Christie’s вызвал большой интерес к картине еще на пресс-конференции 10 октября. Несмотря на то, что аукцион специализируется на современном и послевоенном искусстве, он вызвался провести торги по этому полотну, которое приписывается Леонардо да Винчи. Сам аукционный дом отметил, что для него данное событие – большая честь, и шанс продать столь значимый шедевр выпадет нечасто.
Претендентами на «Спасителя мира» были пять человек, четверо из которых вели торг удаленно по телефону через своих агентов, присутствующих в зале. Сумма, которую заплатит будущий владелец картины с учетом комиссии, астрономическая – $450,5 млн. Но можно ли все в жизни изменять деньгами, предавая им слишком большое значение, когда перед тобой подобие Святого Грааля?
История этой картины так же необычна, как и само ее значение. Предполагают, что она была написана великим художником около 1500 года. Картина находилась во дворце английского короля Карла I, несколько раз меняла хозяев и была утеряна до 1900 года. Ее вновь обнаружили, отреставрировали. В 1958 году полотно было продано на Sotheby’s за £45 как копия картины эпохи Возрождения. А в 2005 году – за $10 тыс. Затем за «Спасителем мира» было признано авторство Леонардо да Винчи, и в 2013 году арт-дилер Ив Бувье приобрел ее за $80 млн в интересах российского бизнесмена Дмитрия Рыболовлева (тот, правда, отдал за нее $127 млн). Позже Рыболовлев заявил, что действия Ива Бувье, собиравшего для него произведения искусства, являлись мошенническими. По мнению российского миллиардера, он переплатил вдвое дороже справедливой стоимости за свою коллекцию, потратив порядка $2 млрд. Конфликт до сих пор не завершен. А коллекция бизнесмена тем временем потихоньку распродается.
И вот семейный траст Рыболовлева выставил на торги через Christie’s единственное полотно Леонардо да Винчи, находящееся в частной коллекции.
Столь эпохальное событие было неоднозначно встречено критиками, ведь разгуляться фантазии по поводу критики обоснованности приписывания авторства Леонардо было где. Неоднозначно эксперты воспринимают и качество реставрации полотна. Да, на черно-белой репродукции 1913 года «Спаситель мира» существенно отличается от сегодняшнего состояния картины. Ведь в первоначальном состоянии сохранилась незначительная часть шедевра, в частности, поднятая кисть Христа, тщательно прописанные волнистые локоны. Реставраторам пришлось исправлять ошибки предыдущих реставраций и вмешательств в картину. Итогом стало полотно, выглядящее, по мнению некоторых экспертов, намеренно состаренным и довольно тусклым по сравнению с остальными, более насыщенными полотнами да Винчи.
Американский художественный критик и колумнист New York magazine Джерри Сальц имел смелость заявить, что картина вовсе не является работой великого Леонардо.
Сальц объясняет это, в частности, нехарактерным выбором персонажа полотна (больше не сохранилось ни одного изображения взрослого Христа работы да Винчи), замершей, статичной позой анфас (хотя Леонардо славится как раз умением изображать людей в динамичных, более живых позах), странной визуальной ошибкой написания прозрачной сферы в руке Иисуса (по законам оптики, изображение в шаре должно быть перевернутым).
Вместе с тем тонкость прописания деталей одежды, волос, кистей рук, прием сфумато (смягчение черт) – все это яркие доказательства авторства да Винчи. На основе художественного анализа и технологических исследований покрытия картины эксперты сделали заключения, что перед нами полотно работы именно Леонардо. А в ноябре 2011 года Национальная галерея в Лондоне также высказалась в пользу того, что полотно принадлежит кисти великого мастера. Галерея открыла выставку, посвященную шедеврам Леонардо да Винчи, которые он сделал в период работы при Миланском дворе. Экспозиция выставки включала девять живописных полотен, среди которых был представлен и «Спаситель мира». Картина впервые была представлена общественности и вызвала закономерный интерес.
На волне недавнего успеха картины в Christie’s прекрасно справились с пиар-акцией по случаю выставления «Спасителя» на торги: возможность купить ее преподносилась потенциальным покупателям как небывалая игра случая, шанс, которого в жизни больше не представится. И спорить с этим трудно: выставлялась последняя немузейная картина величайшего мастера. От торгов ожидали сенсации. И она случилась.
Автор статьи: Любовь Мартынова