Так о чем же рассказал нынешний Кинотавр? Давайте подведем итоги и попробуем разобраться.
Первое, что сразу же бросается в глаза – очень большое количество дебютных работ. В конкурсной программе их было 7 (из 14-ти). Например, семейная драма Ксении Зуевой «Близкие», которая перекликается с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. Или черная комедия «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина, в центре которой два незадачливых уголовника, вынужденных спасаться от маньяка. Кстати, это не первый приезд Валиуллина на Кинотавр: в прошлом году он уже побеждал здесь на конкурсе короткометражных фильмов. Впрочем, как и Кирилл Плетнев, который в это раз привез на фестиваль свою дебютную полнометражную картину «Жги!».
Однако победителем в номинации «Лучший дебют» стала «Теснота» Кантемира Балагова – необычная, тонкая и очень зрелая работа, уже побывавшая в Каннах и получившая там приз ФИПРЕССИ. Не отметить этот фильм было нельзя: уверена, что как только он выйдет в прокат, о нем заговорят. Он выстрелит даже с учетом того, что артхаусным драмам приходится сегодня очень непросто, ведь мы потеряли культуру восприятия подобных фильмов, разучились сочувствовать и думать.
Кстати, любой по-настоящему значимый фильм всегда отражает дух времени, а значит, сочетает в себе сразу несколько трендов, свойственных определенному временному отрезку. Так получилось и с «Теснотой»: на его примере можно выявить сразу несколько особенностей, характерных для ситуации в сегодняшнем кинопроме. Одна из таких особенностей – готовность художников-режиссеров рисковать, готовность к экспериментам, к спорам с существующими канонами и традициями. Да, «Теснота» очень лаконична по форме, однако привычной эту форму точно не назовешь.
Что же касается других фильмов фестиваля, то склонность экспериментировать проявляется почти в каждой второй картине. (Недаром председатель жюри 28-го Кинотавра Евгений Миронов в одном из своих интервью сказал, что молодых режиссеров «колбасит»). Экспериментальным является «Турецкое седло» Юсупа Разыкова, где разрабатывается прием разорванного повествования, а реальность переплетается с подсознанием (фильм получил Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков). Экспериментальна и «Прорубь», причем экспериментальна демонстративно, вызывающе: режиссер Андрей Сильвестров с одной стороны пародирует эстетику сегодняшнего телевидения, чередуя ее с откровенной театральщиной, а с другой наполняет свой фильм аллюзиями, отсылающими то к Ницше, то к фольклорным истокам.
Интерес к реальным событиям, да и к реальности как к таковой – еще одна знаковая особенность картин Кинотавра. Обратите внимание: в программе нет ни одного фантастического или исторического фильма, нет фильмов о «жизни замечательных людей», о загнивающем или процветающем Западе и т.д.
Это значит, что режиссерам и продюсерам гораздо интереснее то, что происходит «здесь и сейчас», им нужен день сегодняшний, а не день минувший. В качестве исключения назову только «Заложников» Резо Гигинеишвили (Приз за лучшую режиссуру и операторскую работу Владислава Опельянца), ведь время действия фильма – 1983-й. Однако
и здесь связь с реальностью очень крепка, потому что в основе «Заложников» - подлинная история попытки угона самолета, которая вызвала шок не только в советской Грузии, но и во всем СССР.
На основе реальных событий снята и «Теснота». Реальный случай лежит в основе «Блокбастера» Романа Волобуева (автор идеи узнал о нем из газет), а одна из картин и вовсе оказалась реконструкцией. Речь о работе Виталия Суслина «Голова, два уха». Задачей режиссера было скопировать с максимальной точностью ту нелепую ситуацию, в которую попал простой деревенский парень, который, кстати, сам же и снялся в главной роли.
Понятно, что такой интерес к реальности не может не отражаться на той форме, которую режиссеры выбирают для своих картин. Выражается она не только в том, что режиссеры и операторы выбирают манеру съемки, максимально приближенную к документальной.
В фильм включаются подлинные документальные кадры или новостные сюжеты, которые становятся частью стилистики, особенностью авторского языка («Теснота», в «Прорубь», в «Голова, два уха» и т.д.) Кстати, похожий прием – частый гость картин Звягинцева.
Интерес к сегодняшнему дню сказывается и на выборе темы или персонажа. Посмотрите на список картин повнимательнее: только один фильм, «Мифы» Александра Молочникова, посвящен жизни светской тусовки, все остальные работы связаны или с провинцией, или с образом «маленького человека». Место действия «Тесноты» - Нальчик, «Блокбастера» - Электроугли. Несколько раз повторяется сюжет с приездом провинциала в крупный город («Голова, два уха», «Рок» Ивана Шахназарова). А главный герой безусловного лидера и победителя Кинотавра (фильма Бориса Хлебникова «Аритмия») - самый обычный врач, работающий на скорой помощи.
Еще и еще одна особенность, мимо которой не пройти. Дело вот в чем. Пять конкурсных фильмов из 14 сняты при помощи бюджетных средств: «Три сестры» Юрия Грымова, «Аритмия» и «Жги» получили субсидии от Министерства культуры, а «Блокбастер» и «Рок» - гранты от Фонда Кино. Авторы остальных девяти – больше половины! – искали частных инвесторов. Показателен пример Вадима Валиуллина из Уфы: свою картину «Мертвым повезло» он снимал буквально за гроши, даже декорации строил сам, своими руками. Малобюджетными являются также «Турецкое седло», «Прорубь» и другие.
О чем это говорит? Прежде всего о том, что молодые режиссеры не всегда готовы выстаивать длинные очереди за государственным финансированием: они учатся обходиться малыми средствами или находить другие источники, которые помогут им снять кино.
Авторы и киностудии приспосабливаются к новым условиям, предпочитают работать с меньшими бюджетами, но сохранять свою творческую свободу. Кстати, вот что сказал по этому поводу министр культуры Владимир Мединский, приезжавший на Кинотавр: «Если вы снимаете фильмы без господдержки, и в итоге вашу картину ждет успех — это означает, что киноотрасль здорова. Если фильмы готовы выходить только при государственной поддержке — это означает, что отрасль больна…»