Осень 2018-го года урожайна на премьеры, как никогда: каждую неделю в прокат выходит по десять-тринадцать фильмов. Чтобы никто не потерялся в этом многообразии и чтобы никому не было мучительно больно за бесцельно потраченные в кинотеатре часы, Культуромания составила подборку самых ярких проектов этого октября.
«Веном», реж. Рубен Фляйшер, США, прокат с 4 октября
Если вам вдруг стали мерещиться какие-то голоса – не пугайтесь! Это вовсе не значит, что у вас раздвоение личности или шизофрения. Просто в вас поселился инопланетянин – пришелец, бороздивший просторы вселенной в поиске подходящей среды обитания. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг начнете бегать по стенам и откусывать головы своим врагам и соседям – это симбиот, живущий отныне в вас, решил поразмяться и немного перекусить. А если не верите, то спросите у Эдди Брока – безработного журналиста, внутри которого эта липкая сущность угнездилась уже давно…
Пожалуй, нет такого релиза, которого бы ждали в этом году сильнее, чем «Венома». Подлил масла в огонь и приезд в Москву Тома Харди, о котором написали почти все СМИ. Тем не мене, как только фильм вышел, критики на него набросились, как Тузик на грелку. И, в общем, было за что: в «Веноме» катастрофические просчеты с логикой, с мотивациями персонажей (особенно непонятно поведение симбиота, который всю дорогу людишек кушал, а теперь вдруг решил ради них умирать). Но самое обидное даже не в этом, а в том, что фильм опоздал лет эдак на десять, настолько вторичным и беззубым он выглядит. Конечно, в нем есть пара капель юмора, да и герой Тома Харли обаятелен и забавен, но для многомиллионного блокбастера, которого фанаты ждали не один год, этого слишком мало.
Как ни странно, зрители кинокритиков поддержали – судя по отзывам в соцсетях, зубастого инопланетного чудика приняли единицы. Но вот парадокс: при всем при этом народ ломился в кинотеатры толпами. По итогом первого уикенда «Веном» заработал в России и СНГ 943 миллиона рублей – это четвертое место среди лучших стартов за всю историю нашего проката. И это, разумеется, не предел – интерес к проекту пока не спадает. Да и спадет не скоро. Видимо, антигерой интересней для нас с вами, чем кто-то еще.
«Кислота», реж. Александр Горчилин, РФ, прокат с 4 октября
Так скучно быть молодым! Особенно, когда родители живут на Багамах, а ты с друзьями неделями зависаешь у какого-нибудь художника. Кстати, последствия таких тусовок могут быть самые разные. Сашка, например, сам не зная, зачем, сделал себе обрезание. Его друг, накушавшись каких-то запрещенных веществ, разделся догола, завернулся в плащ Бэтмена и шагнул в вечность с балкона. А Петр, который невольно его к этому подтолкнул, выпил после похорон хлорной кислоты, но каким-то чудом остался жив.
«Кислота» Александра Горчилина – фильм-победитель конкурсной программы дебютов 29-го «Кинотавра». Почти сразу к ней прикрепили ярлычок «манифеста поколения двадцатилетних», хотя манифеста, о сути, в картине-то нет. Есть монолог – сбивчивый и эмоциональный, в который авторам до зарезу нужно было засунуть как можно больше всего: и тем, и зрелищ. Поэтому здесь есть и проблема «отцов и детей», и «отношения» с наркотиками, и религия, и сущность современного искусства…
При этом в визуальном плане Горчилин стремился к максимальной выразительности, однако своей собственной, хорошо разработанной эстетики у него не было, пришлось подсматривать у старших товарищей. Таким образом, из под «манифеста двадцатилетних» проглядывают манифесты совершенно другие: в «Кислоте» легко разглядеть влияние Кирилла Серебренникова, Гаспара Ноэ, Дэнни Бойла. А время от времени проект и вовсе смотрится как попытка пересадить «Трейнспоттинг» на нашу почву.
Тем не менее, «Кислота» – кино сильное. И сильно оно прежде всего своим эмоциональным зарядом, своим пацанским желанием разорвать в клочья уютные приемы и штаммы. А еще оно притягивает своей внутренней свободой, с которой авторы пока и сами не знают, что делать.
«Человек на Луне», реж. Дэмьен Шазелл, США, прокат с 11 октября
21 июля 1969-го года американский астронавт НАСА Нил Олден Армстронг сделал первый шаг по лунной поверхности. Однако этот шаг – лишь вершина огромного айсберга, который мог легко раздавить любого. Даже такого сильного человека, как Нил…
«Человек на луне» Дэмьена Шазелла – фильм открытия 75-го Венецианского фестиваля. И на этом же фестивале он и был обхаян впервые. Особенно постарались наши отечественные кинокритики: их расстроил (или, наоборот, обрадовал) тот факт, что «Салют-7», по их мнению, лучше.
На самом же деле, «Салют-7» и «Человек на луне» – это две огромные разницы. Проект Шазелла приближен к реальности на максимально близкое расстояние, более того: он стремится к документальности, и это ощущаешь как в фактологии, так и в визуальной манере.
Правда, земное житье-бытье мистера Армстронга – это один большой недостаток. Характеры персонажей становятся плоскими (видимо, земное притяжение на них так влияет), разговоры пресными и затянутыми. Но как только фильм выходит в открытый космос, ему нет равных. И дело не в шикарных космических панорамах (которых нет – это не «Гравитация»), но в фантастическом, почти нереально мощном эффекте присутствия. Не кто-то другой, а именно ты сидишь внутри консервной банки, которую какой-то мечтатель назвал космическим кораблем, это тебя крутит в сбесившемся модуле с такой скоростью, что мозги превращаются во взбитые сливки, это под твоими ногами дрожит лунный песок… В общем, не пропустите, «Человек на луне» стоит того, чтобы его увидеть.
«Дикая жизнь», реж. Пол Дано, США, прокат с 18 октября
Любовная лодка мистера и миссис Бринстон разбилась не о быт – ее потопило время. Оно и понятно: пятнадцать лет брака – серьезный срок. К тому же, Джерри вылетел с работы, а искать новую у него не было сил. А у Жаннетт не было сил быть идеальной женой и поддерживать мужа, когда тот мычал что-то невнятное в ответ на простой вопрос «был ли ты на бирже труда». Так что их четырнадцатилетнему сыну оставалось только одно: смотреть и ждать, когда брак родителей рассыплется окончательно…
На фоне многомиллионных блокбастеров (вроде «Венона») и фильмов-провокаторов (вроде «Экстаза» – великолепного хулиганского трэша от Гаспара Ноэ) «Дикая жизнь» выглядит, как бедная родственница, которая осмелилась явиться на королевский маскарад в кухонном фартуке. Однако без таких скромниц даже самый роскошный пир не стоил бы ничего. Потому что настоящее, искреннее кино, которое пристально вглядывается в человека, пытаясь не пропустить ни одного оттенка его тревоги или надежды – это большая редкость. А «Дикая жизнь» как раз из таких.
Для любителей регалий и рангов скажу, что у фильма шикарный фестивальный список: он был в конкурсных программах Канн, Санденса и Торонто. Снял же его Пол Дано – известный актер, чей дебютный режиссерский блин оказался вовсе не комок. Более того: уже сейчас, в первом фильме Пола Дано можно заметить элементы авторского почерка и сильную режиссерскую индивидуальность. А это, поверьте, большая редкость.
«Человек, который удивил всех», реж. Наталья Меркулова, Алексей Чупов, РФ, прокат с 25 октября
Если смерть пришла за селезнем, пусть селезень станет уткой – так советует народная мудрость. Егор совет принимает, тем более что выбора у него нет – жить мужику осталось несколько месяцев. В общем, обычный егерь из какой-то Тмутаракани делает то, что все мужики в округе считают немыслимым и позорным…
«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова – фильм-призер 75-го Венецианского фестиваля (проект попал в конкурсную программу «Горизонты», а актриса Наталья Кудряшова получила приз за лучшую женскую роль).
Тем не менее, есть вероятность, что в нашем прокате фильм будет воспринят, мягко говоря, не совсем однозначно. Во-первых, ура-патриоты будут недовольны тем, что в кадре опять «немытая Россия» (ведь у нас, как известно, полуразложившихся деревень не имеется, крестьяне живут в собственных трехэтажных хоромах, а по полям и лесам бегают исключительно в парчовых кафтанах да сафьяновых сапогах). А во-вторых, фильм затрагивает настолько табуированную для нашего кино тему, что нам всем проще сделать вид, что этой темы как бы не существует. Но Наталья Меркулова и Алексей Чупов этот негласный обет молчания решили нарушить, чего им всё те же ура-патриоты, разумеется, не простят. Хотя, собственно, надо ли на них ориентироваться?! Пусть плюются себе гневом праведным, а мы посмотрим один из самых ярких проектов этого года.
Вера Алёнушкина