав включена инсталляция «Пустой музей», а также ряд ключевых произведений Ильи Кабакова из частных собраний.
Bauhaus Imaginista в Гараже. 12.09 – 30.11. 2018
Баухаус был новаторской школой архитектуры, искусства и дизайна, просуществовавшей четырнадцать лет. Основанный в Веймаре в 1919 году, Баухаус по политическим причинам переехал в Дессау в 1925-м, а потом в Берлин в 1932-м, где в следующем году был закрыт нацистами. Несмотря на короткую историю, школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры и строительной индустрии во всем мире, и в Советском Союзе в том числе.
Выставка в «Гараже» посвящена связям между Баухаусом и СССР, о которых знают в основном специалисты. В 1931 году в Москву приехал второй директор школы, Ханнес Майер, вместе со своими семью учениками. В советской стране в это время началась индустриализация, и немецкие архитекторы должны были принять участие в строительстве прекрасного нового мира. Поскольку все они были идеалистами, их ждало сильное разочарование: жизнь в СССР сильно отличался от той, что они себе представляли. Кого-то из них выслали из страны, кто-то был арестован и погиб, но Майер довольно успешно работал в столичном «Гипрогоре», где подготовил планы застройки Магнитогорска, городов-спутников Перми и города Биробиджана. В 1937 году он уехал в Мексику.
Материалы выставки – фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, манифесты, архитектурные наброски и планы – рассказывают не только о новой архитектуре, но и о судьбе социалистических идей в двадцатом веке и об опыте эмиграции, который часто оказывается горьким.
Татьяна Филиппова